На главную -  Интерьер 

 

Иван Леонидов. Мечтатель. Бумажник. Реалист...


Роман Леонидов: Прикасаясь к теме наследия архитектурных титанов, невозможно обойти творчество Ивана Леонидова архитектора, чья деятельность в огромной степени сформировала образ современной архитектуры. Он был зачинателем архитектуры ХХ века наряду с великими архитекторами, как практикующими, так и бумажными . Все его наследие участие в конкурсах, что нисколько не умаляет его заслуг. Там можно найти все, из чего выросла сегодняшняя архитектура. Думаю, что Леонидов пошел дальше всех своих современников. И дело не в том, что он создал наилучшее, а в том, что подсказал наибольшее...

 

 

Роман Леонидов. Да, история развивалась стремительно. Очень молодой Леонидов участвовал в советских и зарубежных конкурсах. В одном из них конкурировал с Ле Корбюзье. Это был проект Дома Центросоюза в Москве. (Победил проект Ле Корбюзье.) Был увлечен идеями конструктивизма, работал с Гинзбургом. Вообще, время было такое. И все они и Ле Корбюзье, и Мис Ван дер Роэ разрабатывали одну и ту же жилу, но каждый со своим внутренним ощущением, нащупывая собственный путь

 

Архидом. Время его деятельности пришлось на 30 40-е годы прошлого столетия. Леонидов очень быстро сделал себе имя уникальными проектами, первый из которых (дипломный) Институт Ленина имел триумфальный успех и был воспринят как творческое открытие..

 

Р. Л. Во-первых, я бы поспорил насчет Ле Корбюзье. Он занимался формотворчеством. Почти параноидально. И это нормально имею в виду параноидальность. Выплескиваешь ведь то, что не можешь удержать! Когда слишком много рождается, часть этого, не умещаясь внутри, выползает... У Ле Корбюзье главное не функция. Ее, кстати, решить просто элементарно попытаться пройти по тому, что строишь, и понять все неудобные вещи. Архитектура Ле Корбюзье это форма. А Леонидов? Философскую основу его творчества вычленить очень трудно, разъяснений он не оставил. Он, насколько я знаю, теорией не занимался. Все-таки самое важное это его проекты. Все в них и полет мысли, и чистый концепт главный конек этого архитектора, чувство формы и невероятное мастерство подачи материала

 

А. Однако предметы интереса у них были разные. Ле Корбюзье углубился в область функции, Мис в сферу материала. Что искал в этом смысле Леонидов?

 

А. Практикующие архитекторы, называя Леонидова великим, делают акцент на особом языке этого мастера

 

По-моему, функция как таковая его не интересовала. Он вообще не опускался до таких мелочей, как понимание работы внутреннего пространства. Он архитектор абсолюта. Судите сами. Считается, что все развитие архитектуры закончилось, когда появились пирамиды абсолютное выражение всего и тектоники и соответствия формы и содержания: камень наверху отражает суть системы общества. Это пик, на нем завершилась история архитектуры. А дальше пошла история декорирования. Не возникло многообразия функциональных форм, ничего нового по большому счету не случилось. Все, над чем работали архитекторы со второй половины I тысячелетия до н.э. до ХХ века, разрабатывая всевозможные стили, Леонидов обошел. У него не осталось ничего. Только пирамиды или полусферы те элементы, которые он использовал. Первоосновы мироздания и формообразования паралеллепипед, куб, пирамида. У него нет ничего более, и более сложных форм тоже нет. Только вариации: куб вытягивается в небоскреб... Леонидов упрощал форму до абсолюта. Так Малевич создал Черный квадрат с одной стороны, смелое решение, с другой черная дыра, которая содержит в себе все, или ничего. Проекты Леонидова вещи того же порядка: они сделаны просто и выразительно. Леонидов вернулся в начало. Есть сетка, есть пропорция, и здесь не может быть двух мнений, где провести ту линию, которая определяет ряд. Она есть. Все. Поэтому считаю его архитектором абсолюта

 

А. Графический ряд проектов Леонидова считается вершиной в подаче архитектурного материала

 

Р. Л. Его язык изначальная филигранная простота. Очень легко сделать сложно, просто почти невозможно. Ему это удавалось, пусть и на бумаге. Архитектора ведь всегда несет , потом начинаешь обрезать... Здесь этого не было. Такой визуальный ряд западает навсегда и формирует внутреннее ощущение пропорций. Это первые слова архитектора, букварь ... При этом язык Леонидова, казалось бы, такой доступный, на самом деле опасен. Многие пытались ходить по этому пути, но получилось только у Миса Ван дер Роэ и еще у пары человек..

 

А. Масштабность одного из лучших проектов Наркомтяжпрома, выполненного Леонидовым в 30-е годы, потрясает. Известно, что Леонидов в ответ на обвинения современников в оторванности его работ от реальных инженерно-технических возможностей того времени отвечал, что разработать конструкцию проблема инженеров, а материалы надо придумать..

 

Р. Л. Это то, что оглушает всякого студента-архитектора, впервые узнающего творчество Леонидова. Подача Леонидова особая статья. Белые линии на черном очень сильный визуальный ряд. Теперь это стало архетипическим и не минуло никого. Черная бумага, белая тушь гвоздь программы. Через это прошли все

 

Проект Наркомтяжпрома и не мог бы быть реализован в то время. В нем Леонидов хотел объединить южную и северную столицы. Кремль, ростральная колонна, перевернутая матрешка... это врезается в память навсегда. Судите сами. 30-е годы. Спасская башня, все родное, все вокруг свое, и вдруг такой прорыв в будущее! Современность-то вот она! И сейчас у нас такого нет! Наверно, если бы это построили, было бы потрясающе. Или нет, может быть, пугало. Ведь масштаб-то нечеловеческий. У Леонидова, кстати, нигде нет фигурок людей. Зато почти везде дирижабли и самолеты его любимые свидетельства времени... К слову сказать, Туполев говорил: Если самолет красивый, значит, он будет летать . Думаю, то же и с архитектурой: Если дом красивый, в нем будет удобно жить

 

Р. Л. Утилитарность, может быть, не самая главная ценность архитектуры как таковой. Более того, великие вещи не совсем утилитарны. Те же пирамиды, например. Символ власти и могущества и не более того. Пользы от них никакой. Одни загадки

 

Р. Л. Во-первых, так сложилась судьба, во-вторых, период, в котором он жил, был не из легких. 37-й год, потом война... Единственная постройка лестница

 

А. И все- таки задача любого архитектора осуществить свой проект. Леонидов чудовищно страдал от невозможности по тем или иным причинам реализовать свои работы. При этом он так и остался бумажником . Почему?

 

А. Поэтому бумажники в большинстве своем российское явление?

 

Это заштатная лестница от пансионата к морю. Это просто реплика, типа здесь был Ленин, а здесь Леонидов . Потом пришло время другой архитектуры, которая, судя по картинкам, у него просто не получалась. Ему не нужны были детали. Это скорее плохо для архитектора. Сказывался, видимо, недостаток образования. Но это, надо признать, не мешает человеку быть великим. Тот же Шагал, у которого все и всегда было уже внутри...А может быть, отсутствие универсализма тоже хорошо. Можно быть универсальным, но средним, как автомобиль Мерседес . А можно остро заточенным и устремленным только в будущее... Бумажная архитектура это мысль в чистом виде, в то время как реальность сплошной компромисс. И все-таки важнейшее из качеств бумажных проектов их влияние на сознание. Это то зерно, которое бурно прорастает впоследствии. Работы Леонидова проросли в архитектуре серьезнейшим образом. А строить? Сразу начинаются противоречия. Сперва противоречие идеи законам физики, потом компромисс между формой и функцией. Нельзя обойти стеной жизнь человека... Бумажный проект ничем не связан. Его чаще всего и просчитать-то невозможно. В России уж точно..

 

Но, повторяю, явление это интернациональное и невероятно ценное для архитектуры вообще..

 

Р. Л. Леду, Буле великие французские бумажники . Они оставили наследие колоссальное. Да множество не отечественных примеров... Конечно, особенности политического строя, отметающего все лишнее , провоцировали развитие у нас бумажной архитектуры. И имена Бродского и Уткина известны каждому. Они задали архетип 80-х годов. Нет ни одного архитектора, который не прошел бы пресс их работ. От идеи до последнего штриха. Более того, огромный процент ныне действующих архитекторов бумажники . Козырь, Башкаев, например. Им еще удается как-то правильно строить некоторые вещи..

 

Р. Л. Самое главное и интересное, на мой взгляд, его эскизы... Посмотрите, вот чудесный набросок, вполне характерный, думаю, для Леонидова. Список необходимых продуктов и одновременно здесь же поиск, мотив, мысль, которая хочет прорваться наружу. И все это на одном листочке... Потом это можно перевернуть, перевести в формулу, облачить в инженерную мысль, пройдя по пути компромиссов. Но полет и набор элементарий вот он! Позволю себе отступление: когда берешь человека на работу, не хочешь видеть фотографии его объектов, которые, как правило, более или менее удачно интерпретирую уже имеющиеся, хочешь видеть его мысли эскизы. А их-то и нет! Нет зерна , и это драма!.

 

А. В том мизерном количестве материала, сохранившегося и собранного в этой книге, есть совершенно уникальные, на мой взгляд, работы-наброски, собранные под общим названием эскизы ..

 

Обычно путь мастера идет от сложного к простому. А у него получилось наоборот. От предельно простого к сложному. Таково было влияние среды..

 

По эскизам Леонидова легко проследить его развитие как человека, как художника. В начале совершенно очевидна молодая и самонадеянная уверенность в том, что он может отказаться от любого влияния вообще, даже своих учителей. Влияние это было совершенно не важно, потому что он еще ничего не значил, не имел громкого имени, работ Когда обрастаешь некой историей, начинаешь сам себя привязывать и ограничивать, появляются проекты, работы, группы..

 

Недавно прочитал в одном из журналов фразу: Архитектура это то, что построено, а не то, что спроектировано . Как?! Гениальность бумажника в том, что и не построенное оказывается архитектурой. Этим проектам и не обязательно реализовываться. Они чистый концепт, неисчерпаемый кладезь идей, вкуса, меры Они просто есть, как некие маячки, абсолют, к которому следует стремиться...

 

Конечно, не все наследие Леонидова однородно. Попытка примириться с реальностью его пригасила. Да что там пригасила. Его просто задавили отсутствием потребности в его идеях. Он точно все угадал, и на Западе все это имело прямое продолжение. А у нас к Леонидову вернулись в 70-х годах, но его это уже не спасло

 


 

Боулинг.
Расслабьтесь!.
Там, где Восток встречается с Западом.
Жизни лучшая треть.
Сергей Александрович Соловьев Я виртуальный персонаж....

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика