На главную -  Интерьер 

 

Забава для взрослых мужчин


Ну что может рассказать о своем хозяине мерседес - нет у него за плечами ни доблести, ни славы. То ли дело коллекция старинного оружия. Любой новоиспеченный владелец замка на таком фоне почувствует себя стопроцентным сэром, во всяком случае, настоящим джентльменом. Впрочем, замок не обязателен. Можно представить себе и более уютную обстановку, например кабинет русского офицера XIX века: диван, ковер, на стене развешано персидское, турецкое, кавказское оружие... Так ли уж все это далеко от нас? У какого современного мужчины не вспыхнет блеск в глазах при виде старинного черкесского кинжала или янычарского ятагана. Не исключено, дрогнет душа, и в непосильных трудах нажитый Ролекс будет обменян на бесполезную, тронутую ржавчиной саблю, добытую при взятии Измаила или Хивы. Перед красотой не устоишь. Вытащишь из ножен изогнутый клинок, и холодок пробежит по телу. Словно вспомнил что-то давно забытое: как нес конь и душа рвалась в бой, а рука сжимала рукоять сабли

 

 

Богато украшенное холодное оружие стоило дорого и было привилегией знати. Когда договаривались о калыме - плате за невесту, помимо всего прочего просили и оружие. В плату за кровь - штраф за убитого, заменяющий кровную месть, также входило оружие. Полное вооружение черкесского князя обходилось примерно в две тысячи рублей серебром. Гостевое помещение в княжеском доме украшали сабли, кинжалы, луки, шлемы и даже кольчуги. Когда черкес входил в чужой дом, он отдавал слугам все свое оружие, кроме кинжала, с которым никогда не расставался. Оружие гостя развешивалось на стенах рядом с оружием хозяина. Кавказские шашки носили русские офицеры и казаки. Не так давно Кавказ был раем для коллекционеров старинного оружия. Чаше всего здесь встречались дагестанские изделия, в XIX веке вытеснившие более самобытное оружие черкесов и других народов. Впрочем, изредка попадались и более ценные образцы, ведь на Кавказе находили сбыт не только продукция местных оружейников, но и разнообразные предметы вооружения из Персии, Турции, России и даже Европы

 

Память странная штука, а старинное оружие всегда будоражит воображение, столько всего в нем переплетено. Нож или кинжал у многих народов был не только смертоносным орудием, он считался магическим предметом, способным защитить и от реального врага, но и от потусторонних сил. В Средней Азии нож клали под постель роженицы, под колыбель ребенка. Узоры в виде ножа вышивали на самаркандских свадебных покрывалах, рисовали на хивинских глиняных блюдах, вырезали на текинских украшениях. На Кавказе любое празднество сопровождалось демонстрацией воинской доблести: устраивались скачки, стрельба из ружей. Громкая пальба во время свадьбы опять же должна была не только поднимать настроение, но и распугивать нечисть. С помощью оружия наводили порчу. Недруг в первую ночь молодоженов пробирался на крышу их дома, над отверстием очага вынимал кинжал из ножен и три раза пытался вставить его обратно, но рукоятью вперед. Верили, что эта нехитрая операция лишит новобрачного мужской силы

 

В конце XIX века вновь вспыхнул интерес к восточному оружию. Когда Япония покончила со своим средневековым затворничеством, европейские любители оружия обогатились самурайским вооружением - легендарными мечами, которые на самом деле являются саблями, на удивление легкими доспехами, особенно по сравнению с рыцарскими латами. Высочайшее искусство изготовления холодного оружия на Востоке объясняется особым, почти религиозным отношением к нему, существующим у многих народов Азии и Африки. Из уст в уста передавались самые невероятные истории. Например, о крисах - кинжалах индонезийского воина. Рассказывали, что они могут без посторонней помощи летать по воздуху, вовремя предупреждать об опасности, поражать врага даже на расстоянии. Старинные кинжалы переходили из поколения в поколение, их берегли как родовую реликвию: перед ними читали молитвы, воскуряли благовония. В день инициации, когда юноша приобщался к обществу взрослых мужей, ему вручался крис, служивший вместилищем души воина. В исключительных случаях, если мужчина не мог присутствовать на собственной свадьбе, его олицетворял кинжал. Кстати, тот же обычай существовал на Памире

 

С парадным европейским и русским вооружением XVI-XVIII столетий можно познакомиться на выставке Арсенал русских царей , в октябре-ноябре открытой в Оружейной палате Московского Кремля. Великолепное оружие делалось в Милане, Флоренции и Венеции. С ними соперничала Испания. С XVII века Франция вырвалась вперед в производстве прекрасных шпаг и огнестрельного оружия. Английское оружие отличалось техническим совершенством. В России уже с конца XVII века центром оружейного производства стала Тула. Но русские государи не гнушались и восточного оружия, привлекавшего своей варварской роскошью. Военные кампании на радость коллекционерам заносили в Европу много экзотического оружия из Индии, Афганистана, Китая, Африки. В России большим любителем оружия был император Николай I, его обширное собрание славилось на все Европу редкими образцами восточного вооружения, добытыми во время персидской и турецкой кампаний 1826-1829 годов. В 1811 году в Царском Селе он построил для своего арсенала специальное здание в готическом стиле. Вероятно, сказалось влияние английской моды, в конце XVIII века обратившейся к романтизму. Одна из модных тенденций того времени - повышенный интерес к оружию. Владельцы замков и викторианских особняков украшали стены сотнями ружей, пистолетов и сабель, составляя из них орнаментальные композиции

 

Вообще распознавание старинного оружия - дело тонкое. Хотя, как только разговор заходит об этом предмете, знатоков набегает предостаточно. Дамасская ли сталь, булатная ли сталь? А где же знаменитые разводы? Ах, вот они смотрите! Неважно, что пресловутый рисунок дамасской стали наведен лишь на поверхности путем травления крепкой водкой. Так всегда бывает: знатоков много, но мало специалистов, которые могут установить подделку, внятно объяснить разницу между шашкой и саблей, узнать изящные узоры из черни на рукояти кубачинского кинжала. С первого взгляда, по клейму или какой другой метке на клинке, определить его происхождение. Легко прийти в замешательство от странных клейм и надписей, различимых на клинках кинжалов и шашек, добытых где-нибудь в Кубачах. Ведь здешние мастера занимались только художественным оформлением дорогого оружия. В искусстве изготовления ножен, рукоятей из серебра, великолепной гравировке и черни, украшавшей оружие, им действительно не было равных. Но заготовки - клинки и стволы - доставлялись в Кубачи из других мест. Занятная штука - все эти знаки, нанесенные мастером на свое изделие. Порой встречаются и курьезы. К примеру, иногда кавказский оружейник, чтобы придать большую ценность своей работе, старался изобразить все известные ему престижные марки . Особой популярностью среди горцев пользовалось оружие, отмеченное волчком - клеймом или выгравированным рисунком в виде очень схематичного изображения волка, но не чеченского, как кто-то мог предположить, а немецкого. Этот волчонок сошел с герба города Пассау, прославившегося своими оружейниками. Позже его присвоили золингенские мастера, в XIX веке поставлявшие оружие на Восток, в том числе и на Кавказ. Другое популярное клеймо гурда (в виде двух зубчатых серпов со словом Генуя между ними) кавказские мастера позаимствовали с итальянских сабель. Правда, латинские буквы плохо запоминались, и часто надпись превращалась с бессмысленный набор знаков. Рядом с якобы европейскими клеймами местный умелец изящной арабской вязью мог изобразить и собственное имя - знай, мол, наших!
К сожалению, сегодня уже трудно найти настоящее старинное оружие. Но все-таки приятно внести чуть-чуть колорита в свою мирную домашнюю обстановку, повесив в кабинете хотя бы десяток щекочущих нервы вещиц. Пусть они будут не слишком старыми, а привезенными из разных стран сувенирными образцами. Пока в мире все еще есть чем поживиться. Великолепной отделкой отличаются бурятские ножи. Редко кто вернется из Средней Азии, не прихватив с собой ферганский или гиждуванский нож. В Непале, Индии, Йемене, Сирии, Бирме, Таиланде, Марокко, Тунисе, Судане, да мало ли где еще, любитель оружия всегда найдет что-то интересное для своей коллекции. В Европе и у нас в России, к примеру, в Златоусте, появляются фирмы и частные мастерские, занимающиеся производством сувенирного и авторского оружия, очень похожего на настоящее. Такое оружие вполне способно заменить старинные раритеты, если возникает желание красоты ради создать показательный домашний арсенал. Только не стоит забывать, что с подлинным оружием могут возникнуть проблемы, каким бы старым и ржавым оно ни было. По закону РФ Об оружии 1992 года частным коллекционерам предоставляется право на собирание оружия при оформлении надлежащих документов, но все оно должно быть не в рабочем состоянии. Хотя мастера оружейники упорно пытаются добиться легального права заниматься своим ремеслом

 

В холодном оружии, естественно, главную ценность представлял клинок, а не ножны с рукоятью, как бы богато они ни отделывались. В тех же крисах можно было обновить рукоять, но клинок оставался неприкосновенным, как самая сакральная часть оружия, наделенная магической силой. Клинок криса, символизировавший змею, мог быть прямым (змея в покое), а мог иметь изогнутую форму (змея в движении). Процесс ковки клинка напоминал священнодействие. К полосам металла добавлялось метеоритное железо. В результате особой техники ковки поверхность клинка приобретала слоистую фактуру с муаровыми разводами. На Кавказе в XIX веке появились удивительные сабли с раздваивающимся клинком. Такое даже трудно себе вообразить: вынимаешь из обычных ножен саблю и чувствуешь что-то не то - клинок на глазах расслаивается на два острейших лезвия, выходящих из одной рукояти. Выглядит устрашающе, словно из врага собираются нарубить бифштексы. Правда, говорят, что практического смысла эта диковина не имела. Подобное оружие делалось в подражание легендарной сабле пророка Мухаммеда и его зятя Али, получившей имя Зульфикар . В мусульманском предании она наделялась волшебной силой и была раздвоена на конце клинка

 

Шашка считается разновидностью сабли и является рубяще-колющим холодным оружием. Шашка кавказского типа, которая была на вооружении и в русской иррегулярной кавалерии, имела клинок небольшой кривизны с боевым концом, заточенным с двух сторон. Отличительной особенностью шашки был простой эфес, который состоял из рукояти с раздвоенной головкой, без всяких защитных приспособлений, то есть не имел ни крестовины, ни гарды. Кроме того, шашке всегда полагались деревянные ножны, обтянутые кожей. Шашка подвешивалась лезвием вверх, и поэтому кольца для плечевой портупеи были всегда на выпуклой стороне ножен. Вынув шашку из ножен, руку держали прямо перед собой, а не отводили вправо вверх, как это делали с саблей. Свое название шашка получила от кабардино-черкесского са'шхо - длинный нож

 

Вставки:
Сабля пришла с Востока, где она была рубяще-колющим оружием. Но с XIV века она превратилась главным образом в рубящее холодное оружие. Кривизна клинка в сочетании со значительным смещением центра тяжести в сторону от эфеса увеличивало силу удара. Облик сабли претерпевал изменения. В Европе в XVIII-XIX веках клинки сабель были средней кривизны. Ранние эфесы имели крестовину, перекрестье и переднюю дужку, поздние приобрели сложные гарды из нескольких дужек. Русское войско в XV-XVII веках было вооружено самыми разнообразными саблями. Позже сабля оставалась на вооружении драгун, затем сохранялась у некоторых гусарских формирований и казаков. Кольца для крепления к поясной портупее на ножнах сабли всегда расположены на вогнутой стороне

 


 

Сложные материи.
Звезда Востока.
Григорий Бальцер "Мебель - это не продукт, мебель - это сервис".
I Saloni метаформы дизайна.
Материальная культура.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика