На главную -  Интерьер 

 

Екатерининский дворец


Продолжая рассказ о возникновении роскошных дворцовых ансамблей, предназначенных для жизни русских монархов, нельзя не отметить одну из любопытных особенностей историй их создания. В елизаветинское время все самые значительные архитектурные творения обычно начинались со случайного желания правящей императрицы, связанного с мелкими переделками, перестройками уже существовавших зданий. И каждый раз такие случайности заканчивались возведением нового величественного дворца. Так случилось в Петергофе. Так произойдет с Зимним дворцом. Именно так все началось и в Царском Селе - родовом поместье Елизаветы Петровны

 

 

В неуютные годы правления Анны Иоанновны красавица царевна только на Сарской мызе чувствовала себя относительно безопасно. Утвердившись на престоле, Елизавета решает придать родовой усадьбе новое обличье. Вначале она и не помышляет о превращении царскосельского строения в огромный торжественный дворец. Заказ на кое-какие переделки и некоторое расширение старого дома получает Михаил Земцов. После его смерти заботы поручаются Андрею Квасову и Джузеппе Трезини, потом Савве Чевакинскому, возведшему на одной из галерей висячие сады , равнявшие императрицу Елизавету с легендарной основательницей Вавилона Семирамидой, соорудившей у себя подобные сады - одно из семи чудес света . Однако затея архитектора обернулась бедой: протечки, разводы на потолке, отваливающаяся штукатурка..

 

Императрица любила этот дом трогательно и сентиментально, как любят взрослые свою чудом сохранившуюся игрушку. Дом в Царском Селе был наполнен воспоминаниями о детстве. Память о прошлом таилась в уголках комнат, в каждой самой незначительной вещи... Когда-то, еще до ее рождения, отец подарил матери этот хутор - Сарскую мызу с пятью близлежащими другими. Еще не венчанная, не императрица, Екатерина жила здесь как простая русская помещица. После смерти Екатерины I каменный двухэтажный дом с распланированным при самом Петре регулярным парком отошел к единственной, оставшейся в России наследнице - царевне Елизавете

 

В мае 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого Царскосельского дворца. В отличие от Земцова, Квасова и Чевакинского, сооружавших величественную, нарядную усадьбу для очень богатой помещицы, Растрелли возвел дворец, призванный обличьем и внутренним убранством потрясти даже видавших виды иноземцев. Для украшения своей резиденции Елизавета Петровна средств не жалела: 1 миллион 200 тысяч рублей было потрачено здесь на различные нужды (при этом рабочему платили 5 копеек в день). На отделку наружных и внутренних украшений пошло 6 пудов 17 фунтов 2 золотника червонного золота. Из этого колоссального количества золота московские сусальные мастера изготавливали драгоценные листки тоньше папирусной бумаги. Ими покрывали резьбу и лепнину

 

С перестройки злосчастной галереи и началось рождение одного из самых грандиозных дворцов России. Именно с 1749 года следует вести хронику многолетней работы уже знаменитого зодчего Растрелли в Царском Селе. Невероятно занятый доделками в Летнем дворце, завершением Аничкого, закладкой Смольного собора, строительством Андреевской церкви в Киеве, Растрелли приступает к возведению императорского дворца, какого в России еще не было. По остроумному замечанию молодой Екатерины Алексеевны, это была работа Пенелопы, завтра ломали то, что сделано было сегодня. Дом этот шесть раз был разрушен до основания и вновь отстроен прежде, чем доведен до состояния, в каком находится теперь . По ее же отзыву, наблюдение за постройкой Царского помогло ей, будущей императрице, впоследствии проводить здесь строительство рачительно и экономно по заранее составленным сметам

 

По своим масштабам и цельности пространственного решения, по единству отделки фасадов и интерьеров, по необычайной насыщенности пластики и цвета Большой Царскосельский дворец в истории архитектуры - явление неповторимое в своем роде. Три корпуса, превращенные в единое огромное сооружение, завершавшееся двумя изогнутыми по циркумференции служебными корпусами, парадный двор, окруженный с трех сторон решеткой, выкованной мастерами Стрелецкого завода. Из-за обилия золоченых деталей эти ворота названы золотыми

 

Дворец рождался мучительно и долго. Однако годы работы в Царском Селе стали звездным часом зодчего. Растрелли создавал дворец самозабвенно, с наслаждением. Многочисленные чертежи, рисунки, планы царскосельских строений, долгие разговоры с резчиками, живописцами, позолотчиками - все доставляло удовольствие. Он строил, ломал и снова строил. Будто не из кирпича и алебастра возводил огромные здания, а из податливой глины лепил изысканную фигуру. Императрица наведывалась сюда часто на несколько дней, а то и недель. Ее не смущали строительные леса, запах сырой штукатурки, горы песка, землянки и бараки, где ютились тысячи крестьян и солдат, согнанных на строительство (здесь трудилось около пяти тысяч человек). Случалось, что одну половину дворца, одетую в решетку строительных помостов, освещал свет многочисленных свечей за зеркальными стеклами окон другой половины. Там императрица развлекалась особенно любимым ею машкерадом

 

Апартаменты дворца были отделаны с необыкновенной пышностью. Анфилада залов казалась бесконечной: колонны и статуи, золоченая лепнина, янтарь, саксонский фарфор, бархат и штоф..

 

Фасад дворца украшен, словно выстроенными во фрунт , мощными белыми колоннами. Они то ритмично разделяют широкие окна и остекленные двери галерей, то группируются на фасадах флигелей, выделяя их центры. Могучие атланты, согнувшись от напряжения, держат на плечах неимоверную тяжесть этих колонн. Лазурного цвета стены оттеняли покрытые золотом лепные и резные детали. Золотое сияние, игра бликов и полутеней превращали дворец в драгоценное ювелирное украшение невообразимых размеров

 

Великолепны были и картинный зал, и Висячий сад - зал без крыши, где меж черно-белых мраморных дорожек благоухали высаженные в землю цветы и стояли в кадках деревья

 

Величайшей гордостью Растрелли был Большой зал. Самый грандиозный из всех созданных: 800 квадратных метров - 17 метров в ширину, 47 - в длину и 7 метров в высоту. И ни единой опоры для крыши! Чудо расчета и мастерства. С востока и запада по 12 стеклянных дверей и 12 окон над ними. В торцах над дверьми по три фальшивых окна с зеркалами вместо стекол. И зеркала в простенках. Впечатление усиливала живопись плафона Триумф России художника Д. Валериани: бездонное голубое небо и парящая в нем аллегория России - прекрасная женщина с чертами императрицы Елизаветы - в окружении крылатых гениев науки и искусства

 

Существует предание, что Петр I, будучи в Берлине в 1716 году, выпросил ее у прусского короля Фридриха Вильгельма I. Другие утверждали, что Петр I предложил за нее прусскому королю 55 русских гренадеров, токарный станок и бокал ручной работы - и обмен состоялся. Но, видимо, это был дипломатический подарок Пруссии России, драгоценнейший подарок, ценность которого невозможно выразить ни в одной валюте мира - он бесценен. Немецкие мастера-янтарщики во главе с Г. Турау и Г. Туссо изготовили это чудо по рисункам Андреаса Шлютера в 1709 году для Монбижу - дворца прусского короля. Все эти ентарные штуки по приказу Петра I были упакованы в ящики и привезены в Петербург, но самому Петру не суждено было любоваться этим чудом: сокровище пролежало до 1745 года, когда мастер Мартелли смонтировал его в Зимнем

 

Одним из чудес мира стала Янтарная комната, перевезенная по приказу Елизаветы из Третьего Зимнего дворца в Царское Село

 

К этому же периоду относится и масштабная перепланировка парка, в котором, частично используя проекты С. Чевакинского и А. Квасова, Растрелли создает немало изящных павильонов и увеселительных построек

 

В новую резиденцию Янтарная комната путешествовала с царскими почестями. Все 22 больших панно, 180 янтарных досок почти за 8 часов дюжие гвардейцы перенесли на руках. Растрелли расположил сокровище в большом помещении. Поняв, что янтаря на такую площадь не хватит, он обтянул холстом и расписал под янтарь часть стен над карнизом, украсил зал зеркальными пилястрами и золотой резьбой, вдоль стен поставил столики-витрины с янтарными статуэтками, шкатулками и шахматами. Именно в этой комнате, начиная с Елизаветы, русские императрицы и императоры давали аудиенции зарубежным послам, производя на них соответствующее впечатление этим дивом из солнечного камня. Теофиль Готье, путешествовавший по России в XIX веке, писал о чуде-комнате: Глаз, непривычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму желтого, от пылающего топаза до светло-лимонного

 

Связывая свое имя с грандиозными градостроительными проектами в Москве и Петербурге, в основе которых было следование новым для России принципам классицизма, Екатерина II не забывает и о Царском Селе

 

Со смертью Елизаветы и воцарением Екатерины II, желавшей быть на гребне европейской архитектурной моды, звезда великого зодчего стала клониться к закату. Стройная гармония классицизма пришла на смену вычурной затейливости барокко и рококо

 


 

Жизни лучшая треть.
Сергей Александрович Соловьев Я виртуальный персонаж....
Дом - цветок, дом - душа.
Райские интерьеры.
Подлинный Китай в интерьере.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика