На главную -  Интерьер 

 

Марат Гельман обществу нужна богема


Сегодня он еще заместитель генерального директора Первого канала, имеет большую коллекцию - более 800 работ, часть подарил Русскому музею. С 1999 года Президент Интернет-академии, владелец собственной Интернет-компании, которая работает в области искусства. Женат, имеет двоих сыновей и двухмесячную дочь Еву

 

 

- В чем суть работы владельца галереи? Это больше коммерческая или творческая деятельность?
- У всех по-разному, это может зависеть и от галереи, и от человека, от его подхода, и даже от отдельных ситуаций. В России в начале 90-х годов галереи были единственным местом, где можно было что-то узнать о современном искусстве. К тому же галерея - это определенный образ жизни, богемный, тусовочный. Мне хотелось сделать что-то уникальное, особенное, интересное и при этом проявить себя как творческую личность. И было большим счастьем, если удавалось заработать при этом какие-либо деньги. Для меня было удивительно, что за такую прекрасную жизнь тебе еще что-то причитается материально. Хотя в большей степени работа в галерее привлекала именно своей творческой стороной. Я начинал, когда искусство было любительским, и сначала я тратил деньги на искусство, и только потом оно стало приносить какой-то доход. Хотя, например, в Германии или Англии галерея - это прежде всего коммерческий продукт. Она играет роль агента художника, который его продает, раскручивает. И в принципе галерист - это тот человек, который отказался от раскрутки собственного я . Поэтому все, что есть на сегодня Марат Гельман , сделано современными художниками на протяжении нескольких лет

 

- Если бы в один прекрасный день Вам случайно повстречался Господь Бог и спросил: Кто ты, Марат Гельман? , что бы Вы ему ответили?
- До 1996 года я все силы тратил на то, чтобы сочетание галерист Марат Гельман было так же определенно, как то, что яблоко - это фрукт, а Пушкин - поэт. Но с 1996 года это стало мешать, и я попытался разрушить сложившееся представление. Вообще в моей жизни каждые семь лет все резко меняется. И наверно, если бы Господь спросил меня: Кто ты, Марат Гельман? - то я, как верующий человек, ответил бы: Я сын твой

 

-
- А по каким критериям происходит оценка современных произведений искусства, как Вы определяете стоимость работ молодого, никому пока не известного художника?
- Важно чутье, но профессионал - это всегда глубокое понимание дела. Система критериев в современном искусстве очень сложная, и она может переходить в различные контексты. В чем главное, принципиальное различие между экспертами, занимающимися старым и современным искусством? Первому надо быть знатоком истории, он должен знать досконально прошлое, он должен увидеть, верная ли стоит подпись, те ли это краски и соответствует ли времени холст. А эксперт современного искусства - это как раз наоборот. Ты, глядя на художника, должен прогнозировать будущее

 

- Что нужно делать, чтобы быть успешным в такой сложной области, как современное искусство?
- Я могу объяснить успех галереи Гельмана. Отчасти он был заложен в самом названии галереи. В нем присутствовало имя конкретного человека, а в мире обмана имя служит определенной системой координат. В 90-е годы часто случалось так: ты приходишь в галерею, что-то оставляешь, а через два месяца перед тобой сидит другой человек. А тот, с кем ты договаривался, больше не работает. Но в системе продажи произведений искусства, где все длится и продолжается годами, постоянство - важная вещь. Ведь человек, когда-то купивший картину, должен иметь возможность вновь прийти в галерею и посмотреть на развитие художника. И для многих, а особенно для западных клиентов, было важно, что есть система Марата Гельмана, которая гарантирует и обеспечивает стабильность. Все понимали, что с кем бы вы ни встретились в галерее Гельмана, никто не исчезнет, просто надо добраться до Марата Гельмана и поговорить. Принцип персональной ответственности - единственно правильный. На Западе это давно поняли, и фактически все галереи носят имена владельцев. Имя и есть основа доверия. А в России подобное было новым

 

Это все очень сложно, и вряд ли неподготовленный человек может сам разобраться во всех тонкостях и понять, сколько должно стоить то или иное произведение искусства. Наверное, при желании что-то купить лучше обращаться за советом к профессиональным галеристам

 

Кроме того, существует несколько общих принципов оценки современного искусства. Первый принцип - оценивать не произведение искусства, а художника, человека, потому что сегодня среда настолько профессионализирована, что редко приходит человек извне с готовыми, музейного качества работами. Чаще приходит художник, которого еще надо погрузить в контекст современного искусства, вот тогда он начинает работать. Как оценить художника? Есть критерии, которые никогда не менялись, например талант или воля быть художником. У художников не бывает легкой судьбы, и значит, надо иметь волю, чтобы стать успешным художником. Также важна молодость, потому что впереди большой путь и его надо успеть пройти. И, бесспорно, безумная работоспособность. Это набор качеств, без которых художником не стать. Но время добавляет и новые качества. Например, сегодня художник должен быть включен в систему определенных контекстов, и главный из них - контекст прошлого. Делая каждый раз новое произведение, художник должен помнить и знать о тех сотнях произведений искусства, которые были сделаны до него, и понимать, зачем к этому набору он добавляет еще одно. Затем, он должен понимать, что происходит в этом мире, что делают его современники, но при этом оставаться собой. И еще - художник должен принадлежать времени. Четвертый контекст - это контекст собственного творчества, а именно судьба. Без судьбы тоже очень сложно

 

- Скажите, как Ваша работа отразилась на Вашем мировоззрении?
- Моя работа в галерее полностью меня сформировала. В провинции, до института, у меня была одна система вкусов, потом пять лет в техническом вузе в Москве, хотя при этом я работал в театре, - другая система, которая была близка к тому, что называется шестидесятничеством. А вот с созданием галереи все принципиально поменялось. Ты как будто снимаешь очки, которые носил до этого, и сразу же все меняется с точностью до наоборот. Хотя я считаю, что когда ты все понимаешь до мелочей, понимаешь, откуда рождаются стили, трудно сформировать собственный стиль. Все равно твоими ориентирами являются те художники, которых ты выбрал, а дальше просто остается время для притирок

 

Если говорить о профессионализме галеристов, то профессионалов всегда меньше. Если в Нью-Йорке 500 галерей и из них 20 - 30 профессиональных, то в Москве всего 30 - 40 галерей, а профессиональных не более пяти. И с известными художниками тоже все понятно. Если покупаешь молодого художника, то, как правило, в первую очередь смотришь, какие известные художники выставляются в этой же галерее. В таком случае ты понимаешь ее позицию. По этому фактору можно судить о профессионализме владельца галереи. А вообще цены на картины современных художников занижены. У нас есть три отдельных рынка, на котором существует искусство. Есть так называемый лейтенантский рынок, то есть младший. Это рынок молодых художников, перспективных, интересных, но пока не имеющих имени. И этот рынок всегда связан с уровнем жизни страны. Например, картины этого рынка на Западе стоят 5-7 тысяч долларов, а в России - 1,5-2 тысячи. Рынок достаточно активный, потому что многие молодые бизнесмены играют на этом рынке, ставя то на одного, то на другого художника. Второй рынок - это рынок депутаций и региональный одновременно. Он меньше зависит от уровня жизни, но напрямую связан с местными ситуациями и привязан к местным ценам на недвижимость. Третий рынок - интернациональный, и на этом рынке все начинается с 25-30 тысяч долларов, а основными покупателями являются музеи. Как правило, это уже называется не покупками картин современных художников, а контрактами с художниками. Покупка музеем тех или иных картин - вещь проектная. В этом случае распространена ситуация, когда музей интересуется художником и заказывает ему работу. Средние цены на музейном рынке около 70 тысяч долларов, максимальные могут доходить до 300-400 тысяч долларов. На нашем местном рынке, где продаются имена, цены больше 20 тысяч долларов не бывает, в среднем стоимость 7-10 тысяч долларов

 

- Можете ли Вы назвать себя богемным человеком и что это слово значит в современном мире?
- К сожалению, я сейчас человек служивый и нахожусь на службе с понедельника до пятницы, так что про меня трудно сказать, что я богемный человек. Но я считаю, что любому обществу, которое жестко социально построено, необходимы люди свободных профессий. Именно у них есть время думать, общаться и, главное, склеивать социальное тело общества. Их можно представить людьми, которые перемещаются на лифте из одного социального слоя в другой. Если бы этого не было, то общество не состоялось бы, так как люди разных слоев не пересекались бы. Люди свободных профессий могут перемещаться и общаться с абсолютно разными людьми. Ведь в галерею приходят разные люди, от нищих студентов до крупных бизнесменов, и очень важно, чтобы в обществе всегда было некое социальное пространство, в котором существует своя система критериев. По светской жизни всегда легко и просто понять само общество, и это всегда приносит ему конкретную помощь. У нас сегодня достаточно пошлое светское общество, но оно и отражает наше общество. Глядя на многие светские тусовки, ты думаешь: какие-то бабочки, вроде ничего не делают, не занимают никаких должностей, и все же они как-то существуют. Но если ты берешь каждого человека в отдельности, то узнаешь, что один журналист, другой, например, модельер. Поэтому люди свободных профессий, так называемая богема, тусовка, все же крайне важна для общества

 

- А есть ли у Вас теперь любимые художники, любимые писатели?
- Мне нравятся все художники, которые выставлялись в моей галерее, например, Василий Цеголов, выставка которого идет сейчас. Из современных писателей я предпочитаю Сорокина, Петроштейна, из поэзии люблю Кипира. Модного Акунина я не очень читаю. В последнее время я вообще мало читаю художественную литературу, в свободное время тянет читать не беллетристику, а публицистику

 

- Интерьер Вашей квартиры рассчитан на то, чтобы удивлять гостей, или Вы строили ее исключительно ради собственного удовольствия?
- Я считаю, что практически каждый интерьер несет черты комфорта для того человека, который в нем живет. Если говорить о нашей квартире, то она в принципе простая. Мы строили ее под себя, подобную себе, такую, которая была бы нашим портретом. У нас был собственный визуальный опыт, мы много видели и многое из увиденного хотели присвоить . Это первая квартира, о которой мы думали как о собственном портрете. О предыдущих квартирах мы думали просто как о неком пространстве, в котором мы едим и спим

 

- Что такое для Вас дом?
Дом - это моя среда и еще одна моя одежка. Для жены в доме всегда важен комфорт, хотя одежда, по своему определению, должна быть максимально удобной и комфортной. Я социальный человек, и если для меня дом не становится социальным пространством, то я живу вне дома. Если раньше дом был чисто private - частное и мое, то я дома только ночевал. А вот в этом доме я еще и живу, общаюсь, работаю. Поэтому для меня как человека свободной профессии дом еще и офис, и мастерская

 

- Вы заниметесь современным искусством, живете в современном интерьере. Судя по всему, Вам чужда страсть к старине. А ведь сейчас так модно восторгаться бабушкиными подсвечниками, собирать древние книги, антикварную мебель?
- Девяносто процентов российских людей тяготеют к старым вещам. Я отношусь к той немногочисленной категории людей, которые любят новые технологии и прогресс. Если говорить о московской богеме, тусовке и говорить о себе, то мы относимся к людям, которые формируют моду. И я с грустью смотрю на то, что все российское общество всегда смотрит в прошлое. К сожалению, это касается не только интерьера, но и всей жизни. Большинство собирают образ будущего из вариантов прошлого. Одни говорят - должно быть как при Брежневе, другие - как при Сталине, третьи - как при царе, но при этом всегда и все моделируется из старого. И это характерно только для России. То, что нам предлагалось на протяжении 70 лет в качестве современной культуры, конечно, культурой не было. Поэтому естественно, что все наше настоящее и правильное было только в прошлом. И до сих пор в России понятие духовности все время связано с пересечениями из старого. Например, поставь какое-нибудь клеймо с вензелем на обычной серебряной ложке, и к ней уже будет какое-то особенное отношение. А вот современные вещи и материалы - это всегда было влияние нового, безнравственного и бездуховного

 

- Кто же был автором этого портрета ?
- Интерьер нашей квартиры делал Саша Бродский, талантливый архитектор. Это был его первый реализованный проект, до этого он проектировал только на бумаге. И для него, и для нас создание интерьера было рискованным занятием, так как он человек бескомпромиссный, а перед ним ставили задачу сделать интерьер для конкретных людей. Но когда появились первые эскизы, я понял, что у нас все получится. Главная идея заключалась в свободном пространстве, в котором как домики были наставлены санузел, гардеробная. Сегодня большинство квартир делается не архитекторами, а декораторами, а декораторам проще работать с мелочами, а не с объемом. Нам же нужно было пространство, и мы его получили. Кроме того, у нас большая коллекция современного искусства, и мы хотели, чтобы она естественным образом была представлена в интерьере квартиры. И когда мы убедились, что Саша прекрасно работает с пространством, с прямыми формами, то стало понятно, что для искусства место в квартире будет. Ведь эти формы придется смягчать, а искусство как раз и разрушает геометрию. Меня подкупила философия Бродского: он считает, что задача архитектора - вытащить максимум пространства из самого пространства. Не привносить и не декорировать. Но при этом он не минималист. Он активно использовал металл, стекло - достаточно трудоемкие вещи, технологичные, но квартира не превратилась в техно

 


 

Francesco Molon Ожившая история.
Бумажный домик.
Вещный вопрос.
Вот такие бирюльки.
Зона особого дизайна.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика