На главную -  Интерьер 

 

Сергей Александрович Соловьев Я виртуальный персонаж...


- Своими фильмами Вы завоевали себе славу довольно продвинутого , современно мыслящего режиссера. Почему же интерьер Вашего дома столь академичен и консервативен?
С.С.: Вы считаете? Я, в общем-то, так не думаю. Он индивидуален - да, связан с русской культурной традицией - тоже да, что же касается академичности... Да, может быть, в некотором смысле и это там есть. И все это не вопреки, а благодаря тому, что Вы называете продвинутостью . Продвинутость эта заключается и в том, что мне неприятно и неинтересно мыслить необуржуазными идеями. Весь этот новорусский минимализм, конструктивизм, доведенный до российского абсурда. Мне кажется, что все эти модные нынешние столичные и подмосковные стили прежде всего строятся на том, что просто выхолащивают все живое содержание жизни, выхолащивают культурный след этой жизни в нас, и мы становимся некими новорусскими манкуртами с беспредметными и ни на чем не основанными футуристическими амбициями. Можно сказать, что на основе нашего беспамятного пофигистского сознания мы пытаемся строить смешное минималистское будущее, которое кажется нам ужасно модным, герметичным, геометричным, функциональным и черте знает что там еще. Но никакая это, конечно, не функциональность, потому что ничто в этой теории и практике не отвечает никаким широким запросам человеческой души, вследствие чего все геометрические амбиции или глупы, или даже смешны. К тому же в России минимализм в прошлом веке переживали уже как минимум дважды. В послереволюционное новобуржуазное время НЭПа культурные идеи бумажного конструктивизма все-таки завершились, на мой вкус, достаточно безумными реальными постройками хоть тех же едва ли не гениальных Весниных: с винтообразными лестницами без ступенек и лифтами, в которые надо запрыгивать, как кенгуру. Впрочем, это, по-моему, уже Корбюзье. Да, конечно же, это было модно, круто, но при чем здесь функциональность человеческого жилища или места для индивидуального человеческого труда? Еще один виток этой смешной моды (это я уже застал) произошел в 50 - 60-х годах, когда на интеллигентных помойках интеллигентного Ленинграда можно было найти уйму красивых и даже поистине бесценных антикварных предметов. Одновременно с чем я также хорошо помню и эти идиотические минималистские креслица о четырех косых ножках, торчащих в разные стороны. В памяти остался эпизод, когда к нам в гости пришел очень умный, очень уважаемый и очень толстый человек, опустился в это кресло и тут же оказался на полу. Эти предметы не только не были рассчитаны на жизнь толстых, но и на жизнь самых обыкновенных людей, они были фантастически неудобны и уродливы, но отвечали тогдашней совковой моде. Но, Вы это и без меня, конечно, знаете, все модное обыкновенно не живет долго, как правило, оно умирает, едва народившись, часто умирает жалостливо, иногда с позорным треском. Это проверено жизнью. И на агонии модных течений строить что-то нормальное, человеческое всегда бессмысленно. В жизни людей после модных течений остается весьма немного, а в культуре часто - и просто белое пятно. Ну посудите сами, можно ли человеку жить в этих 400-метровых полупустынных ангарах, выполненных вроде бы и в стиле хай-тека или другого там этого самого минимализма ? Это же элементарно противоречит душевной жизни человека, совершенно не характерно для его менталитета. Согласитесь, что идею смещенных по отношению друг к другу абстрактных геометрических кубов можно, конечно, принять и за архитектурную идею, и за архитектурный разум, но все-таки если по-честному, то чаще всего это модный архитектурный бред..

 

 

Свой дом я старался устроить так, чтобы мне прежде всего было в нем удобно и комфортно, а значит, чтобы весь он соответствовал моему индивидуальному пониманию удобной и комфортной жизни отдельного человека с отдельными вкусами. Когда-то я попал в Париж, это было еще до 1974-го, по-моему, года, до момента всемирного нефтяного кризиса, который в одночасье превратил элитный Париж в арабско-негритянский припортовый город. Мне повезло, и я помню еще тот восхитительный французский Париж, исключительно белый и очень тихий город. Попал я в тот город впервые, но, уже будучи режиссером, а соответственно взгляд мой был уже не то воспитан, не то отравлен кино. И вот я, гуляя по этому волшебному белому городу, помню, все думал о том, как же тяжело выбирать места для натурных съемок в России и как же это легко и приятно это делать в Париже. Найти в России угол, напротив которого можно было бы поставить камеру и сквозь видоискатель обнаружить, что снимать этот угол совсем не уродливо и не похабно, а даже красиво и радостно, так вот, найти такой угол очень трудно. Иногда просто невозможно. А здесь я чувствовал, какие счастливые люди, делающие французское кино. Куда в Париже ни поставь камеру, куда ни ткни видоискателем - на 360 градусов вокруг тебя будут все-таки произведения искусства. Вот по этому же принципу я и хотел построить свой дом. Мне очень хотелось, чтобы каждая точка на 360 градусов окружающего тебя пространства была художественной, можно даже сказать эксклюзивной. Да и ты сам в этом случае тоже становишься органической частью этого индивидуального пространства..

 

- Что такое Дом в Вашем понимании?
С.С.: Почему только в моем? Тут я солидарен со всеми живущими. Дом - это место круглосуточного проведения целой человеческой жизни. В частности, так жаль, что из нашего российского быта ушло понятие наследного дома . Ну, например, когда граф Толстой говорил, что родился на кожаном диване, на котором до меня родился и мой дед, и прадед, а этот кожаный диван стоит все на том же месте и до сих пор , - это, наверное, и есть нормальное понятие русского дома. Если бы в результате любых социальных передряг в России образовался хотя бы этот скромный институт семейного наследного дома, то только это было бы уже так хорошо, что многое омерзительное, чем за эти передряги заплачено, уже имело бы хоть какой-то смысл и какое-то оправдание. Человеку важно жить в доме, в котором жили до тебя твои близкие. В доме, который остался тебе, а ты не уничтожил его, не минимизировал холуйски в угоду какой-то там моде, а наследовал, ну пусть и преобразил за собственную жизнь в соответствии с собственным опытом, но твердо зная, что и после твоего ухода твой дом не исчезнет, а будут там жить ну хотя бы твои дети, которые тоже не будут подавлены бесом моды и уничтожения. В этой системе культурных наследований и разумных преображений и заключается весь фундаментальный смысл человеческой культуры. Это, наверное, и есть нормальный, разумный ход существования человечества

 

С.С.: Это смешно, конечно. Как это - любимая чашка? Если есть любимая чашка, значит, есть и нелюбимая? Нет, никаких таких любимых или нелюбимых отдельных предметов для меня нет. Давайте оставим в покое эти темные понятия. Просто пространство, в котором живешь, должно быть уважительным к твоей личности, так же как в свою очередь и эта самая личность должна быть уважительной к пространству. Они находятся между собой в сложных, динамически изменяющихся отношениях, и от правильности и совершенства этих отношений тоже в немалой степени зависит - нормальная у человека жизнь или ненормальная. Поэтому я понимаю и с большим уважением отношусь к любым стилям, которые отражают черты той или иной человеческой личности..

 

- Есть ли у Вас любимое кресло, диван, чашка?.

 

- Антикварные вещи, которые Вас окружают, достались Вам по наследству или Вы собирали все сами?
С.С.: Да нет, какое там наследство! Ну не ножки же от рухнувшего кресла?! Да и позже я никогда ничего не собирал целенаправленно, не коллекционировал, потому что, к сожалению, все нет на это времени. Но думаю, что мог бы довольно успешно заниматься этим делом, потому что, мне кажется, у меня есть азарт к собирательству, вкус и тяга к этому. А все вещи, которые у меня, можно даже сказать, сами по себе собрались, пришли сюда по случаю. Многие такие случаи были даже забавными. Например, смешная история произошла с давней покупкой павловского письменного стола. Я однажды зашел, буквально за 30 минут до закрытия, в мебельный комиссионный магазин на Фрунзенской набережной. Людей там уже не было, и только среди рухляди одиноко бродил директор магазина, уже покойный, Иван Иванович... И вдруг посредине указанного хлама я обнаруживаю выдающийся павловский стол - старый, двухъярусный, на колонках. Настоящий мебельный шедевр, я видел нечто подобное только в Павловском дворце, но этот, в комиссионке, был ничем не хуже, может быть даже лучше. Стоил он по тем временам совсем для такого предмета недорого - 400 рублей. А зарплата моя была тогда 25 Вот мы стоим вдвоем посредине магазина, смотрим на этот стол, я и говорю: Такой выдающийся стол, и всего-то навсего 400 рублей. Вот если бы у меня были деньги, я бы его сейчас немедленно купил, сразу, не раздумывая . Иван Иванович одиноко помолчал и вдруг говорит: Хочешь, я их тебе дам в долг . И действительно, протянул мне в руки те самые необходимые 400 рублей, тут же подошел к кассе, подозвал меня, через окошечко я протянул ему его же 400 рублей, тот с достоинством принял их у меня и пробил чек. Стол мы упаковали в считанные мгновения, и он до сих пор стоит у меня

 

Как Вы относитесь к роскоши?
С.С.: Любая красивая индивидуальная вещь - это уже, наверное, роскошь. А то, что называется сегодня у нас роскошными квартирами и интерьерами, - это все-таки свидетельства нищеты, потому что по нищенскому количеству подлинно красивого на квадратный метр площади они вполне нищенские. Нет там ни самостоятельных индивидуальных, ни человеческих, ни профессиональных идей, а следовательно, нет ни изящества, ни мысли. На мой взгляд, роскошь зависит только от этого - от количества красоты и новых одухотворенных идей на квадратный метр пространства

 

- Принимали ли Вы участие в создании интерьеров своих фильмов? Какой из них Вам кажется наиболее удачным с интерьерной точки зрения?
С.С.: Ну а как же иначе?! Это часть моей профессии. Едва-едва начинается новый фильм, как мы начинаем думать об особом пространстве, в котором все это может происходить. Работа у нас общая с художником-постановщиком фильма. Профессия кинематографического художника не только очень тяжелая, предполагающая живую способность сделать эскизы, но этому художнику кино еще необходимы качества историка искусств, знатока и ценителя материальной культуры, а также таланты архитектора и дизайнера. Мне очень повезло, что я практически всю профессиональную жизнь работаю с выдающимся кинематографическим художником Александром Тимофеевичем Борисовым. За всю жизнь мы построили, наверное, около сотни самых разных, зачастую вполне уникальных интерьеров, и каждый из них по-своему мне памятен и дорог. Каждый раз строя и обставляя их, я осуществлял и собственные представления о подлинной красоте пространства. Каждый раз я обнаруживал, что в жилье человека всегда отображается его душа. Предметный мир, в котором проводит свою жизнь тот или иной персонаж, - это его личностное пространство. В конечном счете это его собственный уникальный мир. А совокупности этих миров и составляют города и страны, нашу историю, историю людей, которые здесь были, жили, а потом ушли, оставив нам этот мир

 

А в основном-то, конечно, как и раньше, так и сейчас большинство антиквариата , заполняющее множащиеся антикварные лавки - это всего лишь дорогостоящая рухлядь. Непонимание этого связано прежде всего тоже с отсутствием вкуса у людей. И у тех, которые его покупают, и часто у тех, которые его продают. Люди охотно скупают за огромные деньги всякую бессмысленную траченную молью дрянь, среди которой, конечно же, попадаются и восхитительные предметы. Для опознания их безусловно требуются определенные знания, но прежде всего все-таки вкус. Предмет только кажется молчаливым, на самом деле он так много может о себе рассказать

 

- Есть ли какие-то фильмы, которые Вам понравились и запомнились именно своими интерьерами?

 

- Отечественные кинофильмы, и особенно телесериалы, часто снимаются в совершенно невыразительных, бездарных интерьерах. Как Вы думаете, с чем это связано?
С.С.: Прежде всего это связано с нашей жизнью, о которой я уже говорил. Еще в нынешних телесериалах интерьеры часто сделаны непрофессионально и наспех, а это уже связано с общим кризисом отечественного кинематографа. Когда из наших кинотеатров исчез зритель, то сразу исчезли и деньги, которые в эти кинотеатры приносил зритель, а они-то и вкладывались в кино. У нас в бывшем Союзе было очень богатое кино, потому что его смотрел весь Советский Союз. А богатое кино всегда предполагает уникальный профессионализм создателей. Российский профессионализм создателей российских декораций всегда отличался потрясающей ручной выделкой пространства. Такие картины, как Чайковский , Анна Каренина , Война и мир , - это еще и фантастически воссозданные интерьеры. Наши русские мастера декораций привыкли создавать красоту не поточным методом, не на станке, а всегда вручную, индивидуально, и результаты часто получались феноменальными. Ведь есть же все-таки признанная всем миром колоссальная разница между фабрично-заводским поточным производством и ручной работой! Так вот, на Мосфильме , скажем, существовала гениальная декорационная традиция, выраженная и наследуемая огромным отрядом подлинно талантливых людей. На Мосфильме работали уникальные мастера, которые, допустим, знали, как паяльными лампами прожечь деревянную декорацию, чтобы получить уникальную фактуру стен, а саму декорацию не сжечь. И еще тысячи и тысячи подобных уникальных секретов профессии. В будущем году в городе Ханты-Мансийске будет открыт один из крупнейших живописных музеев страны. Так вот, к этому открытию мы готовим огромную выставку Художники русского кино . Мы уверены, что знакомство с такими выдающимися русскими художниками, как Борисов, Левенталь, Иванов, Абдусаламов, Хамдамов, Ромадин, Бойм, Двигубский, Кусакова, невероятно обогатит наше знание о великом русском живописном искусстве ушедшего века. Все перечисленные мной, а это всего лишь малая часть огромной культуры, - так вот все они, кроме всего прочего, еще и грандиозные живописцы. Поэтому я убежден, что эта выставка будет огромной моделью предметного материального пространства, в котором живет своей жизнью живая человеческая душа

 

- Чувствуете ли Вы, что Ваша профессия наложила отпечаток на Ваши привычки, стиль жизни? В чем это выражено?

 

С.С.: Их очень много. Я считаю, например, выдающимся интерьер фильма Дядя Ваня Кончаловского, его придумал и воссоздал Николай Двигубский. Ромадин гениально сделал Зеркало Тарковского. С точки зрения осмысленного одухотворенного интерьера мне кажется удачным мой давний фильм Егор Булычев и другие , сделанный с Александром Борисовым. Я помню, мы построили для этого фильма трехэтажную декорацию, к которой была подведена вода, канализация, электричество и газ, системы жизнеобеспечения функционировали как в нормальном доме. Поп-артовскую точность игры с предметным пространством мы довели до того уровня, когда, открывая ящик письменного стола, актер обнаруживал там настоящие документы, исписанные листы бумаги, газеты и журналы, которые лежали там и так, как должны они были лежать когда-то в 1916 году..

 


 

В мастерской у папы Карло.
Ольга Волобаева «Дом - это приют для души».
Франческо Луккезе чудеса света, музыка цвета и запахи воды.
Тенденция - комфорт.
Шоу-рум.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика