На главную -  Интерьер 

 

Армия хранения


И эти лишние вещи в пространстве собственного дома окружают нас в великом множестве. Часто мы ими совершенно не пользуемся, но очень любим рассматривать, примерять и выгуливать . И все это нужно где-то хранить. А ведь есть еще обязательные постель, одежда, посуда, книги - и так до бесконечности

 

 

Сундуки любили везде - и на Востоке, и в Европе, и в России. Но именно на Востоке с их размещением связывалась планировка самого жилища, так как здесь их обычно ставили в специальные ниши. Эти стрельчатые, украшенные орнаментами ниши невольно приобретали роль символической мебели - прародителей стенных шкафов. Иногда в них делали заменявшие сундук полки. Полки завешивали расшитыми тканями или раскладывали постель и одежду так искусно, что создавалось впечатление сложной красочной драпировки

 

Начало истории мебельного хранения положил, наверное, сундук. Еще в Древнем Египте, во времена правления всем известного Тутанхамона, туалетные принадлежности держали в сундучках всевозможных размеров, а белье и одежду - в больших деревянных инкрустированных сундуках, доходивших до размера нынешних шкафов. В них же помещали и рукописи - пергаментные и папирусные свитки - свернутыми, запечатанными и уложенными в кожаные сумки

 

Если даже в небольшом пространстве юрты находилось свое место любому из предметов нехитрого кочевого быта, то в укладе степенной славянской жизни к хранению добра подходили еще более основательно. В русском доме, по Домострою, должно было существовать множество помещений, прежде всего для хранения разного рода продуктов (конечно, ведь еда - наша старинная страсть). Так, сыпучие продукты хранились в закромах и житницах, скоропортящиеся - в погребах и ледниках, сушеные - в сушиле. А вещи распределяли в клетях, подклетях и чуланах. Разного рода посуда обретала свое место в амбаре. Впрочем, в роли хранилищ выступали не только подсобные помещения. В парадных комнатах тоже все казалось предназначенным для хранения. Всевозможные домашние богатства таили в себе и скрыня (русская родоначальница комода), и, конечно же, сундуки, а с ними и чемоданы, и погребцы (лари для столовой посуды). Дорогую посуду (чтобы все видели!) обязательно ставили в поставцы (деревянная конструкция, имевшая вид столба, разделенного со всех четырех сторон рядами полок). У пола они были шире, а к потолку сужались. Поэтому внизу всегда помещали массивные столовые приборы, а вверху - изысканно украшенные серебряные и стеклянные чарки. Поставцы малых размеров назывались налойными (от церковного аналоя), их держали на лавках. Для хранения самых драгоценных предметов использовались казенки. О ценности хранимых в них вещей говорит само слово, образованное от казны и намекавшее на то, что здесь содержалось все состояние хозяина дома. Сундуки, наглухо крепившиеся к стене под лавкой, - рундуки служили для хранения всякого ненужного скарба. Несмотря на свое незавидное предназначение, рундуки бывали очень нарядными. Например, стоявший в середине XVII века в царских палатах рундук был обит кожей с позолотой, а распахивавшиеся дверцы изнутри были оклеены красным бархатом. Для каменных хором обязательны были и ниши - печуры. Они или заполнялись полками с дверцами, или в них ставились шкафы - шафы, обязательно с уступами. Нижний уступ имел выдвижные ящики, а верхний - створки. И все это массивное сооружение покоилось на основательных пузатых ножках. В читающем доме сверху помещались еще и поставцы-книгохранительницы. Все туалетные принадлежности и украшения складывались в шкатуны и подголовки. Здесь уже само название говорит о месте, ими занимаемом, а от этого и о надежности сохранения в них ценностей. Подголовки действительно всегда ставили на лавку или под подушку и на них спали

 

Даже не имевшие постоянного дома кочевники отдавали дань уважения такому значительному предмету, как сундук. В юрте, где место для хранения разного рода вещей было четко распределено, украшенные резьбой деревянные сундуки и войлочные чемоданы, а с ними и праздничные одеяла и подушки помещали на самом виду - у стены напротив входа, позади почетного места для гостей. Справа, в деревянных шкафчиках и больших и малых войлочных сумках, подвешенных вдоль стены, хранили посуду и утварь - это было женское царство. Слева от входа простирались владения мужчины. Здесь притягивали своей праздничностью любовно украшенные предметы конской упряжи. Все вещи должны были обязательно находиться на виду, поскольку каждая, помимо утилитарного назначения, служила и предметом декора жилища

 

Однако, как ни вместителен был Его Величество Сундук, царствованию его не суждено было быть вечным. Еще со времен Средневековья место сундука начинают все активнее занимать всевозможные разновидности шкафов: бельевые, платяные, посудные, а позднее и книжные. Весьма популярной, например, была итальянская креденца - посудный шкаф с двумя дверцами, над которыми можно видеть выдвижные ящики для хранения столовых приборов, а под ящиками тоже выдвижная доска для нарезания хлеба. Конечно, представительные шкафы без труда оттеснили сундук на вторые позиции, и тот, бедный, отсылается в деревню , став принадлежностью только крестьянской мебели. Но через некоторое время выясняется, что без сундука все-таки очень плохо и шкаф не может заменить его полностью. И тут рождается идея: а что если в сундуке сделать выдвигающиеся ящики и хранить в них белье? Так в квартирах горожан появился комод, продливший жизнь сундука еще не на одно столетие

 

В России при расстановке мебели всегда исходили только из соображений практичности, совсем не думая о том, насколько светлым, просторным и гармоничным формируется жилое пространство. В Европе же к мебели подходили как к произведению искусства. Поэтому, наблюдая за происходившими здесь на протяжении веков сундучными превращениями , можно как наглядное пособие изучать особенности всех бытовавших в европейской культуре стилей. Сундук служил и кроватью, и хранилищем (посуды, платья, денег). Со временем, поставленный на попа , он превратился в шкаф с полками, а в дуэте со вторым образовал буфет. (Считается, что даже трон, на котором восседали европейские императоры, возник только благодаря сундуку.)
К вопросу создания всех этих сундучных родственников в Европе подходили весьма скрупулезно. Уже к XIV века цех мебельщиков разделился на сундучников, шкафников и столешников, и каждый любым способом старался сделать свое произведение самым красивым. Когда в начале XIV века в Аугсбурге (Германия) появилась лесопильня, давшая возможность разрезать деревья различных пород на тонкие пластинки, поверхность предметов начали украшать инкрустацией из разноцветных узоров. Такие великие художники, как Брунеллески и Боттичелли, создавая узоры для интарсий (инкрустаций), не гнушались украшением сундуков, превращая их в настоящие произведения искусства - с изображенными на них пейзажами и архитектурными видами. В это же время с Востока приходит еще и чертозианская мозаика, набиравшаяся путем чередования пластинок черного дерева и слоновой кости

 

С середины XVIII века светская жизнь, которой наскучила городская суета, переселяется в сельские усадьбы, более просторные и светлые. Это вызвало появление множества новых форм обстановки. Среди них разнообразные ночные и туалетные столики, тумбочки для всяких туалетных мелочей. Все эти нововведения, покорив дома Европы, перекочевывают и на российскую почву. К XIX веку, например, в России по образцу европейского домоустройства устраиваются гардеробные и буфетные (при этом от старых времен остаются еще и сундучные) комнаты. Вот как описывают современники русскую гардеробную: Это большая светлая комната с горшками герани, бальзамина и жасмина под окнами. С белыми занавесками. По стенам большие шкафы с картонками, корзинками, болванками для чепцов. Посреди комнаты большой круглый стол со всеми швейными принадлежностями: тут и подушечка с булавками, и старые бонбоньерки с разноцветным шелком, непременно картинки мод и обрезки ситца, коленкора, шелковых материй, лент, кружев

 

Бесконтрольные возникновение, развитие и трансформация продолжались до тех пор, пока в 1667 году во Франции не была учреждена Мануфактура королевской меблировки. С этого момента процесс конструирования мебели и оформления помещения стали рассматривать как единую задачу. Отныне уже архитектору, а не самому владельцу покоев дано решать, как расположить обстановку, сделав ее не только удобной, но и красивой, модной, стилистически выдержанной. С помощью архитекторов искусство хранения домашнего скарба расцветает пышным цветом. В боковых нишах, спроектированных в передних, размещаются строгие двухъярусные шкафы для верхней одежды, а в кабинете появляется шкаф-кабинет с откидной или выдвижной доской, играющей роль письменного стола. Тут же множество выдвижных ящичков разных размеров для хранения письменных принадлежностей. В кабинет из столовой перекочевывает стол, в ящиках которого хранятся письменные принадлежности. Постепенно кабинет начинает занимать в доме столь значимое место, что для него создается особый вид мебели - бюро, нечто вроде высокого, сложной формы шкафа, расширяющегося к основанию. Оно начинено множеством различной формы ящичков, как явных, так и секретных, позволяющих не только держать милые сердцу вещицы, но и прятать их от постороннего взгляда. Способность этого предмета хранить тайны, отразилась даже в названии его близкого родственника - секретера, который нередко был атрибутом не кабинета, а дамского будуара - вечного царства интриг и секретов. Как предмет дамского обихода, секретер получил соответствующее оформление - внутренние колонки, зеркальца, роспись

 

Впрочем, мода, стили, тенденции меняются с каждым десятилетием (если не чаще), а извечный вопрос: куда это положить? - будет сопровождать человека на протяжении всей его истории. И что бы ни выбрал каждый из нас - респектабельный простор гардеробных, функциональность шкафов-купе, модный блеск алюминиево-стеклянных стеллажей, очарование бабушкиного комода или все-таки неподражаемый колорит настоящего сундука - каждый из представителей этой безотказной армии хранения будет служить нам верой и правдой, потакая нашим слабостям и лелея так свойственную человеку страсть к вещам.

 

Пережив долгий период забвения в стране, где любовь к вещам была вдруг объявлена пошлостью и мещанством, гардеробные комнаты вновь вернулись в наши дома, как нельзя лучше вписавшись в современную идеологию лаконичного и незагруженного пространства. А вот шкафы, это промежуточное между сундуком и гардеробной комнатой звено развития, увы, пришлись не по вкусу воцарившемуся в наших умах и домах минимализму. Их признали не слишком-то эстетичными и всячески вытесняют со сцены. Они встраиваются в стены, растворяются за сплошной гладью зеркальных плоскостей, ютятся под лестницами (а в японском доме и того пуще - их прячут под пол), в общем, стараются быть как можно незаметней. Пожалуй, единственное место, где шкафы еще не сдали своих позиций, - это кухня. Но зато здесь они - на высоте положения. Бесшумные, трансформирующиеся, со скользящими ящиками и втягивающимися дверцами - это гимн современным технологиям, призванным сделать жилое пространство как можно более удобным, функциональным и просторным

 


 

В тридевятом царстве.
Уникальное чувство элитарности.
Barovier & Toso Company.
Душа подушки.
Светлана Завадникова Я продаю образ жизни!.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика