На главную -  Интерьер 

 

Маска, кто ты?


Это всего лишь сказка, предостерегающая нас, грешных и слабых, что с масками нужно быть осторожными. Но так хочется узнать, какую роль на протяжении всей истории человечества играл этот притягательный для взрослых и детей, казалось бы, совсем ненужный в повседневной жизни предмет. Да, ненужный, но очень часто приобретаемый в качестве подарка или сувенира в память о поездке в какую-нибудь экзотическую страну. Покупают его всегда с тайной надеждой на особую, добрую силу, исходящую именно от этой маски, повешенной на стене собственной квартиры

 

 

Уже среди наскальных рисунков, насчитывающих многие тысячи лет, встречаются изображения людей, танцующих в звериных масках. Обычно они представляют ритуальные действия по задабриванию покровителя племени, которым часто считалось какое-то животное. Надевавший маску человек, специально выбранный общиной, отождествлял себя с этим зверем и приобщался к магической силе животного мира. Бык символизировал плодовитость и жизненную силу, олень был покровителем лесных зверей и домашнего скота, а лошадь обязательно приносила в дом счастье... Иногда роль маски выполнял грим - лицо раскрашивалось по особой схеме, где каждый цвет символизировал определенное человеческое качество. Значение цвета различалось в зависимости от среды, времени и региона

 

В старину в России маски назывались личинами, а лицо, которое они скрывали, - ликом, и, наверное, поэтому о фальшивом человеке и в наши дни говорят: личину надел

 

У многих народов в древности было принято закрывать маской лицо умершего. Полагали, что она помешает его неприкаянной душе вернуться в мир живых и не воскресит предков, которые будут преследовать своих живущих потомков, лишая их покоя. У римлян в погребальной церемонии обязательно участвовал архимин - человек, который надевал на себя маску, воспроизводившую черты лица усопшего, и представлял основные моменты его жизни - форма своего рода надгробной речи

 

Во многих африканских странах были распространены маски тайных союзов . Часто их надевали избранные члены общины или племени, отправлявшие правосудие, с тем, чтобы никто не узнал ни выносившего вердикт, ни его исполнившего (кстати, по той же причине закрывали свои лица судьи и палачи в средневековой Европе). Каждая из таких масок имела свое имя, ей приносили жертвы - кормили (мазали) кровью, с ней советовались во всех житейских ситуациях, считая, что она передает пожелания предков, и брали ее с собой на охоту, спрятав в одежде. Существовала вера в то, что сила действия масок увеличивается вдали от дома. В жилище их не выставляли на видном месте, а тщательно прятали от посторонних глаз, и особенно от женщин, даже если они были членами семьи

 

Очень большая, если не основная роль отводилась маскам в мистериях - таинствах, выраженных в форме пантомимы и представлявших своего рода прототип театрализованного действа, связанного с отправлением определенных сторон культа (такие мистерии были известны у разных конфессий). Наибольшее распространение они получили в мистерии цам , происходившей в буддийских монастырях Тибета и устраивавшейся самими монахами. Персонажи в одеждах и масках выглядели так, как они изображались на буддийских иконах (в соответствии с сюжетом), и казалось, вся мистерия служила тому, чтобы оживить икону. Четко разработанное действо, иллюстрировавшее различные этапы борьбы злых и добрых сил, непременно заканчивалось победой добра. Этот театрализованный, имевший не только культовое, но и поучительное значение обряд привлекал к участию всех зрителей, чтобы и они почувствовали себя значимой частью таинства. Одной из любимых фигур мистерии был белый старик - владыка земли, появлявшийся в образе седоволосого старца с длинной белой бородой и густыми белыми бровями, в руках он обязательно держал белый посох. Маски были больших размеров и достаточно тяжелые, поэтому, чтобы смягчить давление на голову, внутри, на уровне макушки, пришивался валик из ткани. Обычно маски не имели отверстий для глаз, но зато щели для носа и рта делались таких размеров, что сквозь них участник действа мог легко обозревать все, что происходило вокруг. К маскам здесь относились не просто как к личинам, а как к несущим свою миссию освященным реликвиям. Одна актриса рассказывала весьма поучительную историю. После спектакля она получила от своей почитательницы в подарок маску, бывшую в свое время атрибутом такой мистерии. Повесив ее у себя в доме, женщина вдруг заметила, что в ее жизни все начинает меняться, и далеко не в лучшую сторону. Какое-то внутреннее чувство подсказывало ей, что связано это именно с появлением маски. Она решила выяснить у дарительницы историю вещи, и оказалось, что в свое время, когда в стране разрушались многие храмы (1920-1930-е годы), ее отец участвовал в разграблении буддийского монастыря в Бурятии, и ему досталась эта маска. Унося ее, он слышал вслед проклятия монахов. Так что в мистику можно верить или не верить, но все должно передаваться и приобретаться с добрым чувством и в приятной обстановке

 

Маски играли знаковую роль и в системе общественных установок. Так, в Помпеях женщины легкого поведения, желая привлечь клиентов, выходили на улицы в масках волчиц, а поскольку это обычно бывало по вечерам, то, чтобы не остаться в темноте незамеченными, еще и выли по-волчьи. По преданиям, жена римского императора Клавдия тоже развлекалась такого рода охотой

 

Возникший в Японии в конце XIV века на основе разрозненных песенно-танцевальных номеров театр Но стал обязательной частью церемоний и приемов. Актеры (всегда мужчины) играли только в масках, и главный акцент в трактовке роли падал на изменение ракурса в освещении лица, отчего простые по форме маски мгновенно меняли свое выражение. Очень значимы были и цвета: белый символизировал благородство, красный - божественное начало или красоту, коричневый - низкое происхождение и т. д

 

Но вернемся к истории. Постепенно народные празднества и мистические ритуальные обряды выросли в организованное театральное действо, в котором главенствующую роль продолжали играть маски. Театр стал узаконенной частью жизни. В Древней Греции поначалу все роли исполнял один актер, притом что число масок доходило до семидесяти и ему нужно было успевать их менять по ходу спектакля. Затем число актеров стало расти. Делали личины из разных материалов, но обязательно скульпторы-профессионалы. Часто маски были сдвоенными: одна половина могла выражать радость, а другая скорбь, и актер в зависимости от хода действия поворачивался к зрителю то одной, то другой стороной. Большое значение в трактовке образа играл цвет. Кроме того, что маски передавали характер роли, они еще усиливали звучание голоса: отверстие для рта отделывалось изнутри металлом, а в саму впадину помещался рупор. Если учесть, что представления происходили на открытой арене, вмещавшей тысячи зрителей, становится понятным, что обойтись без такого рода приспособлений было невозможно. Один из современников писал во II веке о персонажах греческой трагедии: Какое отвратительное и жуткое зрелище - человек, вытянутый в длину, взобравшийся на высокие каблуки, напяливший на себя личину, что поднимается выше головы, с огромным ртом, будто он собирается проглотить зрителей

 

Считается, что в христианской культуре начало карнавалам дали масленичные народные гулянья, устраивавшиеся как театрально оформленные представления. По ходу праздника исполнялись живые картины, пантомимы, короткие пьесы, и при этом весь народ обязательно был в харях . В празднестве участвовали и актеры и зрители, незаметно для себя тоже превращавшиеся в актеров, разыгрывавших свои, спонтанно возникавшие мини-спектакли

 

Прообразом столь любимых ныне в народе карнавалов в Бразилии была традиция ритуальных танцев в масках у полукочевых племен же. Это были не только личины, а целые костюмы, сплетенные из разделенных на волокна и раскрашенных листьев пальмы. Они сплетались так, что протянутые изнутри веревки позволяли в процессе танца менять форму всего костюма, для чего, безусловно, требовалось большое мастерство

 

Так что носите маски, представляйте себя кем угодно, хоть птицей, хоть зверем, даже злодеем, но только в шутку. Главное - вовремя снять маску, чтобы она не приросла навсегда

 

В Европе культура карнавалов послужила основой для формирования моды на ношение масок в обыденной жизни. Это касалось главным образом особ из привилегированных слоев населения. Так, во время прогулок или путешествий дама могла закрывать лицо маской, объясняя, что она защищает от ненастной погоды. На самом деле это была прекрасная возможность скрыть от окружающих, и в том числе от мужа, свои любовные приключения

 


 

Калифорнийское чудо.
Повелитель красоты.
SaloneSatellite – Взгляд в будущее.
Дом на склоне.
Уютная геометрия.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика