На главную -  Интерьер 

 

Повелитель красоты


Альбомы с работами Гауди частые гости не только на столах архитекторов, однако именно профессионалу видно то главное, благодаря чему его работы навечно вписаны в историю мировой культуры. О своем отношении к творчеству великого мастера рассказывает архитектор Александр Гликман

 

В истории архитектуры едва ли найдется много имен, интерес к которым был столь же неиссякаемым, а восхищение массовым. Оглушительное впечатление, которое производят постройки Гауди, не поддается времени, а сам факт их существования - здравому смыслу. Покоряя в одночасье, они по-прежнему остаются нерасшифрованными, сказочными, иррациональными и демонстрируют сугубо личную точку зрения автора на мир, красоту и архитектуру

 

Архитектура Гауди - как детские сны, в которых все образы большие. От этого они и ярче, и вкуснее... Употребляю слово вкуснее недаром! Ведь архитектура это приготовление своебразного блюда, например салата, вкус которого может быть и прекрасным, и ужасным. Все дело в подборе ингредиентов и в пропорциях..

 

Для архитектора увидеть строения Гауди настоящее потрясение. Такая виртуозность владения профессией - от запятой до общего, от мельчайшей детали до здания в полном объеме - производят ошеломляющее впечатление. У Гауди нет второстепенного, нет ни малейшей детали, которая не останавливала бы взгляд

 

КОНСТРУКЦИИ
Его постройки - не декорации и не аттракцион. Это настоящая, глубоко продуманная архитектура с бесконечным богатством формы и точностью в тектонике. Функция у Гауди не ослабевает перед формой. В этом смысле Гауди - абсолютный функционалист. Все здания, в которых я побывал, логично и удобно спроектированы. Ничто ни с чем не спорит - спальни связаны с ванными, а кухни со столовыми..

 

Его творчество космическое по уровню и значению. Весь секрет - во владении профессией, в соразмерности частного и общего, в равенстве пластики и содержания. Поэтому все, что сделал Гауди, можно рассматривать с множества точек зрения: конструкций, деталей, материалов, функций, стиля, воспитания, времени..

 

МАТЕРИАЛЫ
Гауди человек с увеличительным стеклом, не потерявший в себе ребенка. Его непосредственность сказалась и в образах, которые он создавал, и в материалах, которые использовал. Первое, что обращает внимание, - работа с керамикой: сочетание керамических полированных, терракотовых черепков и стекла. Его фантазии не могут не вызывать улыбку: то там, то тут неожиданно выглядывает бутылочное донце или неровный стеклянный осколочек... Такая игривость мне, например, не очень близка. Но Гауди, бесспорно, играл - с людьми ли, с собой, шутил ли над стремлением к сумасшедшей роскоши? Кто знает? А может, стеклышко попало туда не случайно: искал фиолетовый цвет или ловил луч солнца... В его работах нет мертвых зон , все течет, бликует, отражает и переливается. Такое мастерство требует особой сосредоточенности: бетон, дерево, стекло, бронза, литье, керамика, золото, ткани, живопись, предметы искусства используется все, что должно быть представлено в архитектуре, в ее законченном виде. Таков стиль Гауди, заслонивший собой сам модерн, в котором он работал..

 

Он блестяще знал тектонику, до совершенства. Уникальные аморфные постройки непоколебимы, стекла, несмотря на всю их кривизну, не лопаются, дерево не деформируется. Для этого Гауди глубоко изучил и использовал жесткую математику строения форм. Известно, например, что Гауди интересовало, как в природе держится, колышется и не падает лист дерева, он изучал сетку его жил , которая пружинит и компенсирует любое движение..

 

Гауди не спешил. Целостность и глубина всего замысла без отсева на важное и неважное была для него главным. Для него не было разницы между уличным и дворовым фасадами, и вытяжку, выходящую на крышу, он кропотливо и не торопясь доводил до уровня искусства скульптуры. В предельной тщательности и рукодельности всего, что Гауди построил, он сумел абсолютно выразить свои идеи...и к сожалению, как подтверждает человеческая история, Гений в свое время был недооценен, недопонят и забыт

 

ВРЕМЯ
Наша сегодняшняя архитектура - как плохая газета, которая мгновенно перелистывается и выбрасывается: слишком быстрый мир, в котором нет места вниманию ни к чему, слишком много повторов, слишком много простоты от дилетанства и нежелания работать

 

ОПЫТ
Гауди хочется подражать. Еще как хочется, да не можется. Слишком много он знал, слишком был многоопытен. А нам все некогда, и наша поверхностность очень заметна и непозволительна... В российской образовательной системе Гауди никогда не был хрестоматийным. Но мне повезло: на факультете интерьера, где я учился, его творчество преподавали. Такое учение - подарок. Ведь наша работа - это не просто покрасить, нарисовать, смять, втиснуть, подсветить, превратить в декорацию... То, что оставил Гауди, будет жить во времени, служить и радовать. Подавляющему же большинству того, что оставляем мы, вслед будет только презрительное молчание...

 

ДЕТАЛИ
То, что делал архитектор, не просто красота, а обволакивающая красота. В нее нужно попасть и смотреть... Тогда становится понятно, что Гауди не только создает красивый скелет, но и красиво одевает его, вплоть до пуговиц, которые тоже прекрасны. Он создавал среду обитания, в которой сделано все. Чего стоят, например, его потолоки! Божество, небо и бесконечная вариабельность. В архитектуре потолок невероятно важен. Нельзя делать его просто белым или ровным. Гауди делал потолки волшебные до изнеможения золотые, кессонированные, скульптурные..

 


 

Авангардная классика.
На своем месте.
Техно.
Мир сладких иллюзий.
Под знаком Единорога.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика