На главную -  Интерьер 

 

Метаморфозы стекла


Нет, не шампанское, с этим как раз более или менее ясно, - как сделали сосуд? Вы, конечно, возразите, что уже вышли из детского возраста и примерно представляете, как выдувают стекло - много раз показывали то телевизору. Забавное занятие - словно большие мыльные пузыри собираются пускать, только они никак не разлетаются, а жаль, еще интереснее было бы. Вот-вот, мы все представляем себе очень примерно . Я честно признаюсь, как только начала читать про художественное стекло - какие-то формулы, печи, термины, - даже если примерно понимаешь, то осознать, как все это на самом деле получается, невозможно, пока собственными глазами не увидишь. Пришлось искать тех, кто в этом действительно разбирается. Только найти кого-нибудь в раскаленном городе... Но художники, работающие со стеклом, оказались народом огнеупорным

 

 

В этом удивительном королевстве оказалось две хозяйки Анна Левычкина и Елена Титова, впрочем от королевских титулов они наотрез отказались, сказав, что у них уже есть не только Королева, но и Король, сделанные Аделаидой Пологовой из стеклянных банок и металла

 

Кое-кого удалось застать в одной из московских галерей стекла. После московских улиц, дышащих жаром, это место предстало царством Снежной Королевы. Наверное, работал кондиционер, но казалось, что прохладой веет от изумительных произведений из стекла и хрусталя, выставленных здесь. От перегрева хотелось думать о чем-то зимнем. Сразу при входе встречал хрустальный ангел Любви Савельевой, словно возникший из чистейшего небесного льда. Рядом в зале рельефы и скульптура Тимура Сажина и Лидии Фоминой - как будто под снегом, начавшим подтаивать, проступили очертания каких-то удивительных предметов, или Хозяйка этого царства заморозила приглянувшиеся вещи. Объекты из оптического стекла - хрустальные льдины - дотронешься, а рука на удивление не примерзает, только приятная прохлада... но вдруг внутри открывается нечто, издалека не различимое. Один зал полностью занят вазами с цветами Елены Есиковой, конечно же, из стекла. Взгляд сразу застыл на букете из прозрачного стекла: вспомнились оплывшие сосульки. Впрочем, остальные букеты не хуже, только это уже не лед, а драгоценные камни . Как и скульптуры Фидаиля Ибрагимова - не только лед, но и пламя, светящийся цвет

 

Е.Е.: Тимур, я знаю: Вы делали фонтаны с деревьями из стекла для зимнего сада в резиденции президента в Кремле. Для этого требуется исключительное владение материалом. Когда Вы полюбили стекло?
Т.С.: Поступая в Строгановское училище, я собирался заниматься скульптурой, но взяли только на стекло, которое сначала не привлекало. Оно казалось чем-то прикладным - только рюмочки, да вазочки делать. Но, когда на 5 курсе мы вместе с будущей женой Лидией Фоминой отправились на практику на завод Красный Май в Вышний Волочок, отношение к стеклу как-то вдруг изменилось. Сейчас кому рассказать, ведь не поверят. На заводе нам недели на две предоставили печь, бригаду мастеров-выдувальщиков: делайте что хотите. Неслыханное по нынешним временам расточительство, когда один рабочий день стоит тысячу долларов. Сейчас такого себе никто позволить не может. Многие заводы закрылись. А без заводского производства особенно не разбежишься, в мастерской выдуванием стекла в наших условиях заниматься практически невозможно. У нас никогда не варилось стекло специально для художественных работ. А из материала, предназначенного для стаканчиков, трудно ухитриться сделать выдающееся произведение для выставки, например скульптуру. Существует масса нюансов. Например, чтобы использовать разное цветное стекло, у него должны быть одинаковые коэффициенты термического расширения, соответствующие мировым стандартам, которые у нас не выдерживаются

 

Е.Е.: Анна, почему именно стекло, как Вы начали им заниматься?
А.Л.: Еще два года назад я не имела к стеклу никакого отношения, но после посещения выставки итальянского стекла, поразившего воображение, пришла мысль: а что же происходит с нашим стеклом? Уже через год мы с моей подругой открыли эту галерею, вокруг которой удалось собрать, думаю, лучших отечественных художников по стеклу. Мы постоянно меняем экспозиции, специально для этого оформили залы. Многие воспринимают стекло как некий статичный и холодный материал. На самом деле лучи света рождают внутри стекла движение, словно там скрыты собственные миры. Стеклодув вдыхает в него частичку себя. Любуясь произведением из стекла, вы начинаете ощущать эту внутреннюю жизнь. Поэтому стекло так влияет на наше настроение. Впрочем, Вы лучше с художниками поговорите об этом. Могу Вас познакомить с нашими авторами - Натальей Урядовой, Тимуром Сажиным и Фидаилем Ибрагимовым

 

Т.С.: За рубежом существует огромное количество фирм, готовящих стекло для самых разных целей. Поэтому нам конкурировать с западной продукцией очень сложно, разве сделаешь на том же уровне как Баккара или Лалик . Это то же самое, что пытаться изготовить Москвич на уровне Мерседеса . Конечно, кто-то может сказать про западное стекло, которое у нас теперь повсюду продается: Фи! - это не подлинное искусство , а нечто салонное . Но как сделано! Как хочется сначала добиться роскошного качества стекла, а потом уже уйти во что-то свое творческое. Нам только и остается заниматься высоким искусством, уникальным и неповторимым. Придумывать свои авторские техники , часто от нужды изобретать замысловатые приемы, чтобы обыграть несовершенство материала, его дефекты, какие-то включения и т.п. Это как если бы у вас был только черный хлеб, а нужно было бы сделать из него пирог. Конечно, из пшеничной муки лучше получилось бы, что и говорить. Так что, для нас пока остается одна возможность - заниматься высоким искусством, которым не заработаешь. Да и на Западе свободных художников, живущих своей профессией, немного. Больше художников выходного дня , которые зарабатывают чем-то другим, но не своим творчеством

 

Е.Е.: Всегда мечтала посмотреть, как делается стекло на заводе. Наталья (теперь к разговору подключается Наталья Урядова), Вам довелось поработать и на Иванищевском заводе в Гусь-Хрустальном и на Лыткаринском заводе оптического стекла, какое впечатление это на Вас произвело?
Н.У.: Варка стекла - зрелище незабываемое. Стекло определенной марки варилось в огромном горшке, хотя на заводе были и ванные печи( . Когда варка заканчивалась, из-под потолка спускалась огромная рука-нога, захватывала горшок и везла его по цеху. Я не раз наблюдала момент выливания - это просто оратория. Жар такой, что и на 20 метров подойти страшно. Стекло чуть-чуть постоит и уже как кисель пленкой покрывается, так оно не выльется. Тогда человек семь берут что-то вроде хлыста с крючком и как хор на одном дыхании вспарывают эту пленку от края до края. Рука-нога тут же подхватывает и выливает расплавленную массу в опалубку. Интересно наблюдать и процесс выдувания формы, ведь редко кому из художников самому доводилось этим заниматься, если только он не начинал свой путь с мастера на заводе. Традиционная стеклодувная техника представляет собой целый цикл операций, требующих от мастера большого опыта. Стеклянная трубка одним концом помещается в печь с раскаленной стеклянной массой, берется частица расплава, трубка вращается вокруг своей оси, пока на конце не образуется шарик - банка , которую продолжают обкатывать, словно снежный ком, чтобы достичь равномерной толщины стенок. Потом набирается пулька , пустотелый объем, из которого и выдувается изделие. Трубку надо вращать без остановок, поддувая воздух, иначе все стечет. Выдувание может осуществляться и в огнеупорную форму, которая, чтобы готовое изделие потом вытащить, должна раскрываться. Очень важно, чтобы мастер-выдувальщик обладал не только высокой квалификацией, но и чувствовал пластику вещи. А художник, придумавший это изделие, должен суметь внушить мастеру свой замысел во всех деталях. При выполнении сложной скульптуры часто сочетаются несколько приемов и выдувания и лепки размягченного стекла. В принципе, и в хорошо оснащенной мастерской можно было бы заниматься выдуванием. За рубежом существуют малолитражные печи, в которых возможно сварить 50 кг стекла. Но чтобы художнику в одиночку справиться со всеми нашими проблемами, он должен быть миллионером - привозить эти печи, шихту в холодном виде, за одно электричество не расплатишься. Можно что-то небольшое выдуть на горелке

 

Ф. И.: Изготовление художественных изделий из стекла обычно состоит из нескольких этапов. Сначала создают форму - бесформенную расплавленную массу стекла тем или иным способом (выдуванием, литьем, моллированием, пресскованием и т. д.) превращают в законченную вещь или ее подобие, которое еще предстоит декорировать. Когда вещь полностью выполняется в печи, со всеми ручками, ножками, - это называется гутной техникой, гутным стеклом (от немецкого слова гута - печь). Готовое изделие нельзя вынуть из печи и оставить, как есть. Оно должно пройти отжиг для того, чтобы были сняты остаточные внутренние напряжения в стекле, иначе его разорвет или оно потрескается. Для каждого сорта стекла существует свой режим отжига, при котором изделие нагревается до определенного предела, обычно на 20-40 градусов ниже точки размягчения стекла, какое-то время выдерживается, а потом медленно или быстро охлаждается. Затем, если того требует замысел автора, изделие подвергается холодным способам обработки: оно шлифуется, полируется, обрабатывается пескоструйным аппаратом, на него может быть нанесен декор, например, с помощью гравировки и т.п. Каждый способ дает свой художественный эффект. Много зависит от пристрастий эпохи. В XVIII - XX веках были очень популярны гранение, гравировка и шлифовка хрусталя. Сейчас любят прозрачное чистое оптическое стекло, которое шлифуется, украшается гравировкой. Свои скульптуры я делал способом выдувания или литья, покрывал накладным цветным стеклом

 

Е.Е.: Раз уж заговорили о технике, какие существуют основные приемы обработки стекла? Наверное, это вопрос к Вам, Фидаиль, ведь Вы преподаете в МВХПУ им. С. Г.Строганова

 

Е.Е.: А вот я вижу на Ваших работах еще мельчайшие пузырьки внутри цветного стекла

 

Е.Е.: То есть Вы хотите сказать, что сначала некоторые из этих фигур были из бесцветного стекла, а Вы одели их в эти чудесные одежды из цветного стекла. Разве такое возможно?
Ф.И.: Да, существует несколько способов нанесения цветного стекла. Если полностью делать фигуру большого размера из цветного стекла - это и слишком дорого, и стекло в такой массе потеряет яркость. Можно набрать цветное стекло на бесцветную стеклянную форму непосредственно в горшке. Или использовать метод воронки. Тогда один мастер изготовляет воронку из цветного стекла, а другой в это время выдувает бесцветную форму, которая как бы вставляется в эту воронку. А можно получить наклад с помощью цветной цапфы - стержней из интенсивно окрашенных стекол, украсить изделие цветной крошкой или цветной стеклянной нитью

 

Т.С.: У себя в мастерской я чаще всего делаю скульптуру в технике моллирования. Сначала выполняется восковая модель, лепится огнеупорная форма из глины, гипса или вредного асбеста. Форма заполняется стеклом, которое при нагревании размягчается и заполняет всю полость. Чтобы извлечь готовую уже остывшую вещь, форму разбивают молотком. На стеклянной поверхности прекрасно отпечатываются все складки, даже отпечатки пальцев. После чего начинается холодная обработка: изделие шлифуется, полируется и т.п. Вроде бы все владеют одними и теми же способами обработки стекла, но каждый стремится придумать свои оригинальные приемы и сочетания техник. Делают много витражей, занимаются гравировкой по стеклу, очень распространено изготовление стеклянных украшений на горелке - технология не сложная, в качестве материала берутся заготовки в виде трубочек колечек из цветного стекла, получается красиво, особенно если напечатать в журнале в увеличенном виде

 

Ф.И.: Для этого применяются сода и карбит бора, которые просыпаются на заготовку. Способов декора очень много

 

Е.Е.: Что такое фьюзинг?
Н.У.: Например, берешь плоское стекло, нарезаешь полосочки, выкладываешь их сеточкой и начинаешь нагревать. Детали сплавляются. Чуть зазеваешься, упустишь температуру - все сплавится и у сеточки дырочек не останется. Интересно поиграть с фактурами. То одно пробуешь, то другое... Хорошо асбест на стекле отпечатывается. Можно что-то в стекло залить - веточку туи, металлическую сетку, что в голову придет

 

Н.У.: И я в последнее время работаю в технике моллирования и спекания (фьюзинга), очень популярные техники для нашего студийного стекла, т.е сделанного не на производстве, а в условиях мастерской

 

Е.Е.: Объекты из оптического стекла - все-таки вещь загадочная? Для чего они? Чтобы продемонстрировать возможности мастерства, создать нечто хитроумное?
Н.У.: В интерьере мои объекты из оптического стекла никогда не ведут себя агрессивно, они не требуют постоянного внимания, не бросаются в глаза и не служат демонстрацией богатства. Они до поры до времени существуют сами по себе. Стоит у меня на подоконнике стекляшечка и не высовывается, пока нет солнца. Но как только свет заглянет в окно, на моем ободранном потолке такие всполохи заиграют, у всех настроение поднимается. Такие вещи умиротворяют, ими не надоест любоваться, они затягивают, с ними можно вести диалог

 

Е.Е.: А Ваши работы из оптического стекла как создавались?
Н.У.: Обработка оптического стекла, чем я раньше много занималась, требует более кропотливой работы. Здесь и физическая сила необходима, чтобы стеклянную глыбу на весу держать и месяцами тереть о чугунную шайбу. Перепоручить кому-то у меня не получается, нужно все самой делать. Пока слой за слоем снимаешь все лишнее, что-то начинает вырисовываться. Ведь когда стекло шлифуется, оно матовое, непрозрачное, и я еще не знаю точно, что из всего этого выйдет. Шлифовка оптического стекла имеет несколько стадий. Если при увеличении посмотреть на структуру стекла, то увидишь горки. Грубой шлифовкой на шайбе снимаются вершины. Если недостаточно хорошо это проделать, в дальнейшем при полировке получится эффект апельсиновой корки, сохранится пористость. Оптическое стекло должно быть чище воздуха. Работать с абсолютно чистым стеклом - это высший пилотаж. Сквозь него смотришь - резко, а вокруг - мутно. Когда я работала на заводе, любимым занятием было смотреть сквозь толщу сложенных на улице блоков стекла. Прозрачность такая, что даже через несколько сложенных друг на друга стеклянных столешниц виден песок, который кажется пустынным пейзажем. Стекло - это среда, наполненная своей внутренней жизнью. Иногда хочется за что-то зацепиться, чтобы создать образ, найти в толще стекла какой-то мельчайший пузырек или свилли (едва заметную муть). Поэтому то что для производства является браком, для художника - источник вдохновения

 


 

Финал сражения за свет.
Уют по-мужски.
Карло Коломбо Дизайнер – это национальность.
Кладовые солнца.
Жан Нувель Элементарный дизайн.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика