На главную -  Интерьер 

 

Китайские чудеса


В плену иллюзий

 

 

Именно за этой правдой жизни мы и поехали в Китай, и это путешествие обернулось для нас настоящим шоком

 

Казалось, это некая налаженная индустрия интерьеров китайских ресторанов, похожих один на другой. И только приехав в Китай, понимаешь, что на самом деле все выглядит совершенно иначе. Китайцы вообще не утяжеляют национальных мотивов , перегруза никакого нет (может быть, только где-нибудь в русском квартале). А старые здания вообще очень лаконичны. Один и тот же материал, цвет - от светло-серого до темно-серого. Художественный эффект достигается исключительно за счет светотени и рельефа. У нас же обязательно крышу покрасят в зеленый цвет, стены - в красный, пустят золоченые карнизики, и получается вот такой Китай . А в Китае даже яркий рисунок, нанесенный, скажем, на кровельную конструкцию, будет выглядеть довольно легким и веселым

 

Шанхай
Самое удивительное то, как там переплетается новая архитектура со старой. Это особенно красиво выглядит в Шанхае. Там сохранились целые островки старых построек, рядом с которыми - набережная, откуда открывается панорама безумной современной застройки, видна та самая вторая по величине телебашня и самый высокий в мире небоскреб - около 400 метров в высоту. Это просто какое-то фантастическое зрелище, потому что с достаточно большого расстояния видны огромные красивые небоскребы. Вообще Шанхай - удивительный город. Он поразил нас сразу своими размерами. Когда мы прилетели, из аэропорта сразу поехали в центр. Едем полчаса - за окном мелькают какие-то маленькие коттеджики - метров 30 на всю семью, потом они начинают вырастать, становятся 2-, 3-этажными - это еще полчаса езды, а в следующие полчаса появляются 5-этажки. И кажется, что это никогда не кончится. Мы были в пути часа два, в течение которых город постепенно вырастал. А когда наконец добрались до центра, нам сказали: Вот улица, примерно, как ваш Арбат. Ее длина - 8 километров . Кстати, на этом шанхайском Арбате удивительные фонтаны. Форсунки торчат прямо из-под земли, и по какому-то сложному алгоритму время от времени оттуда выстреливает вода. Ограждения никакого нет, и не исключено, что ты будешь проходить мимо и тебя окатит водой

 

Разрушение стереотипов
Мы были поражены тем, что там понастроено, да и вообще подходом к архитектуре и жизни. Для тех, кто там не были, кажется, что Китай - это нищета, куча маленьких детей по дорогам, а когда туда прилетаешь, попадаешь будто на луну - совершенно другая цивилизация, другой уровень жизни. Конечно, первые эмоции немного обманчивы, потому что только на востоке страны жизнь такая дорогая и обеспеченная, а если углубиться на запад - все выглядит иначе. Но тем не менее впечатление складывается весьма необычное, даже космическое. И в какой-то момент мне стало стыдно за то, что мы ехали туда с полной уверенностью, что попадем в какую-то недоразвитую страну; оказавшись в Китае, очень быстро начинаешь понимать, насколько твои представления ошибочны. И как только, например увидев телебашню, ты пытаешься радостно сообщить, что у нас в Москве вторая по высоте телебашня , тебе тут же говорят: Нет, у вас - третья, у нас - вторая

 

Гонконг
Еще одно потрясение - аэропорт в Гонконге. И опять убивают масштабы. Заходишь - два этажа наверх, два этажа вниз. Причем этажи метров по 1 Оказавшись в здании аэропорта, мы начали искать свой выход и долго спускались - вниз, вниз, вниз, вниз... Вдруг приходим в какую-то полутемную комнату. Видим - из стенки выезжает поезд, совершенно немыслимый по дизайну. Мы на него садимся и едем с безумной скоростью. Через 10 минут выходим в коридор высотой метров 15, шириной метров 50, а длиной неизвестно сколько, потому что, если посмотреть налево, перспектива уходит в точку, направо - то же самое. После этих масштабов наше Шереметьево кажется таким крошечным!
Вообще Гонконг - это чистейшей воды Европа. Небоскребы, небоскребы, небоскребы - ничего особо примечательного. А вот полуостров Ковлон, старая часть Гонконга, - это чистейшей воды панк. Там старые небоскребы, похожие на наши дома 70-х годов, только намного выше, у которых из-за климата и соображений удобства все подводки вынесены наружу, т. е. все стояки - водопровод, канализация и прочее - идут по внешним стенам. И вот стоит такое чудище - мало того, что оно совершенно отвратительного серо-зеленого или коричневого цвета, так еще сверху с трубами

 

Но самое большое впечатление осталось именно от эклектики, постоянного смешения всего подряд. Скажем, ты ходишь, ходишь в этом огромном современном центре Шанхая - и вдруг начинаются торговые ряды, пагоды - действительно старый город со всякими чудесами. Например, огромный пруд, в центре стоит пагода на сваях, там - чайный магазин. Это какой-то бывший храм, и к нему идет зигзагом мостик с одной стороны и потом - тоже зигзагом - с другой. Получается примерно 8-10 поворотов. Объясняется это тем, что злые духи ходят только по прямой, поэтому зигзаги нужны, чтобы духи упирались в забор и не могли прорваться дальше. И такие маленькие нюансы - на каждом шагу

 

Люди
Китайцы вообще довольно своеобразный народ. Если человек - один и он знакомый, то все великолепно: вы общаетесь, он очень милый, приятный и вежливый. Если человек незнакомый, то, когда ты просто идешь по улице, он случайно толкнув, может не извиниться и пойти дальше. Когда китайцы собираются вместе, они обретают какую-то невероятную силу. Это как в муравейнике - коллективный разум, кажется, что поодиночке они себя вообще никак не воспринимают. При этом каждый китаец, чем бы он ни занимался, всегда отчасти художник. Сам процесс рисования иероглифов (а в Китае говорят, что, когда китайцу нечем заняться, он рисует иероглифы) предполагает наличие какой-то творческой жилки. Чтобы писать иероглифы, необходимо обладать хорошей зрительной памятью, чувством линии. Так что наверняка каждый китаец может построить себе дом, сделать стол, стул и все остальное. Наверное, поэтому никто не знает имен известных китайских архитекторов. Как говорится, искусство принадлежит народу

 

Китайская стена
Считается, что, если ты не был на Великой Китайской стене, ты не был в Китае. И мы отправились на Китайскую стену. Это в 80 километрах от Пекина. Приехали на то место, где стена опускается вниз и где можно спокойно забраться по лесенке наверх. Там же стоит камень, на котором написано изречение Хо Ши Мина: Кто не залезал на стену, тот не молодец . Мы, как старые альпинисты, которые, еще будучи студентами, лазили по горным вершинам Крыма, побежали, распихивая китайцев, наверх. Причем китайцы шли туда огромной толпой (это в будний день!). Такое впечатление, что они туда подзаряжаться ходят. Придут, посмотрят: О, какую мы стену построили! - и у них начинается душевный подъем, с которым они отправляются работать

 

Что касается архитектуры, то в ней прежде всего чувствуется простор: они не зажаты, как японцы, рамками ограниченной территории и на пространстве не экономят. И такое впечатление, что не слишком задаются вопросом, что, как и где строить. Все вроде бы идет само по себе: есть земля - начинают строить. Но на выходе все равно получается нечто насыщенное, красивое, богатое. Вот, скажем, небоскреб, вставленный в контекст более ранней застройки. Он (с его стеклом, в котором отражается небо) сделан так, что все элементы отлично уживаются друг с другом, начиная с газона, на котором стоит старая постройка, а за ней высится совершенно ультрасовременное здание. Причем нельзя сказать, что это здание является доминантой и вся композиция построена вокруг него. Оно рядовое и в то же время похожее только на себя. А вот - пригород Гонконга, где в кусок скалы ввинчены буры современной конструкции, с одной стороны, это технологично, а с другой - лаконично и негромоздко

 

Made in China
Современная архитектура и дизайн Китая очень самобытны. Конечно, Гонконг - это европейский деловой центр, английская колония и он действительно ориентирован на мировые традиции. А что касается самого Китая, то там дизайнеры предпочитают вариться в собственном соку. Вопрос освоения каких-то международных точек они решают, приглашая иностранцев, а все остальное, как мне кажется, они делают сами. Когда мы попали на мебельную фабрику (поскольку нам нужно было разработать мебель для ресторана), то нам сразу запретили фотографировать. Причем подход был действительно другим по сравнению с тем, который применяется в дизайне у нас и в Европе. Там совершенно все иначе. Если у нас более техногенный подход, то у них сознание ближе к природе и думают они не так. Казалось бы, ничего принципиально нового изобрести уже невозможно и тот же самый стол, и те же самые металлические вставки, но такой формы и на таких местах, что это выглядит совершенно нестандартно. И это своеобразие выражается не только в классических формах (как, например, стулья с повернутыми плоскими ножками - такие, какие мы использовали потом для интерьера Шелка ). Даже сугубо современные формы очень нетривиальны. Почему-то мне казалось, что у них в мебели ничего современного нет. А на самом деле, наоборот, у них много интересных деталей

 

Кухня. Например, восхитительно филе курицы, нарезанное ломтиками. Лежит оно на круглой тарелке. По кайме тарелки выложено нарезанное полосочками и свернутое полупрозрачное рисовое тесто. И все это залито сладким кофейным соусом. Вид и вкус совершенно непередаваемЫе. И поэтому нельзя отделить восприятие архитектуры от того, что ты только что съел. На шок от курицы в кофейном соусе накладывается шок от увиденного вокруг

 

Неархитектурные впечатления
Качество обслуживания. Когда приходишь в ресторан, кажется, что там еще полчаса назад знали, что ты закажешь. Официант подходит, записывает, доходит до кухни и моментально возвращается с блюдом. Потрясающая скорость!

 

Стройка. Все леса, возведенные вокруг строящихся домов, сделаны из бамбука, и их сочетание с железобетоном, строительными конструкциями, из которых в разных направлениях торчат ветки, создает непередаваемо живописный эффект

 

Трудоголизм. Китайцы - это люди, которые действительно очень хотят работать и у которых вся жизнь проходит в работе. Нельзя однозначно сказать, что у человека есть бизнес, есть какие-то домашние дела, есть хобби. Этого нет. Есть муравейник, в котором люди постоянно чем-то заняты

 


 

Сны наяву.
Пляшем от печки.
На новый лад.
Искуcство безупречности.
Рабочее место.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика