На главную -  Интерьер 

 

Геральдика в доме


Однако не будь первого скорее всего не было бы и второго. Именно с рыцарских походов и турниров ведут свое начало гербы - родовые эмблемы, почетные символы знатности, воинской отваги, гражданского мужества. Само слово геральдика - наука о гербах - происходит от названия доблестного ветерана, приглашавшегося в качестве почетного гостя на турниры

 

 

Прошли века, рассыпались в пыль щиты и латы, истлели флажки и ливреи, потерялись монеты и родовые сервизы. И только гербы, выбитые в камне дворцов, остались неподвластными времени

 

Было время, когда геральдические эмблемы и фигуры постоянно находились перед глазами. Они изображались на щитах и доспехах рыцарей, на флажках и вымпелах в руках их оруженосцев, позже - на ливреях слуг и дверцах экипажей. Это был яркий, запоминающийся мир, который сейчас могли бы назвать виртуальным - заполненный причудливыми фигурами необычных животных, цветами и травами, мир, живший по своим законам, строго охранявшим и оберегавшим права владельцев гербов, мир, который, несмотря на всю свою фантастичность, служил целям вполне практическим, помогая лучше ориентироваться в мире реальном. Прочесть настоящий герб было все равно, что ознакомиться с подробно составленной анкетой, в которой были графы о древности рода и родственниках за границей (родовых связях за пределами государства), государственных наградах, когда-либо вручавшихся предкам обладателя герба, и принципах (девизах), которым следовали обладатели герба. Потому и стремились запечатлеть гербы где только возможно - на монетах и доспехах, грамотах и костюмах, скульптурных и архитектурных сооружениях. Но не везде они могли быть долговечны

 

Геральдические животные, заселявшие стены залов и коридоров, располагавшиеся среди фамильных картин и собраний редкостей, писанные на десюдепортах или вышитые на шпалерах, были весьма разнообразны. Их выбор зависел не столько от фантазии владельца дома, сколько от доставшегося ему в наследство герба; правда, со временем хозяйские причуды начали играть все более заметную роль в декорировании интерьера и сама геральдическая тематика стала лишь элементом архитектурного дизайна

 

Каждое настоящее родовое гнездо, старинный особняк или загородное имение по сей день встречает нас порталом или далеко вынесенными за линию фасада вратами с высеченным на них гербом, сидящими или возлежащими геральдическими фигурами. Европейская литература оставила нам немало описаний подобных картин. Раскроем хотя бы незабвенного Конан-Дойля и вспомним, что въезд в родовые владения сэра Генри Баскервиля лежал через узорные чугунные ворота с двумя обомшелыми колоннами, которые увенчивались кабаньими головами - гербом Баскервилей ... В сумерках я мог различить лишь массивный фасад и веранду. Все было сплошь увито плющом, оставлявшим открытыми только оконные амбразуры да овалы гербов , главным элементом которых, надо полагать, была та же кабанья голова. Ее изображение повторялось и внутри здания, в комнатах и старинной столовой, которая произвела столь тягостное впечатление на достойного доктора Ватсона

 

Однако наиболее частыми геральдическими зверями служили львы. В настоящем классическом европейском гербе они являются так называемыми щитодержателями, то есть с обеих сторон поддерживают лапами щит, бывший главным смысловым элементом любого герба. Такой герб до сих пор имеет Великобритания. Правда, на пару с английским левою щит в нем держит шотландский единорог, когда-то извечный соперник, а с XVII века союзник и партнер

 

Довольно популярным среди обладателей гербов был кабан (или вепрь). Вспомним хотя бы Гийома де ла Марка, прозванного Диким Арденнским вепрем - персонажа вальтерскоттовского Квентина Дорварда . Этот барон имел даже боевой шлем в форме кабаньей головы

 

Весьма почитался в качестве эмблемы медведь. Их известно великое множество, и каждый чем-то, да отличался от остальных. На гербе нашего Ярославля медведь изображен с секирой - напоминание о встрече с основателем города князем Ярославом, плохо закончившейся для лесного великана. Другой медведь стал знаком-эмблемой итальянского семейства, Орсини (и это легко объяснимо, ведь Orsini по-итальянски означает медведь). Но у этого медведя в лапах ... роза. Каково? Разумеется, за такой необычной композицией стоит своя символика, коренящаяся в истории этого римского рода

 

В архитектурном декоре, как, впрочем, и в искусстве нового времени, лев давно уже стал самым общим олицетворением величия, доблести и силы. В одной только Москве сохранилось предостаточно зданий XVIII - XX веков, чьи подъезды до сих пор стерегут цари зверей . Самые известные среди них - Английский клуб на Тверской, Дом ученых на Пречистенке и множество других. Лепные маски в виде львиной морды украшают фасады старого здания Московского университета на Моховой улице. Однако самые древние сохранившиеся геральдические львы России происходят из ... храмов XII-XIII веков Владимиро-Суздальского княжества. Великие князья выбрали их в качестве своей эмблемы, ею украсили не только дворцы, но и церкви. По сей день в Дмитриевском соборе Владимира мы видим львов на капителях подкупольных опор

 

...Пусть тот, кто трусости и лести чужд,
Но искренно стоять за правду хочет,
Со мною розу алую сорвет, -
восклицают главные действующие лица трагедии, обещая, что врагов узнаешь по цветам , предрекая, что раздор в борьбе меж розой алою и белой Заставит сотни душ покинуть тело . Эта история, однако, не смогла испортить репутацию розы как одной из красивейших и благородных геральдических фигур

 

Ну а что касается розы, то этот цветок давно вошел в историю европейской геральдики благодаря войне двух английских королевских династий, Йорков и Ланкастеров, в гербах которых Белая и Алая Розы занимали главное место. Как это получилось, нам рассказал Шекспир в своей исторической хронике Генрих VI :
Пускай же тот, кто истый дворянин
И дорожит рождением своим,
Коль думает, что я стою за правду,
Сорвет здесь розу белую со мной

 

Алая роза, белая лилия... Цветовая символика вообще была характерна для средневековья, отличавшегося повышенным вниманием ко внешним знакам положения человека в обществе. Даже цвет служил иерархизации общества. Так, например, убранство покоев для пребывания женщины после родов открывало широкие возможности для демонстрации одновременно роскоши и иерархических различий, то есть оказывалось своеобразным геральдическим элементом. Зеленый цвет был привилегией знати. Им отделывались покои для королевы Франции или же принцесс; до того они были затянуты белым. В детской основными цветами были зеленый и фиолетовый; приемная комната отделывалась малиновым атласом

 

Другим прославленным в геральдике цветком была лилия. Ее изображали на гербе Флоренции, что полностью соответствовало названию этого города на итальянском языке - цветущая . Но более нам запомнилась лилия как эмблема королевской Франции, как главная часть герба французских королей. Где только не красовались горделивые белоснежные лилии! На расшитых пологах монарших опочивален и рыцарских щитах, резной мебели версальских покоев и королевских монетах ... И даже на той самой, пробитой гугенотскими пулями салфетке, что вручил кардинал Ришелье мушкетерам под Ла Рошелью

 

Увлечение классическими древностями в эпоху Возрождения привело ко включению в число геральдических фигур героев древности: Гектора, Цезаря, Александра Македонского, а также более близких эпохе средневековья, но все равно достаточно старинных - короля Артура и императора Карла Великого. С XVII века в геральдику активно вводятся элементы греко-римской символики. Одной из таких эмблем, унаследованной от античной культуры, являются изображения крылатой богини победы - Ники или Виктории с венком славы в руке, которые украшают фасад, например, неоклассического московского особняка, именуемого нынче Спасо-Хаус. Кроме богинь на медальонах изображались аллегорические фигуры, оружие, венки, топоры, лиственные гирлянды

 

Но вернемся к геральдике. Интересно, что геральдическими элементами могли стать самые разные предметы. Например, главной эмблемой знаменитого рода Медичи - правителей ренессансной Флоренции - стали ... аптекарские пилюли. Ведь Medici по-итальянски не что иное, как врач. Возгласы Шары, шары! стали кличем-паролем сторонников Медичи, часто раздававшимся на городских площадях в бурное время эпохи Возрождения. Круглые шарообразные пилюли красуются на гербе, изображенном над входом в древнюю твердыню рода палаццо Медичи, стоящего на одной из флорентийских улиц

 

Один из московских банков выбрал в качестве собственного герба изображение на византийской золотой монете - солиде, отчеканенной во времена императора Юстиниана в VI в. Оно представляет собой конного монарха в римских доспехах с копьем в руке, за ним шествует Ника с венком славы в руках. Все это сопровождается латинской легендой СЛАВА И ДОБЛЕСТЬ РИМЛЯН. Этот герб всякий может увидеть над входом в новый офис банка, расположенного неподалеку от метро Ленинский проспект

 

В наше время интерес к геральдике приобретает формы индивидуального и корпоративного самовыражения. Гербами стремятся обзавестись представители складывающегося российского нобилитета, гербами заявляют о себе создаваемые фирмы и банки. Здесь выбор герба и его мотивация могут быть самыми разными, зависящими от личных увлечений глав корпораций или более-менее изящного обыгрывания их названий

 


 

Дом - цветок, дом - душа.
Райские интерьеры.
Подлинный Китай в интерьере.
Габан О’Кифи декоратор успеха.
Zoomorphic - новая анималистическая архитектура.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика