На главную -  Интерьер 

 

Поднимем бокалы ...


Вот хрупкий прозрачный бокал, он сияет, переливается и кажется, только что вышел из рук стеклодува. А на самом деле из него веками пили вино и он, такой хрупкий, - кажется, только тронь и рассыплется, - побывал во многих руках и прожил очень долгую, полную опасностей жизнь. Устоял в войнах, пережил землетрясения и, кажется, сейчас смеется над нами, говоря: Да я очень ранимый, но вечный и, если хотите, можете налить в меня ваше любимое вино. Пейте на здоровье

 

 

Но это Галле - один из многих, хотя и истинных художников, стоящий в одном ряду с Тиффани, братьями Даум, Лаликом и другими. А в вашем доме из поколения в поколение может переходить ваза какого-нибудь неизвестного мастера из старой школы муранских стеклодувов. Слово мурано , при котором мы сразу вспоминаем изысканные творения венецианских стеклодувов, изначально относилось к названию пяти островов в Венецианской лагуне. По сведениям самих итальянцев, художественное стекло здесь начали производить еще в Х в. А гораздо раньше, в Древнем Риме, появились стеклянные мурриновые кубки . Особенно ценилось в них украшающее поверхность разнообразие цветовых пятен. Когда они обращались то в пурпур, то в белизну, а при переходе из цвета в цвет, зажигались как огонь , - так писали о них современники. Стоимость таких кубков равнялась цене сотен рабов, а осколки ценились на вес золота. Считалось, что сосуды, созданные с вкраплением таких осколков, способны обезвреживать яды

 

Первое мое знакомство со стеклом и нежная к нему любовь возникла в раннем детстве - это была ваза работы Галле, которую моей матери подарил больной, за то, что она спасла его от смерти. Человек, проживший всю жизнь в глуши и очень далекий от понимания искусства, сказал так: Я зашел в какой-то магазин, там было много всего, и вдруг увидел эту вазу и понял, что именно она может выразить всю мою любовь и благодарность. Она так красива

 

Стекло настолько обожествлялось и в дохристианский, языческий период, что в средневековье, с развитием католицизма, его начали воспринимать как предметную связь с колдовскими обрядами. Был даже издан указ, в котором запрещалось употреблять стеклянные сосуды во время богослужения

 

В наше время о мурринах больше всего напоминают стеклянные бусы, изготовленные из разноцветных скрученных и разрезанных поперек трубочек, приобретающих вид цветка. Их вкрапливают в общую массу в виде мозаики, и так и называют миллефьори - тысяча цветов

 

К XVI в. искусство мастеров достигло, как говорили иноземцы, невозможного , как в смысле технической изощренности, так и по уровню художественных фантазий, особенно в декоре. Самыми известными стали узоры из стеклянной нити , называвшейся иначе венецианской филигранью или кружевом , представлявшие сложное переплетение молочных, тонких как паутинка полосок на фоне тончайшего прозрачного стекла. Потом уже стекло стала покрывать плетенка из разноцветных стеклянных нитей. Человек, видевший такие творения впервые, испытывал потрясение от этой совершенной красоты

 

Спасавшиеся от крестоносцев стеклодувы - подданные Римской империи, собирались в Венеции, делясь здесь своим мастерством, веками развивавшимся по всей Византии. Так и стал создаваться всемирно известный центр по производству художественного стекла. Но к XIII в. ценность профессии стеклодува и в художественном значении и по приносимым Венецианской республике доходам стала настолько высока, что якобы из-за угрозы пожаров в городе (от большого количества стеклодувных печей), но скорее всего из-за страха передачи секретов мастерства иноземцам, всех стеклодувов перевозят на острова. Здесь они объединились в самостоятельный союз и даже чеканили собственную монету. Привилегии им даны были колоссальные, вплоть до того, что женщины из их семей могли вступать в браки с представителями самой знатной аристократии. Но был и один страшный запрет - покинувшему остров грозила смертная казнь. И человек уже превращался из живого существа в безликое национальное достояние

 

К XVII в. вкусы меняются и для вступившей в свои права эпохи барокко, устремленной к роскоши, но часто такой далекой от изысканности, неожиданное внимание привлекает появившееся на землях Богемии (Южной Германии и Чехии) толстостенное основательного вида стекло, украшенное техникой обработки алмазной гранью, обычно принятой для хрусталя. Оно так и стало называться богемский хрусталь . К производству богемского стекла имели отношение самые известные дворянские фамилии

 

В то время как весь мир говорил о необычайной красоте и изысканности венецианского стекла, в бывших колониях Римской империи - Франции, Германии, Англии, Нидерландах - искусство стеклодувного дела шло своими путями, совмещая давние местные традиции и требования меняющейся моды. Утонченное искусство сервировки стола заставляло мастеров с особым вниманием относиться и к производству бутылей, кувшинов, фляг и других предметов посуды. Особенно это относится к бокалам, поскольку именно в это время во Франции устанавливаются нормы для форм бокалов, употребляемых при использовании определенных марок вин. А на их стенках легкомысленные французы выводят шутливые надписи: Этой божественной влаги налей мне стакан до краев , или Вино исцеляет все печали , а иногда и галантное Да здравствует моя красотка

 

В конце XIX в. начинается совершенно новый этап развития искусства - свободные поиски смелых форм самовыражения у каждого художника. Наступает время индивидуальностей. Все эти поиски выливаются в целый стиль арт нуво , известный у нас как стиль модерн . Одним их самых ярких его представителей в экспериментах со стеклом становится француз Эмиль Галле - живописец, проектировщик мебели, керамист и, наконец, виртуозный мастер по производству художественного стекла. Он ввел в вещь пластическое единство формы и декора, изображая в своих произведениях не только все разнообразие растительного мира, переданное максимально натуралистично, но и все нюансы цвета, которые вбирал в себя лепесток, переходя от одного слоя стекла к другому (количество слоев доходило до десяти). И как тонко заметил О. Уайльд: В вазы Галле нельзя ставить цветы. В них они всегда выглядят увядшими . Там же, где и Галле, в Нанси, работали братья Даумы, кроме различной формы бокалов, выполненных по их эскизам на заводе Баккара, всегда славившемся своим необычайно тонким стеклом, они создавали вазы по эскизам самых известных художников своего времени - Пикассо, Леже, Матисса, Дали, а иногда возвращались к формам и росписям, напоминавшим старинные китайские табакерки. А в начале ХХ в. искусство французского стекла представляет уже новый мастер, недавний ювелир - Рене Лалик. Он переходит к серийному производству, так как начинает отливать созданные им формы. Особенно эта серийность была важна для производившихся им в больших количествах, по заказу фирмы Котти, флаконов для духов. На сосудах, выполненных из любимого им опалового стекла в технике высокого рельефа, оживают в полете кузнечики или мерцающе светятся обнаженные женские тела

 

Чуть позже, во второй половине XVIII в., научились делать молочное стекло , сразу же составившее конкуренцию более дорогому фарфору. Появились женские украшения, создаваемые из окрашенного стекла и имитирующие драгоценные и поделочные камни. Центр этого производства находился в г.Яблонец. Кстати, и в наши дни бижутерия фирмы Яблонекс известна очень широко и может конкурировать с выполняющей ту же роль австрийской фирмой Сваровски

 

В наши дни производство стекла стало исключительно сферой индивидуального творчества, и сами мастера шутя говорят, что каждый из них сам себе школа, ее основатель, глава и единственный последователь . При этом выделяются национальные и общеконтинентальные направления - европейское, австралийское, скандинавское, японское. Но незримой основой для них всегда остается венецианская школа. В этом легко убедиться, зайдя в московские салоны, где часто можно увидеть работы представителей потомков венецианских династий. Так, существующая в наши дни фирма Баровьери и Тосо была основана еще в XV в. Родоначальник этой династии Анжело Баровьери первым начал расписывать стекло золотом и эмалевыми красками. В истории он известен как король стекла и мозаики . Это семейство прошло все пути формирования не только венецианского, но и мирового стеклоделия и дошло до наших дней в свете той же славы. Потомки династии Венини (именно Паоло Венини в начале ХХ в. начал восстанавливать забытые секреты техники Мурано периода его расцвета в XVI в.) сейчас находят новые техники и варианты оформления бытовых предметов, пытаясь приблизить стекло к керамике. Обращая большое внимание на стилизацию, они утрируют формы настолько, что в сочетании с неожиданными, броскими цветами изделия напоминают предметы первобытного искусства

 

К концу XIX в. расцвет производства художественного стекла переживает и Америка, и здесь одним из самых ярких представителей арт нуво становится Луис Тиффани. Этот потомок ювелиров начал как дизайнер и будучи совсем молодым участвовал в оформлении дома Марка Твена, а затем президентской резиденции в Белом Доме в Вашингтоне. Изобретение лампочек подало ему идею создания серии абажуров. Он придумывает стекло с металлическим блеском, а любовь к японскому искусству подсказывает выбор неправильных форм и пузырчатой поверхности, которая, как ему кажется, очень напоминает близкие к формам природы японские древние керамические чаши тяван

 


 

Елена Архипова Я могу все.
Мы живем там, где хотим.
Технопарк для интеллектуала.
Сон в руку.
Бренди с брусникой.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика