На главную -  Интерьер 

 

Людвиг Мис ван дер Роэ. Рожденный эпохой.


Выбор знаковых фигур и их творений Архидом возлагает на российских архитекторов, на чьих рабочих столах живут уникальные книги и альбомы, посвященные архитектурным образцам и их создателям

 

 

Вообще, говорить об этом времени невероятно интересно. Начало прошлого века. В общем тесном котле бурлит будущее архитектуры Ле Корбюзье, Гропус, Мис ван дер Роэ. Они учатся в одной мастерской и участвуют в общих конкурсах, вместе проходят блестящую профессиональную школу. Мис так и не получает высшего архитектурного образования, как, впрочем, Райт и Ле Корбюзье они истинные первопроходцы в том, что мы сейчас называем современной архитектурой... А тогда! Технологическая революция. Триумф инженерии! Новомодные и категорически не признаваемые архитекторами сталь и железобетон превращаются в строительный материал грандиозных мостов, башен и ангаров для дирижаблей... Это время эра Техники, буквально рвущейся в архитектуру. Мис, как никто ощутил это. И воспевая эпоху, назвал архитектуру ее квинтэссенцией , выжимкой , солью

 

АЛЕКСЕЙ ГИНЗБУРГ:
Информационное богатство нашего времени поистине безгранично. Стоит лишь захотеть, и можно узнать практически обо всем. Это касается и архитектуры, разумеется. Правда, в большей степени архитектуры современной. Судите cами: великолепно иллюстрированные журналы, прекрасно изданные книги, лекции и телевидение могут дать более или менее полное представление о творениях тех, чьи имена всемирно известны, а заслуги наглядны... Мне же хотелось бы вспомнить архитектора, чье имя не на устах . Людвиг Мис ван дер Роэ... О нем можно кратко: Мастер ХХ века, написавший азбуку современной архитектуры

 

Его проекты стали предвестниками одного из самых распространенных сейчас образов архитектуры высотного каркасного здания с оболочкой из стекла.

 

Металл был его настоящей страстью. Мис увидел в нем не только новизну и прочность, но и особую красоту, достойную архитектуры. Опираясь на свойства металла, он сформулировал свою концепцию каркаса и привел металл в зодчество, придумав для него ордер, поэзию, доведенный до абсолюта язык. То, что Мис сделал с металлическими конструкциями, можно считать базовым для любого современного архитектора. А опыты со стеклом! Первым в мировой практике архитектор использует его как новое изобразительное средство. Еще в 1920-е годы, проектируя свои небоскребы в Берлине, Мис приходит к революционному открытию: расположенные под разными углами друг к другу плоскости остекленных стен, отражая дома, природу, становятся гигантскими зеркалами и растворяют архитектуру самого здания

 

Пик его творчества середина ХХ века, время, когда эпицентр распространения идей западноевропейской архитектуры перемещается на американскую, не разрушенную войной, землю. В Америке, уже делавшей попытки возвести высотные здания на стальных конструкциях, Мис становится законодателем самого прогрессивного направления архитектуры. Он проектирует прозрачные параллелепипеды на чикагской набережной Лэйк-Шор-Драйв и первые корпуса Иллинойского технологического института с их четкой структурой и фирменной мисовской композицией: плоским, горизонтально протяженным объемом, поставленным на столбы с вестибюльной группой - ядром. По этому принципу, кстати, по сей день строятся все административные здания..

 

Вообще, идея делать стеклянные дома целиком принадлежит Мису. Например, стеклянная вилла Франсворт-хаус, существующая в системе каркаса, вынесенного за пределы здания, и стекла, соединяющего строение с парком. Это тотально стеклянное здание демонстрирует работу нового для архитектуры материала, по сути эту архитектуру делающего . Примечательно, что в это же время в подражание Мису и будучи вдохновленным его идеями строит свой стеклянный дом американец Джонсон. Но, в отличие от Миса, он использует в нем не металлический, а деревянный каркас, чем существенно дополняет саму идею, обогащая ее столь симпатичной нашей современной архитектуре связью со средой . Возможно поэтому работа Джонсона получила большую известность. Но вернемся к Мису ван дер Роэ..

 

Посещение Барселонского павильона оказалось едва ли не самым сильным впечатлением от архитектуры вообще

 

Пользуясь металлическим прокатом и стеклом, Мис ван дер Роэ создал простую, доступную архитектуру, вызывающую желание подражать ей. Облик строгих прямоугольных форм, оправленных в каркас, был независим ни от материалов и специфики местного строительства, ни от каких-либо национальных традиций. Это было настолько ново, что образовало целое направление в архитектуре, метко названное критиками интернациональный стиль . И его основой стало творчества Миса

 

Павильон на монументальном цоколе из травертина с двумя бассейнами, облицованными черным стеклом, в свое время был разобран, увезен в Германию, а потом, спустя годы, воссоздан. Уникальность этой постройки - в доведенном до абсолюта принципе перетекающего свободного пространства, в ощущении той самой концентрации, квинтэссенции, о которой говорил сам Мастер. Это маленький павильон, не несущий никакой градостроительной нагрузки игрушка, вещь в себе, в которой нет ничего лишнего. Как не вспомнить Микеланджело, который на вопрос: Как Вы создаете свои скульптуры? ответил: Беру камень.... и отсекаю все лишнее . Мис показал, как это можно сделать в архитектуре. Его усилиями стало аксиомой положение о пространстве как вещи синтетической. Оно проходит сквозь стекло, связывая интерьер с экстерьером. В основу планировки положен принцип свободного плана. Павильон не имеет ни замкнутых помещений, ни дверей пространство течет непрерывно. Стоит побывать там, чтобы ощутить это пространство, существующее по другим , невероятно гармоничным законам. Верный себе, Мис ювелирно отточил каждую мелочь . Чего стоят одни только фирменные мисовские металлические колонны или мебель - стул и табурет Барселона , созвучные стенам, большим плоскостям стекла и хромированным столбам. Рисунок двух х-образных хромированных рам, их кривизна, размер стальной полосы, пропорции, отделка кожаных подушек все продумано до миллиметра..

 

Мис построил относительно немного. Среди его работ многочисленных проектов, нескольких небоскребов и вилл, есть павильон Германии, который архитектор возвел в 1929 году для международной выставки в Барселоне. Этот Павильон - вершина творчества архитектора, концепт, идея в чистом виде - экспонирование самой архитектуры ХХ века

 

Сегодня большое количество архитекторов работает по мисовскому принципу

 

Лучшие современные архитекторы при всей непохожести на то, что делал Мис, несомненно выросли из него

 

Для наших ревнителей региональной архитектуры он мог бы явиться жупелом, потому что был у истоков того, что явилось в результате интернациональным стилем, подчинявшимся не средовой или исторической подоплеке, а общим универсальным принципам. Ведь Мис искал универсализм, и это довольно ортодоксальная универсальность..

 

Конечно, это антиконтекстуальная, как мы сейчас сказали бы, архитектура. Но обвинения в строительстве коробок , которые то и дело звучат, не стоит относить к Мису. Предъявлять их следует тем, кто бездумно повторяет мисовские работы. Исследование же самого архитектора касалось другого поиска не формы, а языка, обладая которым можно работать в других направлениях, в том числе и в поисках связей со средой. Так, найдя язык - дорический ордер, и отталкиваясь от него, пошла в свое время колоссальная культура пластической, классицистической архитектуры... Форма для Миса была вторична, первична же - структура, в ней он искал образность

 

Однако Мис ван дер Роэ, любивший повторять: Есть смысл делать то, что может быть использовано всеми , привнес в творчество других законы своего собственного, персонального стиля... Потому и хотелось поговорить о Мисе, на котором, как на прочном, грамотно возведенном фундаменте, стоит и развивается вся современная архитектура.

 

Концепция Миса была связана только с металлом и не охватывала архитектуру железобетона, ставшего в последствии основным, самым распространенным материалом для создания пластических форм. В этом смысле наследие Ле Корбюзье более благодатная почва для обсуждения. Ведь наряду с модернистской архитектурой его поиски образности, особенно во второй половине жизни, были очень яркими и запоминающимися

 


 

SaloneSatellite – Взгляд в будущее.
Дом на склоне.
Уютная геометрия.
Японский дом Светланы Конеген.
Новая перечница вместо ветхой луны.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика