На главную -  Интерьер 

 

Место пленительного каприза


Мужчине в безраздельное владение достался кабинет. А женщина приобрела... Кухню , - подскажет муж в предвкушении гастрономических наслаждений. И не угадает. Это не совсем то, в чем нуждается настоящая женщина. Хотя удобная кухня, безусловно, не последнее дело. Чтобы женщина оставалась женщиной, ей необходимо множество пленительных ухищрений, помогающих вершить таинство красоты. Самые разнообразные, милые сердцу вещицы всегда сопутствовали женщине и в аскетичную эпоху средневековья, и в сладострастный XVIII век. Прятались ли они от посторонних взоров на дне сундука, красовались ли на туалетном столике в элегантном европейском будуаре или услаждали обитательниц гарема падишаха - везде они создавали непостижимый женский мир, полный волнующего очарования

 

 

Много усилий пришлось приложить Петру I, чтобы переломить патриархальное упрямство своих подданных, пока те позволили дочерям и женам выйти в свет и зажить на европейский цивилизованный манер. По мере все большего приближения к старушке Европе прежняя русская светелка стала превращаться в спальню с будуаром или уборной

 

В светелке или горенке
В России образ женского мира развивался и оформлялся по-своему. Здесь для женщин существовали особые помещения, отгороженные от остального жизненного пространства, ревниво оберегаемые от посторонних глаз. Назывались они теремом, светелкой, горенкой. В патриархальной русской светелке основной мебелью были лавки и стоявшие на них поставцы, ларцы и шкатулы, а по углам занимали свое место сундуки - в них хранилась одежда. Каждая шкатула имела специальное назначение и соответствующее название: белильница, румянница, суремница и так далее. Делали их из дерева, которое обтягивали бархатом и украшали золотым шитьем с каменьями . Встречались и серебряные, сканые, то есть покрытые тонким сложным узором из металлических нитей. Особой же любовью пользовались зеркала. Ручные зеркальца держались в ларцах вместе с гребнями и щетками. Но были и складни со створками - это когда зеркало вставляли в деревянный обод, обтянутый бархатом, или же в металлическую раму. Если им не пользовались, то завешивали специальными шторками. Что же касается ароматов , иначе - водок , то их изготавливали в царской аптеке, и хранились они в золотых, серебряных и костяных ароматницах. К уборным предметам относилось обязательное опахало, собиравшееся из перьев. В его центральную часть обычно вставлялась все та же необходимая деталь - зеркальце. Даже в деревнях жених перед свадьбой обязательно должен был подарить невесте зеркальце и косметический набор из белил, румян и мыла

 

Постепенно будуарами стали именоваться просто красиво убранные женские комнаты в домах богатых людей. Тем не менее, благодаря мадам Помпадур над этим словом так и продолжает парить флер чего-то запретно-обольстительного. Со временем традиция оформления будуаров претерпевала весьма значительные изменения. Поначалу здесь присутствовала причудливых форм мебель: пузатый комод, кушетка, зеркала и туалетный столик, ну, может быть, еще изящная картоньерка для бумаг, а вся обивка подбиралась в красно-розовых тонах. К XIX веку появляется письменный, а иногда и рабочий столик. На обивку мебели употребляют уже светлые ткани, часто в невинный цветочек . Все это говорит о том, что меняется отношение женщины к самой себе. Она начинает осознавать себя как личность. А в результате меняется ее положение в обществе. И безусловно, что все это сразу же отражалось на обстановке ее внутренних покоев. Теперь на столике занимает свое место альбом, в который записываются чьи-то, а иногда и собственные стихи и делаются зарисовки карандашом или акварелью, часто весьма профессиональные. Рядом обязателен письменный прибор - переписка становится неотъемлемой частью домашнего времяпрепровождения. Письма пишут даже своим домашним в соседнюю комнату. Так постепенно развивается искусство эпистолярного творчества. А в 1869 году в Австрии появляются первые почтовые открытки - форма открытого письма. Среди женщин распространяется особый, зашифрованный почтовый язык . И лучшим средством для такой шифровки оказался давно известный всем язык цветов . Только теперь использовали уже не сами цветы, а их изображения на бумаге. Выбирали те цветы, значение которых помогало выразить свои чувства и объясниться, не прибегая к словам

 

В будуаре
Ну а в европейских замках и дворцах тем временем появляются интимные покои. В XVIII веке во Франции в качестве официальной части быта и интерьера утверждается женская комната с интригующим названием будуар. В переводе с французского это означает сердиться, хмуриться, дуться . Впрочем, будуар совсем не был местом, где предавались плохому настроению. Как раз наоборот. Будуары приходят вместе с юной фавориткой Людовика XV маркизой де Помпадур, принимавшей в такой комнате своего высокопоставленного возлюбленного. Они быстро приобретают назначение уединенной комнаты, где свободных взглядов дамы встречаются со своими состоятельными поклонниками и воспринимаются уже как место каприз и причуд молодой светской дамы . Не стоит забывать, что в то время царил самый утонченный и рафинированный стиль рококо. Девизом времени стали слова из Рассуждения о счастье мадам дю Шатле: В этом мире мы лишь затем, чтобы доставлять приятные ощущения и чувства самим себе

 

В том мире, которому пытались подражать просвещенные парижанки, мусульманки жили совершенно в ином, замкнутом пространстве дома и семьи

 

Мода на гарем
Как ни странно, утонченная и просвещенная европейская женщина, обставляя свой будуар, испытывала слабость к восточной экзотике. Среди галантных мотивов рококо в росписях и обивках мелькали фигурки турок и китайцев. Китайские ширмы и фарфоровые вещицы украшали интимные покои. А в начале ХХ века вновь вспыхнувший интерес к Востоку породил моду на гаремный стиль. Парижский модельер Поль Пуаре начал производство восточных предметов интерьера. Парижские салоны стали напоминать красочные гаремы с роскошными шторами, персидскими коврами и горами подушек. Европейские дамы одеваются под красавиц из 1001 ночи . Современники зло писали, что в своих ярких и пышных пижамах, украшенных бриллиантами, эти дамы были похожи на одалисок и вели себя так, словно стремились произвести впечатление на своего пашу, забыв о том, что у них обычные европейские мужья, которых волнуют только три проблемы: служба, клуб и охота. Все это походило на затянувшийся карнавал, далекий от действительности

 

Женские секреты
Неслучайно духи Поля Пуаре, так полюбившиеся парижанкам, напоминали пряные запахи Востока. Вообще значение запахов в жизни женщины трудно переоценить. Невозможно представить будуар без тонкого аромата духов. Духи не только ублажают, они вызывают воспоминания, меняют настроение... Как их создавать и сохранять - задачи, над которыми бились веками. А уже потом - в чем хранить, где и как использовать. Существует греческая легенда, согласно которой в VII веке до н.э. мореплаватель Фаос доставил на Кипр таинственную пассажирку. На прощание в знак благодарности она подарила ему очень приятно пахнувшую эссенцию. Окропив себя, некрасивый и немолодой Фаос превратился в прекрасного юношу, вызывавшего восхищение у всех окружавших его женщин. Оказалось, что обладавшая столь магической силой эссенция была подарена не кем иным, как Венерой, считавшей, что именно запахи обладают особенным действием на человеческие чувства. С запахами связана и вся история создания косметических средств - главного орудия женщин в их борьбе со старостью

 

При внешне абсолютном подчинении мужской воле женщины исподволь, незаметно для простодушного мужского взгляда оберегали свой женский мир. Как писала одна турчанка, хорошо знакомая с жизнью гарема: Это замкнутый мир матриархата в патриархальном обществе. Это тайна и загадка и неисчерпаемый источник для развития интуитивных знаний женщины, постепенно выливавшихся в незаметное достижение диктата над своим повелителем . Женщины гарема соперничали в стремлении всеми возможными и невозможными средствами ублажать своего единственного повелителя и завоевать его внимание. Гаремные помещения окуривались различными благовониями. Одним из основных условий, вызывающих чувственные удовольствия, считалась забота женщины о своем туалете. У многих народов еще в древности существовал неписаный закон, по которому хозяйка дома могла тратить на свой туалет десятую часть семейного бюджета. Путешественники писали: Ни в одной части света дамы не заботятся о чистоте тела так тщательно, как здесь. У них принято по несколько раз на дню использование ванн с благовониями и всевозможные средства, придающие коже гладкость и свежесть. Женщины любыми путями стремятся сохранить свою красоту . При омовениях и других очистительных ритуалах использовались сосуды с розовой водой, мыло (мылящаяся глина, в которую добавлялись душистые эссенции), пудра, краска для волос и даже зубной порошок, получаемый из коры грецкого ореха. Еще в XI веке живший в Иране известный целитель Авиценна изобрел перегонный куб для дистилляции, то есть перегонки, очищения и концентрации растворов и тем самым открыл способ длительного сохранения летучих ароматов, выделявшихся им из растений. Это было великим открытием..

 

О внешнем виде знатных дам Византийской империи можно судить по изображениям императрицы Феодоры, которая, по впечатлениям современников, являла своим внешним видом живое произведение искусства - от золотой пудры на крашеных волосах до розовых ногтей на пальцах ног. Покои ее заполняла вырезанная из терпентинного дерева ванна, разложенные на полу набитые пухом понтийского журавля подушки, обтянутые китайским шелком, и вырезанный из пород цитрусовых деревьев столик, заставленный флакончиками и приборами

 

Рецепты по изготовлению косметики были известны еще в древнем Египте. И описание каждого начиналось словами, на которые и в наши дни может купиться любая женщина: Как превратить старуху в молодую . Египтянки, как и мы, понимали эту фразу буквально. Поэтому в наши дни археологи в большом количестве находят горшочки с различного рода косметикой. Причем горшочки эти встречаются не только в жилой части поселений, но и в захоронениях: считалось, что красоту нужно обязательно поддерживать и в потустороннем мире. В изящных ларцах из слоновой кости или резного черного дерева, снабженных системой перегородок, хранились щипчики для бровей и ножницы для маникюра и педикюра. Мази помещались в сосуды из хрусталя или алебастра. Назначение их было многообещающим: от пятен, от прыщей на лице, очищающие и омолаживающие кожу, возвращающие телу упругость и избавляющие от морщин . Конечно, для того чтобы к этим обещаниям относиться всерьез, нужно было обладать большой долей наивности и воображения. И неизвестно, чего здесь больше. Из реально действующих были мази от пота. А в макияже навечно прославили себя подводки для век, превращавшие обычные глаза в удлиненные, загадочные, с поволокой - в египетские . Египтяне снабжали своей косметикой весь античный мир, и ее популярность дошла до того, что на закупки уходила значительная часть римской казны. Сенат был вынужден запретить ввоз товара, столь разрушительного для экономики государства. Наверное, поэтому одна римская матрона - нужно отметить, весьма зрелого возраста - писала своему зятю, находившемуся по делам в Греции: Пришли мне баночку родосской медовой мази, которая так хорошо снимает морщины у глаз . А плевавший на все условности Диоген, сидя в своей бочке, считал необходимым пользоваться благовониями, так как признавался, что, вдыхая их, получает большое удовольствие. Флаконы и скляночки, в которых хранились все эти жидкости и мази, приобретали все более оригинальные формы, представляя божества, животных, окружавшие предметы и даже части тела. Так, например, известен сосуд в форме ступни, обутой в сандалию

 

Теперь можно вздохнуть с облегчением - все эти ужасы позади. В начале ХХ века стремительно ворвавшийся прогресс освободил женщину от изрядной доли забот. Тогдашние борцы за эмансипацию возмущенно писали о положении бедной женщины : Она прозябает, окруженная роскошной мебелью и дорогими безделушками своего будуара - всем тем комфортом, которым ее окружает заботливая рука мужа . Но почему-то и в начале XXI века многие женщины продолжают мечтать о подобном прозябании и с удовольствием согласились бы пожить в XIX веке, окруженные заботливой рукой мужчины. Разве это предосудительно?

 

Было подсчитано, что во времена Екатерины II каждая светская дама в год употребляла на себя полпуда (более 8 килограммов) косметики. Во Франции широкое распространение духов и косметики началось в середине XVI века. Дошло до того, что во время официальных торжеств в парижские фонтаны добавлялась изрядная доля ароматов... В это же время граф Оксфордский привез из путешествия по Италии душистые перчатки и подарил их английской королеве Елизавете I. И с тех пор Англия начала свое знакомство со сложным искусством использования благовоний и тут же впала в тяжкую от них зависимость. Появились даже ароматические шарики помандер , из которых делали ожерелья для дам. Духами стали пропитывать не только детали одежды, но и постельное белье, и любовные записочки, что, очевидно, должно было усиливать их воздействие на предмет обожания, и жизнь сразу стала насыщенной, разнообразной и праздничной. Оно и понятно, для женщин духи превратились в надежное и простое средство покорения мужских сердец. А то ведь что раньше творилось? Та же королева, не видя других средств для усиления своих женских чар, часами наносила на кожу пудру, смешивая ее с яичным желтком (чтобы не осыпалась). Тщательно прорисовывала на этом толстом слое штукатурки голубой краской линии кровеносных сосудов, считая, что таким способом она добивается впечатления прозрачности и нежности своей кожи

 


 

Кладовые солнца.
Жан Нувель Элементарный дизайн.
Водные процедуры.
Небо на двоих.
Игра в провокации.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика