На главную -  Интерьер 

 

Дерево в японской культуре


Одно из первых моих знакомств с японской культурой началось с такого эпизода. В старых кварталах Киото - древней столицы Японии - и сейчас еще можно увидеть удивительные деревья-исполины, достигшие поистине патриаршего возраста. Могучие и величавые, они громоздятся посреди узеньких улочек, поражая прохожих своими размерами и возрастом. При одном взгляде на этих великанов чувствуешь время. Кажется, будто их разлапистые ветви, мощный ствол, пышные кроны скрывают многие тайны. Как-то, прогуливаясь в одном из этих кварталов со своим знакомым, я обратила его внимание на такое дерево. Да-да, - подтвердил он. - Это дерево слыло долгожителем еще во времена моего детства. Бывало, мы часто собирались у него с друзьями. Тогда нам казалось, что оно живое. Живое не как растение, но как человек, со своей душой, с сердцем. Когда-нибудь, - задумчиво и серьезно произнес мой спутник, - и я буду вот так из ветвей и трещинок ствола какого-то дерева бесстрастно взирать на все мирские заботы. Большей награды за все мои земные дела мне и не надо . Такие слова, услышанные от взрослого и вполне прагматичного человека, показались мне странными, но вместе с тем я почувствовала, что мне как будто приоткрывается дверца в заповедные пространства подлинной японской культуры

 

 

В этой связи интересен случай, описываемый одним американским культурологом. В пригороде старинного города Нара проводились исследования древних храмовых построек. Цель работ состояла в точной исторической реконструкции буддийского храма XVII века. Некоторые части первоначальных построек дожили до наших дней. В основном это касалось одной теплой и живой пагоды в темно-коричневых тонах, чьи растрескавшиеся деревянные детали несли на себе заметную печать времени. Однако аккуратно отреставрированные части храма, восстановленные по письменным источникам и чертежам оригинальных построек, представляли собой сияющее многоцветье красного, зеленого и белого, усыпанного блестящими позолоченными деталями. Практически все японцы, с которыми автору исследования довелось поговорить об этой реставрации, сетовали на то, что деревянные части построек пришлось покрасить. Специалисты, дипломатично признав вначале высокое качество реставрационных работ, после небольшой паузы, практически шепотом, добавляли: Хотя лично я больше предпочитаю натуральное дерево... Отделка под натуральное дерево , по-японски называемая сираки , или белое дерево , так долго была неотъемлемой частью традиционной архитектуры, что как образованный вкус, так и общепризнанное мнение с трудом примиряются с необходимостью покрывать его краской

 

Восемьдесят процентов территории Японии - горы, покрытые лесом. И это притом, что месторождений пригодного для строительства камня в Японии крайне мало. К тому же частые землетрясения и вулканы сделали массовые каменные постройки в Японии практически невозможными. Да и ненужными. Издревле японцы применяют дерево в обустройстве своих жилищ. Традиционный японский дом не знает иного материала, чем дерево. В породах предпочтение отдается японскому кипарису - хиноки, из которого построены все известные архитектурные шедевры, от храмового комплекса в Исэ и императорской резиденции в Киото до чайных домиков и сцены театра Но. Древесина этой породы дерева необычайно прочна и долговечна, что делает ее непревзойденным строительным материалом. Весьма ценятся также криптомерия - суги, сосна - мацу. Излюбленный прием обработки дерева - создание иллюзии полной естественности

 

Со многими деревьями связаны в японской культуре удивительные легенды. Так,
согласно представлениям древних японцев, боги снизошли на Японские острова,
опустившись сначала на ветви сосны. Именно поэтому сосна занимает в
пантеоне японских деревьев одно из центральных мест. Ее часто можно видеть
в числе любимых мотивов на пейзажных гравюрах, нередко упоминается она и в
стихотворных произведениях. Ветка сосны - непременный атрибут
новогодних композиций, где она символизирует крепкое здоровье

 

Итак, в противовес западной культуре камня, блестящего, но холодного и бездушного мрамора, вектор японской культуры устремляется в сторону мягкого и теплого дерева, которое японцы к тому же стремятся наделить живой душой. В осознании этого феномена - ключ к пониманию многих аспектов японской эстетики, формированию среды обитания да, пожалуй, и мировоззрения

 

Сакура - японская декоративная вишня - своего рода символ страны. Ее можно
встретить в Японии буквально повсюду: в частных садиках и императорских
парках, в горных районах и на территориях храмовых комплексов. С ней связан один из самых древних обрядов японцев - ханами, или любование
цветением сакуры. С сакурой японцы ассоциируют представление о красоте
вообще, причем она символизирует красоту хрупкую, эфемерную и
преходящую. Дело в том, что период цветения сакуры чрезвычайно короток -
некоторые ее виды, подарив миру свое великолепное цветение, опадают в
течение нескольких часов. Японцам доставляет особое эстетическое
наслаждение любоваться красотой, которой суждено так скоро погибнуть

 

Говоря о дереве в культуре Японии, невозможно обойти вниманием сакуру

 

Но, пожалуй, ничто не дает такого хорошего представления о привязанности
японцев к дереву, как посещение дома, выполненного в традиционном японском
стиле. Натуральные материалы, среди которых главенствует дерево теплых
оттенков, призваны создать ощущение полного единения с природой. В
миниатюрной модели природы, создаваемой японцами в своем традиционном
жилище, дереву отводится центральное место. О том, что дерево воспринимается
японцами как нечто глубоко личное, говорит тот факт, что японцы до сих пор
устраивают резервуары для приема ванны из дерева. Высшим шиком считается
иметь у себя дома ванну из дерева. Главным образом для этих целей
используется уже упоминавшийся японский кипарис - хиноки, бактерицидные
свойства которого позволяют ему сохранять свои свойства при длительном
контакте с водой

 

Еще одно особо почитаемое в Японии дерево - бамбук. Он также является
одним из самых популярных видов садовых и парковых растений. А список
изготавливаемых из него предметов декоративно-прикладного искусства
простирается от садовых оград до кистей для каллиграфии и аксессуаров для
чайной церемонии. Для японцев бамбук - священное растение. Древних
японцев завораживал тот факт, что внутри бамбук полый, и они веровали, что
в нем обитают божества. Бамбук - символ несгибаемости перед ударами
судьбы. Он также является обязательным элементом новогодних композиций,
символизируя долголетие

 

Придворные дамы эпохи Хэйан, чтобы сберечь свои сложные прически, укладывались
на деревянные изголовья

 

Древние японцы использовали дерево даже для изготовления подушек

 

Модернизация и глобализация привносят свои изменения, но традиции
использования дерева в оформлении окружающего пространства по-прежнему
очень сильны. Вместе с тем заметное место в современной трактовке
применения дерева занимают и новые тенденции. На некоторых из них мне
хотелось бы остановиться более подробно

 

По особым случаям японцы до сих пор используют специальные рюмки - квадратные,
сделанные из дерева. Это отзвук древних синтоистских обрядов, во время
которых сакэ было принято пить именно из таких ритуальных деревянных
сосудов

 

Дом вокруг дерева
Традиция обустройства внутренних домашних садов, с одной стороны, и катастрофическая нехватка места в больших городах - с другой породили другую интересную тенденцию. Часто можно видеть, что какой-то дом построен в буквальном смысле вокруг дерева. Особенно это характерно для так называемых домов-пеналов - небольших по площади основания и вытянутых по вертикали. В доме, спроектированном архитектором Дэнсо Сугиура в токийском районе Харадзюку, живое дерево занимает центральное место. Оно как бы нанизывает на себя все комнаты этого жилища, по площади основания равного двум парковочным местам для машин. Не имея возможности обзавестись полноценным садом, заказчики этого проекта таким образом решили для себя проблему контакта с живой природой, так ценимого большинством японцев

 

Дерево и современные материалы
Тенденция сочетания контрастных и фактурных материалов актуальна сегодня во всем мире. В Японии она имеет очень много почитателей, поскольку японцам чрезвычайно близка идея раскрытия природной сущности самого материала, особенно заметной при использовании контрастов. Минималистские формы традиционных японских интерьеров, выполненных целиком из дерева, продолжают современные вариации, экспериментирующие с деревом и промышленными материалами. Одним из ярких примеров такого подхода является двухэтажный особняк, построенный японским архитектором Синтаро Хагадзава в префектуре Чиба. Его лаконичный и сдержанный интерьер сочетает в себе тепло деревянной отделки в медовых тонах, прохладный блеск стальных антрацитово-черных деталей и полупрозрачность стекловолокнистого пластика. На фоне стали и пластика деревянные панели стен, пола и потолка выглядят удивительно живыми. Еще один излюбленный прием японских архитекторов, работающих в этом направлении, - сочетание дерева и голых бетонных плит. Интерьеры дома, созданного архитектором Ёсио Маруяма на Хоккайдо, - типичный пример такого подхода

 


 

Марк Ньюсон – футурист и аэронавт.
Елена Архипова Я могу все.
Мы живем там, где хотим.
Технопарк для интеллектуала.
Сон в руку.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика