На главную -  Интерьер 

 

Пуп Земли


Однако любой буддист знает, что важнее и нужнее объектов не найти во всей мировой архитектуре. И их назначение - не просто абстрактное поклонение Будде, а реальная помощь всем живым существам. Ведь тот, кто пожертвовал деньги на ступу, участвовал в ее строительстве, хотя бы разок обошел вокруг нее, даже случайно оказался в ее тени или вдохнул воздух, овевающий ее полусферу, получит дополнительный шанс обрести счастье в этой жизни и в конечном счете приблизиться к состоянию высшего блаженства желанному просветлению. Сам Будда Гаутама говорил об этом так: Вот польза, которую получаешь, обходя ступу. Свободный от восьми неблагоприятных условий, ты переродишься в благородной семье и будешь обладать большим богатством. Свободный от мешающих чувств, таких как жадность, ты с радостью будешь практиковать щедрость. Будешь обладать хорошей внешностью, привлекательностью, красивой кожей, и люди будут всегда счастливы видеть тебя. Ты будешь править миром и будешь царем Дхармы. Ты всегда будешь принимать счастливые перерождения и восхищаться учением Будды. По окончании своей практики будешь творить большие чудеса и затем обретешь 32 чистых знака и 80 физических признаков совершенного тела Будды

 

 

Неудивительно, что и архитектура буддийских ступ самым тесным образом привязана к догматам учения. В довольно сложной конструкции сооружений - а со временем они стали гораздо более замысловатыми, чем первые чашеобразные формы, - нет ни одного элемента, начиная от ступеней основания или колец зонта и заканчивая положением рук скульптурных изображений Будд или украшениями на их одеждах, которые не имели бы своего определенного значения. А большинство элементов содержат не один, а несколько смыслов, символизируя одновременно и элемент построения Вселенной, и этап на пути к просветлению, и часть просветленного тела Будды, зашифрованного в пропорциях ступы. (На многих непальских ступах нарисованы глаза на высоте хармики элемента, находящегося между куполом и кольцами зонта. Если представить себе сидящего в медитации Будду, тело которого вписано в размеры ступы, то его глаза будут находиться в точности там, где их рисуют непальцы.)
Однако сложная архитектура поздних ступ, как и их смысловой подтекст, довольно далеки от первоисточника. Гармоничные и лаконичные очертания классических индийских ступ исключают мелкую деталировку архитектурных составляющих, включая в себя лишь три главных элемента основание (а самые древние, у которых купол ставился прямо на землю, обходятся вовсе без каких-либо оснований), купол и ось (стержень, пронизывающий тело ступы и выходящий наружу в виде шеста, на который нанизаны несколько зонтов). По преданию, сам Будда Гаутама (последний из 28 будд, живших на Земле), когда его спросили о том, как устроен мир, в ответ расстелил свое монашеское одеяние, поставил на него перевернутую вверх дном чашу для подаяний и увенчал ее своим посохом. При этом плащ (основание ступы) символизировал землю, чаша (полусфера) небо, а посох (стержень) метафизическую ось мира. Эти три элемента ступы настолько абсолютны по своей форме, что могут трактоваться как угодно. Однако наиболее добросовестными дополнительными аналогиями следует признать три составляющие буддизма: Будду, Дхарму (его учение) и Сангху (монашескую общину) или три этапа на пути к просветлению: омраченное состояние ума, начало буддийской практики и достижение нирваны. Остальные трактовки являются, скорее всего, более поздними домыслами (одно из наиболее поэтических поздних толкований полусферического тела ступы - водяной пузырь во время дождя как символ непостоянства)

 

Оставив в стороне вопрос о сверхъестественных свойствах ступ, можно, однако, не сомневаться в абсолютной уникальности их архитектуры, которая, при всех временных и территориальных различиях, является точным изложением буддийского мировоззрения. Изначальная кполусферическая форма ступ, по разным версиям, происходит от основания погребального костра или погребального холма (последняя, наиболее распространенная версия, тем не менее, вызывает сомнения ведь погребальные курганы - совсем не в индийской традиции. А вот в пользу костровой теории говорит тот факт, что многие из древних ступ имеют плоскую площадку на своей вершине). Некоторые первые ступы с определенной натяжкой можно назвать погребальными сооружениями в самой их глубине, в специальной сокровищнице, вместе с другими реликвиями, хоронились мощи будд. Однако чаще всего ступы становились просто реликвариями, содержащими священные тексты и многочисленные плоские керамические изображения будд и бодхисатв иногда с отверстиями для мантр, свернутые в рулончик мантры. Так или иначе, взглянуть на сокровища, возможности не было, поскольку никаких внутренних помещений (а следовательно, и входов) ранние ступы не имели. Впрочем, не все ступы представляли собой просто облицованный камнем грунтовой холм. Во многих из них (например, в Швезандо в Бирме) исследователи находили узкие коридоры с потайными входами. Реликвии, среди которых встречались и реальные драгоценности камни, золотые изделия, прятались в крошечные камеры размером в несколько квадратных метров. Проникнуть туда можно было только через систему сложных переходов и лазов, и зачастую возможных грабителей на пути поджидали настоящие ловушки в духе фильмов об Индиане Джонсе и Мумии: некоторые камеры могли быть в считанные секунды засыпаны песком и щебнем, а в коридорах обрушивались своды, отрезая путь наружу. По этой ли причине или по какой-то другой, но чаще всего ступы страдали не от вражеских набегов, а от природных сил и просто времени. Кстати, именно варварам и времени многие знаменитые ступы обязаны своим нынешним великолепием возводя разрушенные святыни вновь, преданные строители обкладывали тело старой ступы новым облицовочным слоем, раз за разом увеличивая ее диаметр и высоту. Именно так, например, возвысилась самая высокая ступа мира Пра Патом в Таиланде. Ее нынешний рост - 127 метров. Отчасти такое пренебрежительное отношение к памятникам древней архитектуры, не удостаивающимся скрупулезного восстановления, а запросто закрываемого новыми стенами, отражает буддийский постулат об изменчивости всего сущего. Сегодня одна ступа, завтра другая какая разница Буддисты не склоны придавать слишком большое значение рукотворным произведениям как таковым и тем более испытывать пиетет к их создателям главное, чтобы знак их почтения Просветленному блистал во всей своей красе. (Такой взгляд стал причиной недавних серьезных разногласий между европейцами, приглашенными реставрировать старые буддийские храмы, и местными жителями. В ответ на категорический отказ реставраторов дорисовывать уникальные, но наполовину утраченные фрески с изображением будд и Ботхисатв, буддисты заявили, что они найдут своего художника, который сделает эту работу, но не потерпят, чтобы фигуры почитаемых святых оставались несовершенными - без рук, ног или с трещинами на лице.)

 

Остальные элементы, такие как концентрически сужающиеся галереи для обхода ступы, хармика (камера над куполом, иногда ажурная), плоские кольца зонтов (от 3 в древних ступах до 20 в пагодах), ограда, входы, являются дополнениями, возникавшими в ходе эволюции формы ступ, и имеют собственные многочисленные смыслы. Любопытный факт: хотя все исследователи символики ступ говорят об обязательном квадратном основании, символизирующем землю, никаких квадратов в конструкции классических индийских ступ нет; они проявляются в более поздних северных ступах, например, в субурганах Монголии и Бурятии. Даже ограда, возводимая вокруг ступы, идеально круглая. Намек на квадрат можно увидеть лишь в расположении входов ограды (или подъемов к галереям ступы) их чаще всего четыре, и они смотрят точно по сторонам света. Однако, по словам очевидцев, поднимавшихся на ступы легендарного комплекса Санчи в Индии (самые древние из сохранившихся), отсутствие формализованного квадрата в сочетании с крайне удачным местоположением дает неожиданный эффект. При взгляде на открывающуюся с высоты ступы панораму становится понятно, что вся плоскость земли включена в ее композицию, а подчеркнутый четырьмя входами ландшафт вокруг ступы и играет роль квадрата, стократно увеличивая грандиозность сооружения и усиливая производимое на паломника впечатление

 

Символическая нагруженность архитектуры ступ не ограничивается их внешним видом археологические исследования обнаружили, что основание ступ имело радиальные спицы , которые превращали его в изображение колеса закона основного символа в буддизме (его можно интерпретировать и как солярный символ, символ круговорота солнца, времен года и времени в целом)

 

Для верных адептов буддизма важнейшей считается ступа Махабодхи в Бодхгайя, где достиг просветления сам Будда Гаутама и где должны стать просветленными все будды будущего (теперь это главное место паломничества буддистов всех школ и стран). Ступа Махабодхи представляет собой пирамидальную башню с четырьмя меньшими подобиями по углам. Квадрат ее древней части со стороной около 15 метров и высотой 52 метра состоит из кирпичей голубоватого цвета, идеально пригнанных друг к другу. Именно поэтому здание неплохо сохранялось на протяжении веков, выдерживая частые землетрясения. Правда, если доверять буддийским взглядам, крепость постройки не имеет большого значения - ведь место пробуждения всех будд непоколебимо. Поверхность ступы оштукатурена, внешние стены испещрены нишами с барельефами и статуями, особенно в ее нижней части. Углубления наверху сегодня большей частью пусты, хотя когда-то они также были заполнены изображениями будд и бодхисатв

 

Внешний вид ступ разнообразен настолько, что можно усомниться в однокоренном происхождении отдельных экземпляров. Смешиваясь с местными традициями (а география буддизма весьма обширна он распространен в Индии, Афганистане, Пакистане, Непале, Тибете, Мьянме (Бирме), Лаосе, Таиланде, Камбодже, Китае, Монголии, Бурятии, Корее, Японии, Индонезии, Малайзии, Шри-Ланке), буддийская архитектура принимала самые противоречивые формы. Крайним вариантом ступы можно считать даже японскую пагоду, которая, несмотря на внешнюю непохожесть, идейно гораздо ближе к первоисточнику, чем многочисленные туристические ступы Юго-Восточной Азии. При этом внутри каждой культуры конструкция ступ эволюционировала по-разному, что приводило к увеличению типов ступ в геометрической прогрессии

 

Этим требованиям в гораздо большей степени соответствуют уже упоминавшиеся ступы в Санчи, датируемые археологами I-II веком до нашей эры. Пуп Земли - так называют главную ступу в Санчи. Идеальных пропорций полусфера, расположенная на вершине столь же идеального по форме, но значительно больших размеров холма, она не просто производит впечатление умиротворенности и гармонии она действительно транслирует их. И оказавшись в ее пределах, невозможно этого не почувствовать. Ограда ступы и ее знаменитые ворота сделаны из камня, но таким образом, что нетрудно предположить: их прообразом был обычный деревенским плетень и деревянные ворота. Донатором (спонсором в современной лексике) их создания выступил глава ремесленной общины процветавшего тогда города Видиши. И этот драгоценный вклад был внесен не только деньгами, но и работой лучших резчиков по слоновой кости, так что неудивительно, что украшения ворот с сюжетами из буддийских текстов выполнены с ювелирной изощренностью. Вкупе с монументальностью самой ступы, полностью лишенной декора (лишь подступы к ней украшены более поздними статуями Будды), эти художественно оформленные элементы создают ощущение подлинной роскоши этого когда-то блистательного комплекса. И эта роскошь не имеет ничего общего с количеством потраченного сусального золота или драгоценных камней - она заложена в величественности самого места, масштабности архитектурного замысла и виртуозности его исполнения. (Любопытно, что ограда ступы № 2 в Санчи имеет изогнутые входы их Г-образная форма в плане складывается в изображении правильной свастики, закрученной по часовой стрелке и являющейся геометрическим пожеланием счастья.) Поскольку идеальная форма ступы не допускает никаких украшательств, то у ранних ступ декорироваться могла только ограда - геометрическим или растительным орнаментом, изображениями мифологических животных, сценами из священных текстов. Но в более поздних ступах появляется фигура Будды, а сама ступа превращается в роскошный балдахин примеры таких ступ есть в чатьях (храмах) в Аджанте, которые датируются V-VI веками до нашей эры. На этих ступах уже возможен декор фигуры небесных гениев, орнаментальные рисунки вокруг основания. Будда, который раньше сидел перед ступой, начинает приближаться к ее телу и получает углубление в виде ниши. Ступа превращается в балдахин над фигурой Будды, но при этом теряет свою мощную символическую основу. Зато она обретает роскошную отделку, становясь объектом не только религиозного или искусствоведческого, но и туристического интереса

 

Несмотря на святость места, ступа Махабодхи демонстрирует целый ряд отступлений от первоначального облика и самой идеи ступ и богатое декорирование, и фигуры Будды, и, главное, наличие внутренних пространств все с теми же фигурами в определенном смысле снижают абсолютное совершенство древней архитектуры ступы, которая своими чистыми формами должна демонстрировать ясность просветленного ума

 

Впрочем, истинная ценность ступы отнюдь не в ее номинальной стоимости. В то время как центральные ступы буддийского мира привлекают к себе толпы паломников и тысячи туристов, бесконечное множество ступ, менее заметных, но от этого не менее значимых для верующих, несут на себе груз повседневных забот и надежд своей паствы . С самого начала существования этой формы небольшие ступы строились в самых разных местах в уединенных природных уголках, в городских дворах, на перекрестьях дорог, защищая и благословляя тех, кто оказался рядом. Например, Катманду в Непале настоящая сокровищница малых сопутствующих ступ, здесь их можно встретить на каждом углу и в каждом дворе. А ступы в Гималаях, спонтанно возникшие без участия архитекторов, без каких-либо планов и расчетов, с использованием камня, дерева и даже рогов яка, стоят до сих пор и выполняют роль дорожных указателей и защитников для путешественников и местных жителей

 

Чемпионом по количеству золота и драгоценных камней можно считать большую ступу Шведагона главную туристическую достопримечательность Бирмы. По легенде, здесь хранятся восемь золотых волос Будды Гаутамы, подаренных им самим двум братьям-купцам, которые и основали эту ступу. И перед тем как вместе с реликвиями других Будд волосы были уложены в сокровищницу, они взлетели на высоту семи пальм и сверкали разноцветными лучами так ярко, что немой мог говорить, глухой слышать, а хромой ходить. И дождь драгоценностей усыпал всю землю по колено людям. Те ли самые драгоценности украшают теперь Шведагон, неизвестно, но их явно хватило бы еще на один небольшой дождик. Как и Пра Патом, Большая ступа Шведагона в процессе многочисленных ремонтов постепенно выросла с 20 начальных до сегодняшних 99,5 метра. Ступа стоит на прямоугольной (214 на 275 метров) платформе, приподнятой над окружающей равниной на высоту шестиэтажного дома. На платформе, куда ведут четыре длинные лестницы, находятся 64 маленькие золоченые ступы. У подножия главной, южной лестницы вход охраняют два огромных льва (чинтэ). Большой обход вокруг ступы выложен итальянским мрамором, а сама ступа сплошь покрыта сусальным золотом. Ее вытянутый изящный силуэт венчает зонт из семи колец, которые облицованы 9300 золотыми листами размером 30 на 30 сантиметров и украшены сотнями бриллиантов, рубинов и изумрудов, золотых и серебряных колокольчиков. Однако главное богатство ступы заключено в возвышающихся над зонтом флюгере и бриллиантовом бутоне . Стержень, на котором они укреплены, сделан из серебряного сплава и украшен золотыми барельефами четырех будд. 55-килограмовый флюгер метровой длины выкован из золотых листов и инкрустирован драгоценными камнями. А бриллиантовый бутон представляет собой полый золотой шар диаметром 25 сантиметров, покрытый бриллиантами. Их число на флюгере и бутоне составляет 5448, а число других драгоценных камней - 231 Самый крупный бриллиант в 76 карат укреплен высоко над бриллиантовым бутоном. Описание богатств Шведагона, окруженного бесчисленным количеством малых ступ, храмов и других сооружений, могло бы занять не одну страницу. Однако это именно тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

 

Трепетное и в то же время свойское отношение к ступам демонстрирует ситуация вокруг субургана Джарун Хашор в Бурятии. Точная копия одной из непальских ступ, построенная в 1915 году, в 1937-м она была взорвана, а совсем недавно восстановлена на прежнем месте и в том же виде (только с мраморной облицовкой). По словам местных жителей, со времени взрыва старой ступы, никто не решался подходить к ее руинам. И когда в 2000 году Джарун Хашор решили восстановить и начали копать на старом месте, то обнаружили много вещей, заложенных в первую ступу: 500 небольших бурханов, серебряные и золотые украшения, драгоценные камни, священные книги все, что не истлело от влаги, оставалось в сохранности. Разбитые статуэтки, кольца, монетки тщательно выбирали из земли, мыли, чистили верующие женщины из окрестных деревень. Сломанные статуэтки отреставрировали, покрыли золотой краской. Все, что нашли, заложили в отстроенный субурган вместе с новыми реликвиями, среди которых был и подарок далай-ламы - полное (почти 400 томов) собрание буддийских канонических текстов Ганжур и Данжур

 

Поскольку буддизм в исторических местах своего распространения тесно связан со стилем жизни и привычками населения, то небольшие местные ступы становились частью повседневной жизни к ним приходили со всеми своими проблемами и заботами, надеясь, что они растворятся в потоке совершенной энергии. Главный обряд, связанный со ступой, ее троекратный обход с постепенным приближением: сначала за оградой, потом внутри нее, потом по галерее самой ступы. Польза от этого действия должна сказаться, конечно, при следующем перерождении, однако чувство удовлетворения и гармонии, которое человек получает непосредственно после обхода ступы, ценность, доступная уже в этой жизни

 

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Елену Анатольевну Сердюк, доцента кафедры всеобщей истории искусства МГУ.

 

В современном мире популярность буддизма, подстегиваемая средствами массовой информации, растет со скоростью снежного кома, и буддийская ступа опять возвращается к жизни. Пройдя через столетия, эта уникальная форма, на грани между архитектурой и скульптурой, живет и развивается. Сегодня последователи буддийского учения расширили ареал ее присутствия до Европы и Америки. И пусть те ступы, которые там строятся, пока не вызывают интереса искусствоведов и исследователей архитектуры. Самое главное, что они выполняют свою прямую функцию помогают живым существам очищать их негативные впечатления и приумножать положительные, что должно стать предпосылкой к достижению высочайшего Просветления

 


Выгодное предложение: металлический контейнер для хранения продуктов в интернет-магазине Brabantia.

 

хит-парад В главных ролях Детали.
Даниель Лаго Дизайн - это творчество во имя человека.
Массимо Маджи – артист мебельного жанра.
История одного комода.
Боги ваши дерево есть.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика