На главную -  Интерьер 

 

Монумент Империи


На месте этого скромного, разукрашенного под кирпич на голландский манер - здания
очень скоро поднялся второй - небольшой каменный дом, выполненный Д.Трезини. Однако царская семья росла так быстро, что уже в 1716 году архитектором Г.-И. Маттаровани был заложен фундамент третьего Зимнего дома. Существование небольшого дворца фактически закончилось вместе со смертью Екатерины I : очень скоро в опустевшем доме поселится придворная прислуга..

 

 

Решение возвести новый Зимний дворец царствующая Елизавета принимает чуть ли не под нажимом придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Поначалу ее амбиции ограничиваются лишь переделками старого здания. Однако упрямый архитектор предлагает все новые проекты Зимнего дворца, буквально преследуя Елизавету в Петербурге и в Москве. И добивается наконец своей цели. 16 июля 1754 года императрица дает согласие на возведение Зимнего. Главное для нее - тот внятный и безоговорочный знак престижа Российской империи, в который должен превратить строение придворный архитектор

 

Четвертый по счету Зимний дом (1731 -173 принадлежал императрице Анне Иоановне. Это обширное здание, уже вполне соразмерное дворцовым масштабам, прослужило вплоть до 1754 года. Но подвергнутое бесконечным, беспорядочным перестройкам, оно так и не ответило непостоянным вкусам меняющихся Хозяек... Лишь по гравюрам тех лет можно судить о величии дворца, где в роскоши правила Анна Иоановна, утопала в неге Анна Леопольдовна и безудержно веселилась Елизавета Петровна..

 

Всего за полгода (!) под руководством зодчего поднимается пятый в истории Зимних - временный деревянный дворец. Туда и переезжает, - как ей кажется, ненадолго, всего-то на два года - Елизавета Петровна

 

А для Растрелли создание нового Зимнего становится делом жизни. Плодовитый мастер обрушился на тему со всей колоссальной мощью отпущенных ему таланта и энергии... Елизавета, потребовавшая временную резиденцию, получает ее в кратчайшие сроки

 

Долгие семь с лишним лет трудится великий зодчий. Не помня возраста, чертит по ночам, выпрашивает деньги, пишет челобитные, борется с воровством чиновников и строит, строит, строит..

 

Но время распорядится иначе. Она уйдет из жизни, так и не увидев нового Зимнего. И в шестой по счету и последний, дворец полноправным хозяином вступит император Петр III..

 

Новый Зимний дворец поражал размерами и великолепием. Многоликий, обращенный на четыре стороны света, он стал великим символом Петербурга. Остается таким и поныне

 

К назначенному пасхальному дню, 6 апреля 1762 года, Растрелли завершает отделку 100 комнат, театра, церкви и галереи

 

Возвысив дворец над городом, Растрелли усилил и подчеркнул впечатление господствующего объема. Почти четыре сотни колонн, расположенных друг над другом, дополнены и продолжены каменными скульптурами и вазами на постаментах. Архитектор разработал 16 видов скульптурных украшений оконных проемов. Рельефы каждого из них различались и создавались прямо на месте

 

В плане дворец представляет собой замкнутый четырехугольник с большим внутренним двором. Трехэтажный гигантский объем стянут массивными каменными поясами. Главному верхнему, с выступающим вперед карнизом, вторит средний. Он расположен под парадным - вторым этажом здания. Третий - отделяет цокольную часть дворца, почти съеденную временем

 

Западный, смотрящий на Адмиралтейство, - строг и лаконичен. Эта сторона не парадная. А потому и в убранстве проще остальных

 

Фасады дворца оформлены с присущим Растрелли разнообразием. Желая связать каждую сторону здания с городом, зодчий решает каждый фасад по-своему

 

Южный - с тройной аркой въездных ворот - взирает на Дворцовый луг. Это величественный лик могучего государства, вызывающий восторг и почтение

 

Восточный торжествен. Он обращен к Миллионной улице. Той, где во дворцах и особняках жила российская знать

 

Внутренняя планировка дворца отличалась ясностью и логичностью. В четырех угловых ризалитах Растрелли разместил главные дворцовые помещения: парадную лестницу, тронный зал, собор и театр. А между ними анфиладой большие и малые залы, жилые комнаты, галереи, кладовые..

 

Северный суров и сдержан. Он смотрит на Петропавловскую крепость..

 

Вернувшись с коронационных торжеств в столицу, Екатерина привлекает к переделке царских покоев француза Жана Батиста Мишеля Валлена-Деламота. В стремлении ни в чем не уступать Европе императрица спешит оформить главную резиденцию империи на новый манер. Безжалостно прощаясь с устаревшим барокко, она словно вычеркивала из жизни все связанное с Елизаветой и Петром III

 

Многое изменилось во дворце со времен Растрелли. Всего лишь год прошел со времени окончания строительных работ, а новая императрица Екатерина II уже перестраивает пышные и вычурные интерьеры Зимнего дворца в стиле классицизма. В числе архитекторов нового стиля опять оказываются иностранцы..

 

В конце XVIII начале XIX века работы по отделке дворцовых интерьеров продолжали архитекторы И. Старов, Д. Кваренги и О. Монферран..

 

Именно в эпоху Екатерины в интерьерах Зимнего появились патетичные, торжественно-величественные формы, сохранившиеся по сей день. Классицизм, надолго утвердившись как главный архитектурный стиль в России, принес в интерьеры Зимнего дворца уравновешенность и гармоничность

 

Сразу после пожара, оставившего относительно нетронутой лишь архитектуру фасадов, к восстановительным работам приступают Василий Стасов и Александр Брюллов. Согласно повелению Николая I, большую часть дворца надлежало восстановить в прежнем виде . И в течение двух лет было не только восстановлено все утраченное во время пожара, но и отделано с еще большей роскошью

 

Страшный пожар, начавшийся вечером 17 декабря 1837 года, полыхал до тех пор, пока не уничтожил большую часть интерьерного убранства Зимнего. Из дворца на заснеженную площадь было вынесено все: мебель, картины, люстры, сундуки, мраморные статуи и фарфоровые вазы... Причиной возгорания стала конструктивная ошибка Монферрана в создании Фельдмаршальского зала

 

Величественный Георгиевский зал, отделанный как тронный зал Российской империи, поражает необыкновенной роскошью убранства. Весь зал, площадь которого равна 800 квадратным метрам, облицован массивными плитками из итальянского мрамора, его колонны и пилястры увенчаны бронзовыми литыми и чеканными капителями, позолоченными через огонь. Медный потолок Георгиевского зала богато украшен накладным бронзовым литьем, тщательно прочеканенным и позолоченным. Богатым узорам потолка соответствует паркетный пол, выложенный из 16 пород дерева

 

Воссоздав Парадную лестницу и Большую церковь, Растрелли, архитекторы по возможности сохраняют идеи своих предшественников. Однако, следуя стилю позднего классицизма, они меняют характер декоративных украшений, цветовые гаммы, вносят новые, современные своей эпохе элементы

 

С особой тщательностью был восстановлен Петровский зал, посвященный памяти великого российского императора. Он необычен по форме. Прямоугольный в главной части, он завершался полукруглой нишей с приподнятой площадкой, там располагался трон. Главную роль в композиции зала играет апсида, отделенная аркой, покоящейся на четырех колоннах и четырех пилястрах. В глубине апсиды находится портал, где помещена картина, изображающая Петра I и богиню войны и мудрости Минерву (работа венецианского художника Амикони). Современники, сравнивая восстановленный облик зала с прежним видом, отмечали, что он много выиграл в отношении легкости и величия

 

Над тронным местом в стену вмонтирован огромный барельеф, изображающий Георгия Победоносца. Стена за троном затянута малиновым бархатом, на котором был вышит золотом двуглавый императорский орел, а вокруг него - гербы царств и владений, имена которых входили в герб империи. Георгиевский зал Зимнего дворца должен был демонстрировать всю мощь и величие России. Он являлся местом проведения всех самых торжественных церемоний

 

Военную галерею , также уничтоженную пожаром 1837 года, воспроизвести в прежнем виде оказалось невозможным. Заново создавая интерьер зала, Стасов придает ему подчеркнуто торжественный облик. Спасенные при пожаре полотна с изображениями полководцев (работы Д. Доу) архитектор размещает на фоне богатого декоративного убранства: густой росписи свода, барельефов дверных проемов, фризовых вставок под портретами, строгих колонн и между ними канделябров из серо-фиолетовой яшмы. Созданная Стасовым галерея явилась по существу новым архитектурным сооружением

 

Особой парадностью отличается Военная галерея 1812 года , воспевающая подвиг русского народа в разгроме Наполеона

 

По белым стенам, поднимаясь с белых мраморных подножий, стройно возвышаются малахитовые колонны и пилястры с золотыми базами и капителями. Между ними малахитовые камины. Яркий, сочный зеленый камень с необычайным разнообразием оттенков сочетается с волшебными каскадами золота, разлитого повсюду. Оно то выплескивается ровным полотном, то раздробляется на мелкие струи... И горит чудным узором. Зал изумляет роскошью материала и богатством художественного замысла своего оформителя Брюллова..

 

Одним из шедевров русского интерьера считается Малахитовый зал Зимнего дворца. Декоративная отделка зала была выбрана самим императором Николаем I

 


 

Игры в Азии.
Виртуальные пространства.
Калифорнийское чудо.
Повелитель красоты.
SaloneSatellite – Взгляд в будущее.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика