На главную -  Интерьер 

 

Все это к моде очень близко


Говорят, что самое сильное впечатление при восприятии окружающей действительности оказывает цвет, особенно если он яркий. Сразу же заслоняет собой все видимые предметы. Потом уже взгляд выхватывает и форму. Но это позднее. Зайдите в комнату, где стены выкрашены каким-нибудь броским цветом, пусть красным. Помещение может быть изысканно обставлено, на стенах будут висеть вещи, которые вас всегда интересовали. Но выходя оттуда, вы запомните прежде всего цвет, а те предметы, которыми этот дом был украшен, пройдут мимо вашего сознания. И это закономерно, потому что такова магия цвета

 

 

Если присмотреться, то мода на цвет в одежде и в интерьере всегда шла параллельно. Одновременно и там и там обращали внимание на одни и те же оттенки. Очевидно, это происходило оттого, что выполняемые ею функции в обоих случаях очень близки. В интерьере вы одеваете пространство, в котором живете, и в зависимости от вкуса и пристрастия создаете себе комфортные условия. А выходя на улицу, по тому же принципу одеваете себя. Конечно, мода изменчива и, следуя ей, мы иногда неузнаваемо меняем свой облик. Как еще в середине XVIII в. писал известный французский философ и публицист Луи Себастьян Мерсье: Обычно начинают с того, что новую моду забраковывают. Каждый негодует на безрассудное пристрастие окружающих к новшествам. Но уже через месяц, даже самые ярые критики с ней примиряются, а завтра будут отстаивать то, против чего так активно возражали вчера . И в этом нет никакой измены самому себе. Как гласит крылатое выражение вкусы меняются столь же часто, сколь редко меняются склонности . А значит, мы все равно остаемся самими собой

 

Свои любимые тона есть у каждого, и они всегда отвечают особенностям натуры. Мечтательная особа выберет блеклые, розово-сиреневые, человек дела - бежевые, а энергичная молодая женщина может окружить себя красным. Правда, она от него быстро устанет. Так и случилось с одной моей знакомой, дизайнером, которая год назад выкрасила стены своей однокомнатной квартиры в красный, вернее, цикламеновый цвет. Поначалу было очень радостно и комфортно, а потом такая жизнеутверждающая обстановка стала утомлять. Праздник ведь невозможен всегда, и как бы вы ни были жизнерадостны, постоянного праздника в своем доме не выдержите. Но все равно, выходя из дому, она и сейчас надевает на себя что-нибудь красное - свою суть не изменишь

 

Цвету придавалось такое большое значение, что в наших глазах некоторые связанные с этим ситуации выглядят очень забавно. Вот пример. По распоряжению Екатерины II дама на приеме должна была появляться в платье, цвета которого соответствовали бы цветам и особенностям их расположения на гербе той губернии, в которой служил ее муж. А для правильного распределения этих цветов на костюме была составлена определенная схема

 

В старину при выборе цвета одежды руководствовались очень значимыми тогда национальными традициями, в какой-то мере особенностями климата, а иногда даже и цветами государственной символики. Цветовая гамма регламентировалась так же, как и нормы поведения. Так, в Турции, да можно сказать, что и во всей Османской империи, еще в XIX в. по цвету обуви можно было определить не только национальность, но и религиозную принадлежность прохожего. Турки носили желтые туфли, армяне красные, греки синие, а евреи черные. Гете в своей работе, посвященной физиологии восприятия цвета разными народами, отмечал, что по его мнению, в южной Европе женщины носят очень яркую одежду, поскольку неосознанно стараются создать гармонию с цветами окружающей природы, хотя все равно они не в состоянии затмить блеск тамошнего неба и земли

 

До какой степени значительную роль в оформлении быта играл цвет, понимаешь когда сталкиваешься с огромным количеством названий, придуманных для передачи оттенков тканей. Здесь создавались целые зрительные образы. Вот например: цвет блошиной спинки , гусиного помета , лондонского дыма , майского жука . Мы так и читаем в одном из модных журналов середины XIX в.: Ботинки из сатен-тюрка цвета майского жука очень нарядны в этом сезоне . Как вам это? И так до бесконечности

 

Вообще в России представление о красивом и праздничном исстари было связано с красным цветом. Наверное поэтому и свадебные одежды в старину могли быть только красными. А о знатном происхождении женщины всегда говорили красные каблучки ее туфель. Черный цвет да и все темные тона употреблялись при шитье траурной одежды и обобщенно носили название смирные . В XIX в. отношение к цвету становится свободным от традиционных установок и начинает меняться в зависимости от моды, которая представляет уже правила хорошего тона. И вот по таким правилам, утренние ботики у дамы должны были соответствовать цвету подкладки ее платья, а вечером разрешалось носить только белые. Мужчины же должны были ходить исключительно в черной обуви. Французы, особенно парижане, издавна питавшие большую слабость к черному цвету, утверждали, что в черном человек всегда прилично одет и изысканность самого цвета избавляет от необходимости следовать моде, т.е. шить всевозможные цветные платья, и таким образом позволяет экономить деньги. А дамы в оправдание своего скромного и неизменного наряда всегда говорили, что бриллианты на черных платьях сверкают особенно ярко. Но естественно, что все эти цветовые установки действовали только для тех, кто принадлежал к приличному классу

 

Но для человека важна не только одежда. Очень значимо и то состояние комфорта, которое он испытывает в собственном доме, украсив его в соответствии со своими пристрастиями. Современники писали о Париже XVIII в.: Все великолепие города заключено во внутреннем убранстве его домов. После того как постройка закончена, тут же приходят маляры, обойщики, столяры, краснодеревщики, позолотчики, скульпторы и представители множества других профессий, обрамляющих убранство апартаментов. Стены и колонны обмазывают гипсом, окрашивая их под мрамор так, что они действительно производят впечатление сделанных из мрамора. А иногда оклеивают бумагой, выделанной и расписанной под бархат и муар. Резные панели, как и каминные решетки, покрывают золотом. Главным же предметом роскоши и больших затрат становится мебель. Причем всю обстановку теперь принято менять каждые шесть лет, чтобы она не вышла из моды

 

Поскольку мода связана с озарением и вдохновением и по своей природе любит свободу, то некоторые ее элементы входили в бытовую культуру иногда совершенно неожиданно. Так, один их парикмахеров времен французской революции, причесывая свою клиентку перед балом, никак не мог найти, каким бы штрихом завершить прическу. Проходя мимо гостиной, он увидел на диване красные бархатные штаны, непредусмотрительно брошенные хозяином дома. Тут же вырезал из них головной убор, который с этого вечера надолго утвердил моду на такого рода аксессуары

 

Так, после французской революции, с приходом к власти Наполеона, во Франции начинает распространяться стиль ампир - имперский , очень быстро покоривший всю Европу и дошедший до России. В это время правящей элитой становится буржуазия, проявившая в своих вкусах неожиданные и во многом иррациональные пристрастия. Весь стиль поведения, выбранный этими нуворишами, представлял форму самоутверждения и, естественно, обязательно должен был отразиться на характере оформления быта. По стечению обстоятельств, этот новый образ богатой простоты стал разрабатываться на примере форм античной культуры. Дело в том, что к концу XVIII в. стали широко известны результаты раскопок, происходивших незадолго до этого в Помпеях и Геркулануме. То, что было обнаружено, настолько потрясло весь культурный мир Европы, что затмило влияние военного духа наполеоновских завоеваний. Каждый стремился во что бы то ни стало перенести в оформление своего интерьера формы и цвета, увиденные на только что найденных фресках. Благо, там они были представлены очень подробно и четко

 

Конечно, хотелось бы понять, как формируются новые направления, складывавшиеся иногда в общий стиль. Причем этот стиль захватывает не только область быта, но очень активно проявляется и в художественной культуре. Для этого стоит рассмотреть очень любопытную ситуацию, сложившуюся к началу XIX в. Кстати в ней есть много общего и с нашим временем

 

С появлением нового стиля в России было связано много забавных историй. Мода на цвета, платья и прически времен античности распространилась уже при Павле I, и, по словам петербуржцев, дамы на балах выглядели как античные статуи и их скорее можно было принять за украшение интерьера . Стали популярны все оттенки розового и появились такие метафорические названия цвет бедра испуганной нимфы , нимфа во время зари или цвет опущенных глаз и т.д. В это время один из разбогатевших петербургских купцов решил разместить в своем саду копии античных статуй, а для того чтобы они выглядели как живые, расписал их розовым цветом. Проезжавший как-то мимо император увидал эти статуи и принял их за разгуливавших по аллеям обнаженных гостей. Был страшно возмущен и послал незадачливому купцу письмо с требованием запретить подобные прогулки. Вскоре ситуация разъяснилась, но от хозяина владений потребовали побелить все скульптуры, чтобы они выглядели так же привычно, как в общественных садах. Вот так печально завершилась попытка новоявленного дизайнера претворить в жизнь свои способности в оформлении ландшафта

 

В результате элементы военной символики оказались только вкрапленными в общий фон сформировавшегося нового стиля. Современники, посмеиваясь, говорили: Могли ли жители окрестностей Везувия вообразить себе, что через полторы тысячи лет из их могил весь житейский быт вдруг перейдет в Гиперборейские (северные) страны . Правда, раньше все эти детали представляли незамысловатую организацию обыденной жизни, а теперь превратились в богатое украшение дома. Цвета здесь переходили от красного и терракотового к розово-сиреневому, в Помпеях поражавшие своей насыщенностью

 

Но самое главное, чтобы независимо от всех изменений, постоянно происходящих в моде, следуя ей, как в форме, так и в цвете, вы бы всегда чувствовали, что живете в СВОЕМ ДОМЕ, а ваша одежда - это неотъемлемая и гармоничная часть вашего Я

 

Считается, что изменения в моде всегда находятся под влиянием перемен, происходящих в обществе. И это связано не только с политической ситуацией или экологической обстановкой, но и, как сейчас, с общим настроем, меняющимся при наступлении очередного временного периода. Да, мы вступаем в новый век, даже новое тысячелетие. И от этого все сразу стало меняться. Куда-то ушли скучные и безнадежные цвета последних лет ушедшего столетия. А еще недавно мы их так любили, особенно все это множество оттенков серого. Ах, этот благородный цвет пепла! . Может быть, и благородный, но радости я в нем не вижу, а только желание быть сдержанной и незаметной, чтобы все испытания тебя не разглядели и прошли стороной. Какое-то постоянное желание спрятаться. А как только вступила в свои права новая временная эра, сразу же и в одежду, и в интерьер радостно ворвался красный цвет. Сейчас наступает некоторая успокоенность, романтизм, и все переходят к розовому. Мода - это ведь одна из форм защиты от рутины и обыденности. Это как обещание - изменил что-то в доме или купил новое платье, значит, и с тобой произойдет нечто неожиданное и приятное

 


 

Этот новый старый дом….
Сны наяву.
Пляшем от печки.
На новый лад.
Искуcство безупречности.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика