На главную -  Интерьер 

 

Товарищ мужчина, как всё же заманчива должность твоя...


Как только человек ощутил в себе способность думать не только о пропитании и размножении, а о чем-то более возвышенном, он начал сооружать всевозможные мыслимые и немыслимые преграды - лишь бы себя любимого надежнее укрыть и все имущество спрятать от посторонних глаз. Можно сказать, он приступил к очеловечиванию , или одомашниванию дикого пространства, которое в первозданном виде, то есть без ограды, казалось враждебным и неуютным. Даже там, где преград не было видно, они возводились в одном лишь воображении, закрепляясь обычаем. Туда не ступи, сюда не сядь, вроде того, что до сих пор часто слышишь от водителя, остановившего экскурсионный автобус у редкого лесочка: мальчики - направо, девочки - налево - и все послушно разбегаются в разные стороны, хотя давно все друг о друге знают

 

 

Даже в бедной крестьянской избе, где вся семья ютилась под одной крышей без всяких перегородок, существовало условное деление на мужское и женское пространство. Правда, проявлялось оно главным образом не в обыденной жизни, а в ритуале. В праздничные и скорбные моменты жизни дом словно превращался в малое мироздание. В этом домашнем мире существовали свои определенные ориентиры по вертикали и горизонтали. Крыша, к примеру, заменяла небо, пол - землю, подполье - подземный мир. Кровля связывалась с женским началом, а печной столб, служивший для нее опорой, с мужским. Хозяин или почетный гость усаживались под образами в красном углу. Женской частью дома считалось место у печи - бабий кут, или угол. Печной столб служил границей между мужским и женским пространством в доме. Однако в этом ритуальном делении проскальзывала какая-то двусмысленность. С одной стороны, все время подчеркивалось - кто в доме хозяин. Если супруги вместе должны сидеть в красном углу, то муж садился на более почетное место, ближе к образам. По праздникам мужчины рассаживались на долгой лавке, опять же наиболее почетной. С другой стороны, чувствовалось в этом нечто показное, нарочитое, как будто муж являлся почетным гостем, которому все обязаны по обычаю оказывать знаки уважения, но на самом-то деле домочадцы прекрасно понимают, кто главный в доме. Ведь законное место хозяйки располагалось в глубине у печи, являвшейся вместе с красным углом символическим центром дома. А мужчина в обычные дни занимал подпорожье - место рядом с дверью, связанное с внешним пространством. Здесь на лавке конике он мог заниматься своими делами, положить инструменты, да и прикорнуть на досуге. Любопытно, что эта лавка также называлась нищей , так как сюда имел право присесть каждый прохожий без особого приглашения. Так что у мужчины не так уж много места оставалось в его собственном доме, каким бы хозяином он себя ни воображал

 

Совершенствуя умение ориентироваться в пространстве, необходимое для жизни не меньше, чем еда и сон, человек каждую часть освоенной территории стремился сопоставить с чем-то близким, понятным. Зачем это делалось? Быть может, чтобы лучше запомнить или выразить свое отношение к какому-то пространству. Разобраться, где свое, а где чужое, или просто навести порядок. В разнообразных системах, созданных как раз для того, чтобы не растеряться в этом огромном мире, важную роль играло деление на мужское и женское. Китайцы вообще все вещи и понятия расписали на две колонки: к ян отнесли все активное, мужское, светлое и т.п., к инь - пассивное, женское, темное

 

Деление внутреннего пространства на женское и мужское было характерно не только для прочного жилища из дерева или камня. Кочевник-монгол, устанавливая юрту, заранее знал, что в северной части должен быть алтарь; западная - правая часть предназначена для мужских вещей - упряжи, оружия, инструментов, необходимых скотоводу; восточная - левая часть отдана женщинам для их утвари

 

В мусульманском обществе надолго законсервировалась традиция обособления мужской и женской частей дома. Причем гарем отнюдь не являлся местом изоляции многочисленных жен от внешнего мира. Он был семейным домом, где мусульманин проводил время в лоне семьи. Внешняя мужская часть дома предназначалась для ведения дел, приема посторонних. Жизнь мужчин и женщин протекала как бы в параллельных плоскостях. И у тех и у других существовал свой круг общения, свои интересы и обязанности. Во время праздников женщины собирались отдельно в компании родственниц и соседок, даже в мечетях выделялось место для женщин. Кстати, разделение мужского и женского обществ нельзя считать исключительной чертой мусульманской культуры. Это характерно для многих восточных стран

 

Во все времена мужчину привлекало оружие. Даже если хозяин дома не имел отношения к военной службе, ему не возбранялось продемонстрировать свою любовь к драгоценному оружию. Это вполне могло служить намеком если не на личные заслуги перед отечеством, то хотя бы на победы предков. Трепетное отношение к оружию, особенно холодному, было унаследовано с тех времен, когда оно в качестве оберега использовалось в традиционных ритуалах. У разных народов на Востоке меч или кинжал мог выступать в виде символа, заменяющего отсутствующего мужчину. Например, если жених по каким-то непредвиденным обстоятельствам не успевал прибыть на обряд бракосочетания, его символизировал кинжал. На Кавказе считалось, что недруг, тайком пробравшийся на крышу дома во время первой брачной ночи, нанесет вред мужской силе супруга, если несколько раз попытается вставить кинжал в ножны обратной стороной

 

Выделение в доме отдельных помещений в соответствии с их функциональным назначением или интересами обитателей - это признак цивилизованности общества. Даже в рыцарских замках, где просторные залы порой перегораживались лишь коврами, в период позднего средневековья хозяин стремился создать для себя отдельный кабинет, украшенный военными трофеями, разнообразными свидетельствами его доблести - доспехами, знаменами. Для Прекрасной Дамы мог быть построен отдельный дом. В эпоху Возрождения большую популярность приобрели такие помещения, как библиотека, кабинет-студиоло, галерея, где в полной мере проявлялись вкусы просвещенного мужа. Во дворцах личные покои чередовались с помещениями для приемов и развлечений. Только в своем кабинете хозяин имел возможность уединиться, предаться размышлениям и творчеству. Уж здесь-то можно было свободно выражать свои пристрастия, подбирая вещи для услады глаз на зависть и удивление окружающим. С эпохи Ренессанса получила развитие традиция выставлять в кабинетах коллекции древностей и вообще редких вещей

 

Отличительной чертой мужского стиля в интерьере можно счесть и предметы, напоминающие о дальних странах, путешествиях, которые красноречиво свидетельствуют о широте кругозора хозяина. Это могут быть самые разнообразные вещи - от старинного глобуса до экзотической маски какого-нибудь людоедского племени. На худой конец сойдет и щит, обтянутый якобы кожей носорога или бубен шамана. В общем, годится все странное, лучше с оттенком мистического ужаса, что будет будоражить крепкие мужские нервы

 

Другим предметом гордости хозяина дома всегда были охотничьи трофеи - шкуры, чучела, рога якобы лично подстреленных лосей. И хотя в современном интерьере подобные вещи явно утратили прежнюю популярность, истинному охотнику будет трудно удержаться, чтобы не найти местечко для этого в своем доме. Впрочем, шкура у камина в загородном особняке - это классика роскоши. Не исключено, что тяга к рогам и прочим охотничьим атрибутам также прочно засела на самой архаической глубине подсознания мужчины, как и любовь к оружию. До сих пор у многих народов, сохранивших традиционный уклад жизни, великолепные рога украшают захоронения святых или обозначают места поклонения, наделяющиеся особой магической силой

 

Впрочем, что зря наговаривать на бедных мужчин. Не каждый из них непременно обязан что-нибудь коллекционировать. Напротив, мужчина может люто ненавидеть все излишества в доме и с ожесточением набрасываться на любимые безделушки жены. Быть последовательным приверженцем минимализма - в силах только мужчина. Любая женщина быстро захламит первозданную чистоту пустоты - зачем зря место пропадает? Может быть, только японцы сумели правильно воспитать своих жен, научив обходиться самым необходимым или прятать лишние вещи с глаз долой. Вообще, доведенный до абсолюта функциональный минимализм кажется плодом извращенного мужского ума. Женщине ближе эклектизм в интерьере. Возможно, по причине типично женской непоследовательности, неумения или нежелания придерживаться чистоты стиля. А возможно, по более глубокой причине. Не исключено, что заложенная природой способность к материнству заставляет женщину инстинктивно отвергать жесткие холодные материалы, опасно заостренные формы стильной мебели и предпочитать все мягкое, сглаженное, не агрессивное

 

И, наконец, только мужчина способен целенаправленно и последовательно предаваться страсти коллекционирования. Поэтому коллекции, будь то действительно ценное собрание старинной живописи или всего лишь галерея некогда опустошенных хозяином редких бутылок, всегда находят достойное место в мужских апартаментах

 


 

La Murrina - мир цвета в оболочке из стекла.
В тридевятом царстве.
Уникальное чувство элитарности.
Barovier & Toso Company.
Душа подушки.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика