На главную -  Интерьер 

 

Викторианское ар деко


От нового здания библиотеки МГУ я сразу решил многого не требовать. Не нужно ждать шедевра, пусть будет элементарное уважение. Просто уважение к Университету. Ну вот, ее построили. На оси Главного здания МГУ встал туркменский райком

 

Однако за шумом и помпой, с которыми отцы города отчитывались о работе над объектом, призванным стать одной из главных архитектурных достопримечательностей столицы, из внимания общественности выпал вопрос о его внутреннем наполнении. А внутри, оказывается, тоже много интересного. В частности - зал Ученого Совета, разработка и создание которого руководство Университета доверило дизайнеру Мэду Алиеву и архитекторам Александру Аляпкину и Алексею Титову. О том, какое впечатление производит на искушенного человека этот зал, а также само здание новой библиотеки, Архидом попросил рассказать Григория Ревзина, всеми уважаемого архитектурного критика и главного редактора журнала Проект Россия : Так вышло, что я учился в Университете. Для любого, кто там учился, библиотека - это особое место. Это не столько реальность, сколько мифология или ритуал. Это место, где живут и продолжают говорить Цезарь и Цицерон, Витрувий и Палладио, и чем больше ты там проводишь времени, тем больше именно они оказываются твоими собеседниками - типичный ритуальный сюжет общения с духами. Просидев там лет пять и занимаясь вроде бы вполне конкретными делами, ты как-то сам собой, без специальных усилий по самоизменению, вдруг обнаруживаешь в себе глубоко скептическое отношение к современности и ощущение встроенности в традицию, которая кажется тысячелетней. Понятно, что такое чувство оформить архитектурой трудно, как трудно вообще построить храм

 

А интерьер! Господи, там даже граненые гипсокартонные облака в вестибюле появляются

 

Туркменский райком сразу узнаешь по вызывающей монументальной абсурдности в сочетании с богатством. Все-таки поставить глухой плоский параллелепипед сверху стеклянного объема так, чтобы он свисал по краям, и еще соорудить к нему четыре рахитичные ножки просто так в голову не придет. Вы видели когда-нибудь сундук на ножках? Их не бывает, потому что это абсурд. А тут случилось. Понимаете, это не просто плохая архитектура, это архитектура, которая нарушает законы не то что гармонии, а просто приличия

 

Это как если бы Войну и мир в виде изложения представил неграмотный туркменский студент. Натащ Ростов сувалься в окно и там цветущ дерево дуб. Ей душа как птах на дуб хотель . А потом это изложение опубликовали бы на роскошной бумаге в дорогом кожаном переплете. Я ходил по этой библиотеке в отчаянии, и все думал, за что, за что, и вдруг попал в какое-то другое место

 

И ведь это совсем не дешевое здание. Нет, у него вентилируемый фасад, у него в интерьере мраморные наборные полы и мраморные стены. Это хорошо сделано, это дорогая работа, это просто чудовищно спроектировано. По этому мрамору пущены отвратительные колбаски вместо архитектурных тяг, в нем вырезаны удивительные по абрису арки (в народном жилище такие встречаются), там удивительно встречаются мраморная стена с дешевым подвесным потолком, там все это кричит не то, что о профессиональной несостоятельности - о незамутненности никакой профессиональной культурой

 

Я ходил по этому залу и в первый раз понимал архитектора. Да, вот он избрал викторианский стиль, но при этом его модифицировал. В рисунке граненых больших колонн, в их капителях и струнных светильниках ощутимо влияние ар деко. Понятно, потому что ар деко - это стиль МГУ, именно так прорисованы интерьеры Главного здания Владимира Руднева. И граненые темные колонны там встречаются. И это органично соединилось, потому что и в викторианской классике, и в ар деко есть такой особый момент увлечения инженерией. Вот посмотрите, как сделаны кресла вокруг стола - они же вращаются вокруг своей оси, как рояльные! Ни классицизм, откуда взята форма, ни стиль Директории, ощутимый в рисунке спинки и подлокотников, этого бы себе не позволили, а вот викторианцы обожали вращающуюся мебель

 

Зал заседаний Ученого Совета МГУ вдруг как раз и выглядел таким, какой должна быть библиотека. Большой овальный стол, я бы сказал, безукоризненно респектабельный. Покойные удобные кресла. Великолепные алебастровые люстры, напоминающие те, что были в Главном здании Университета. Паркет. Кто-то сообразил, что библиотека - это не метро, и тут не нужные мраморные полы. Галерея на хоры с прекрасной, спокойной лестницей. Книжные шкафы, наконец, о счастье! нормальные книжные шкафы! Ведь если где-нибудь бывает глубокоуважаемый шкаф, то, разумеется, в библиотеке. Человек, который рисовал эти шкафы, он это понимал. Он придумал для них узкие, изящные, немного готизированные пропорции, которые так идут темному дереву, он нарисовал пилястровый ордер, который вписался в эти готические пропорции, он сделал изящные коринфские капители. Он придал всему этому какой-то английский, викторианский характер, который так уместен для библиотеки

 

Правда, в этом зале была своя доля абсурда. Непонятно, с какого переляку в центральной части потолок уходил вверх под углом в 45 градусов. Причем эта сарайная кровля еще вдобавок была кессонирована. Это, наверное, единственный случай в мире, когда кессоны украшают поверхность, висящую под 45 градусов. Они могут быть или на плоском потолке, или на арке, потому что по смыслу - это каменные квадратные плиты, и из них нельзя собрать стену, стоящую под углом. Это все равно, что поставить колонну на капитель. Причем там еще по бокам образовывались какие-то отвратительные балконы, идущие лестницей с разным шагом ступеней. Витраж, пожалуй, уместен в викторианском зале, и уж во всяком случае лучше, чем бронзовые барельефы, которые повешены на мраморные стены в главном вестибюле (плохо не то, что их сделал Церетели, а то, что бронзу не вешают на каменную стену, а вставляют в нее). Но этому витражу мало места, и косой потолок над ним его придавливает

 

Эта инженерная тема удачна, потому что появились компьютеры. И это, пожалуй, даже находка, потому что до сих пор никто не придумал, как соединить эстетику компьютерного экрана с респектабельным пассеизмом традиционного кабинета. А вот здесь, смотрите, это вполне органично соединилось, и как-то так вышло, будто в викторианских библиотеках всегда стояли мониторы

 

А оказалось все просто. Это другие авторы - Мэд Алиев, Александр Аляпкин и Алексей Титов. И они начали делать зал заседаний Ученого Совета после того, как была уже решена вся архитектурная часть

 

В общем, было ощущение, этот зал не спроектирован, а как-то вырублен в уже существовавшем объеме, что, разумеется, абсурдно, потому что здание только что построено и проектировалось все вместе, целиком, но, тем не менее, так вышло. И после того как его так бездарно и безвкусно вырубили, вдруг проснулись и вкус, и уважение к традиции, и вообще понимание того, что такое библиотека. И вот я не мог понять, как архитектор, спроектировавший весь этот ужасный комплекс, мог одновременно сделать этот зал

 

Дизайнер Мэд Алиев:
Зал заседаний Ученого Совета - центральное место всего комплекса новой библиотеки МГУ, и его художественная концепция родилась из желания продолжить традиции российской интерьерной школы. Библиотека - это концентрация человеческой мысли и устремлений, и она должна быть оформлена достойнейшим образом. Это должно было быть нечто торжественное, производящее особое впечатление, но не бутафорскими эффектами, а по-настоящему достойным и даже величественным интерьером

 

Мэд Алиев - мастер частного интерьера. То, что его пригласили делать интерьер общественный, зал заседаний Ученого Совета МГУ, - какая-то странная история, потому что обычно у нас так не бывает. У нас частная архитектура отдельно, государственная отдельно. Забавно - для того, чтобы выйти на тот уровень архитектуры, которую демонстрирует нам Главное здание МГУ, пришлось звать мастера, который работает на рынке частного интерьера для миллионеров. Но так или иначе, сделать это удалось. Самое интересное, что это не вопрос денег. Повторяю, библиотека МГУ - вовсе не дешевое здание. Это просто различие двух архитектурных культур или даже различие архитектурной культуры и воинствующего невежества. И вот спрашивается, а почему с самого начала не позвали хорошего архитектора? Почему их вообще не зовут или зовут в последний момент, чтобы сделать один зал?

 

Само по себе помещение было не слишком удачным - колодец, прорезавший три этажа, к моменту начала нашей работы не имел даже стен. Его нужно было полностью одеть в дерево стеновых панелей и стеллажей, что очень непросто в помещении такого масштаба (550 квадратных метров), ведь деревянные изделия невозможно подогнать по размеру - они должны точно соответствовать заданным параметрам, не отклоняясь от них ни на сантиметр. Это сложнейшая, скрупулезнейшая работа, не допускающая ни малейшей ошибки. Помимо буазери, которые, кстати, изготавливались отечественными производителями, в этом зале мы создали еще целый ряд уникальных интерьерных элементов, центральный из которых, безусловно, витраж. Огромный по площади (120 квадратных метров.), он выполнен по уникальной, впервые воплощенной на этом объекте технологии нанесения изображения на стекло

 

Поскольку фактически задание - ни художественное, ни техническое - заказчиками сформулировано не было, нам пришлось самостоятельно придумывать, прорабатывать, а затем и воплощать концепцию пространства, которая помогла бы нивелировать те недостатки, с которыми мы сталкивались на протяжении всей работы. Эта концепция заключалась в идее создать классическое по своей сути пространство, которое бы соединило в себе художественные традиции прошлого, актуальный дизайн и самые прогрессивные технологии

 

Однако самое главное - этот заявляется прецедентом нового подхода к оформлению общественных и социально значимых интерьеров - не по остаточному принципу, как это было принято долгое время, а с разработкой индивидуального дизайн-проекта, с привлечением профессионалов, имеющих опыт в реализации интерьеров хай-класса, с использованием соответствующих материалов и новых технологий, то есть арсенала, который обычно задействуется на эксклюзивных частных объектах. На мой взгляд, результат в данном случае говорит сам за себя. И я надеюсь, что в недалеком будущем такой подход станет нормой, а не исключением

 

Уникально и техническое оснащение зала - подача звука, изображения осуществляется самыми прогрессивными способами. Отсюда можно связаться с любой точкой Земли, используя спутниковую связь, Интернет, и даже устраивать глобальные конференции. Так что это не просто красивое помещение, но и высокотехнологичный и многофункциональный организм (комплекс), отвечающий современным коммуникативным потребностям

 

Построение классического пространства подчинено строгой модульной решетке, в ней всегда читаются логика и порядок. Архитектурная композиция зала имеет строгую осевую симметрию, которая проходит через центральную входную дверь и витраж, выходящий на главный фасад здания (витраж выполнен в технике нанесения на стекло специальных светоотверждаемых красок, обрамлен деревянными панелями и имеет подсветку, установленную в пространстве между стекол для усиления художественного эффекта). На этой же оси расположен стол президиума Ученого Совета - центр всей композиции. Слева и справа от нее - места членов Ученого Совета, они установлены на подиумы и ограждены декоративной металлической решеткой под старую бронзу со столбами и поручнями из темного дерева

 

Архитекторы Алексей Титов, Александр Аляпкин:
Разрабатывая концепцию интерьера зала Ученого Совета, мы старались придерживаться классического стиля с учетом традиционных цветов университета - светло-песочного и темно-терракотового. Используя современные материалы и технологии, современное оборудование, мы все же смогли сохранить дух английского кабинета

 

Пространство зала изначально было сформировано как многоярусное, что вполне отвечает классическим традициям, и нам осталось только это подчеркнуть. Самым визуально тяжелым является нижний ярус - здесь использовано темное дерево, даже на потолке. Далее, поднимаясь по лестнице из зеленого мрамора с ограждением, выполненным по аналогии с ограждением подиумов, мы попадаем на второй ярус, где темное дерево в основном используется на шкафах. Третий, самый верхний ярус, решено было сделать легким, без применения дерева. Для дополнительного усиления легкости, высоты пространства и чтобы подчеркнуть геометрию кессонированного потолка, мы установили здесь специальную подсветку

 

Классицизм немыслим без ордера. Колонна и антаблемент - вот основа всей классической архитектуры. Ордер в нашем проекте отчасти играет роль классической декорации (стоит добавить - декорации весьма модернизированной), сохраняя свой конструктивный смысл: ведь колонны зала являются частью несущей конструкции здания. Они облицованы искусственным камнем терракотового цвета с золотой искрой и увенчаны капителью из металла, выполненной по технологии лазерной резки. Для пространства организующей ритмической силой, своеобразным модулем стал точно рассчитанный шаг пилястр книжных шкафов и стеновых панелей

 

Все эти идеи и приемы были направлены на реализацию одной цели: чтобы интерьер зала Ученого Совета соответствовал своему названию, был представительным, комфортным и респектабельным.

 

Помимо центрального освещения в виде трех классических люстр 1,9 метра в диаметре, мы ввели ряд локальных источников света в современном исполнении, которые предназначены подчеркнуть архитектурную композицию зала, ее формы, выявить красоту используемых материалов, то есть их текстуру и фактуру, игру светотени, подчеркнуть шаг и ритм архитектурных элементов

 


 

Вещный вопрос.
Вот такие бирюльки.
Зона особого дизайна.
Экспериментальная классика Colombo.
Мария Якушкина Я жду эпохи декораторов.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика