На главную -  Интерьер 

 

Перед "Ягой" не устоишь


Рассматриваешь в музейном хранилище затейливые узоры старинных тканей и не устаешь изумляться виртуозным сплетениям нитей, старательно выложенным стежкам вышивки. Как только терпения хватало или жизнь совсем другая была?! Сегодня другие ритмы и технологии. Можно вплавить в ткань металл или вплести бамбуковые веточки, на компьютере рассчитать и воспроизвести узоры любой сложности. Однако при всем разнообразии новейших тканей обязательно найдутся люди, которым только дай хорошую материю, так они непременно постараются ее испортить

 

 

Художницы называют свои творения арт-объектами, которые уживаются с любым материалом и обладают особым даром перевоплощения: плед вместо шали на плечи можно накинуть, а если им же окно завесить - на просвет узор как витраж заиграет. Ёжки и одежду делают: шарфики, беретики, а то и пальто целое слепят. Именно целое, потому что без швов и всяких ненужных подшивок обходятся. А для дома - шторы, светильники, ширмы и пледы. Как все это будет носиться? Не расползется ли по ниточкам? Все зависит от цели. Колдовство, как известно, разной силы бывает - иногда на день, иногда на года. Так и Ёжки мастерят вещи самой разной прочности. Может быть, для чего-то совершенно эксклюзивного и мгновения достаточно. Тогда наплетут из тончайшей паутины' эфемерное сказочное полотно, только для одного-единственного случая предназначенное, который никогда не повторится...

 

Когда видишь ткани от Яги , не веришь глазам: что это - мираж или галлюцинация? Нужного слова сразу и не подберешь, чтобы как-то назвать эти причудливые материи, вышедшие из студии авторского текстиля, несколько лет назад созданной двумя московскими художницами. Ёжки не ткут и не прядут, и даже не шьют. На аппликацию не похоже, швов не заметно, гобеленом тоже не назовешь. Единственное, что приходит на ум, - это сравнение с войлоком или кустарной японской бумагой, где волокна спрессованы в единое полотно. Но там однородные волокна, а здесь столько всего намешано. Вот это, кажется, кусочек шелка, здесь что-то вроде прозрачной органзы, а это уже пушистая шерсть и какие-то фрагменты, словно расползающиеся от ветхости. Ощущение, будто ткани, кружева, нити мохера крепко сплавились в цельную материю без швов и стыков. Но разве шерсть, хлопок, шелк способны плавиться, подобно металлам, стеклу или пластику?
Спрашивать у Ёжек бесполезно - секрета не выдадут, но поговорить все-таки интересно. Название студии Яга вроде бы появилось из созвучия с фамилиями самих художниц. Ирина Ега и Елена Юга - так они обычно представляются - большие любительницы языческих мифологий и считают, что Ягу незаслуженно обижают, ведь изначально она была прародительницей всего живого, одной из богинь древнейшего славянского пантеона, олицетворявшей вечную женственность и плодородие. Может быть, ее прошлое славянское имя - Макошь, дарительница благ, отвечающая за урожай, покровительница семьи, прядущая нити судьбы, в православии переродившаяся в Параскеву Пятницу, покровительницу женских домашних ремесел - прядения, ткачества. Иначе откуда у сказочной Бабы Яги взялся волшебный клубок нитей? Ёжки разузнали даже, что в санскрите, древнем индийском языке, слово Яга обозначает связь, соединение , и сами теперь творят новую субстанцию из существующих в природе элементов. Свои ткани они воспринимают как воплощение женской сути, в которой чудесным образом уживаются порядок и хаос, свет и тьма, мягкость и жесткость, вековая мудрость, зрелая соблазнительность и наивная юность. Как сделано - непонятно. Самым настойчивым Ирина скупо поведает, что уже лет 10 занимается декоративным текстилем. Когда надоело работать как все, она придумала обрабатывать и соединять ткани на каком-то особом станке и даже патент получила. Ткани высматриваются в обычных магазинах. Две-три материи берутся для основы, на них накладываются другие. Собирается подходящая пряжа и что еще под руку попадется - фольга, замша, растительные волокна. Из самого обычного творится свое - невообразимое. Одним тряпочкам нужно придать ощущение ветхости, искусственно состарить, другие - преобразить до неузнаваемости. Соединить самое разное - прозрачное с непроницаемым, блестящее с пушистым, вживить одно в другое, пронизать, накрутить, навертеть. Естественные свойства текстиля - способность вытягиваться, рваться, пушиться и сваливаться, то, что в обычных тканях не всегда ценится, - играют на руку хитроумным Ёжкам. В результате получается многослойное полотно - что лицо, что изнанка - никакой разницы. Внутри целый мир из вживленных и проросших нитей, кружев, причудливых фрагментов тканей - словно в янтаре застывшие осколки давних эпох

 


 

Старомосковский авангард.
Романтика дальних странствий.
Русский стандарт.
Свет от /.
мобильные /.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика