На главную -  Интерьер 

 

В мастерской у папы Карло


Дерево - это сокровище, дарованное богами или природой, как вам больше нравится. Даже в безжизненных песках найдется коряга, скрученная ветром, из которой дом не построишь, но для красоты что-нибудь вырезать можно. В то время как славяне могли позволить себе сложить из мощных бревен дом или шатровую церквушку, жителям Средней Азии или Ирана хватало дерева лишь на отдельные детали, зато какие! Дома украшались наборными потолками с росписью, резными колоннами и дверями. Люди давным-давно познали и оценили свойства дерева и научились делать из него всякую всячину - от дома до детской игрушки. Но это только кажется, что мы все про дерево знаем, что проще бревна только дрова

 

 

Это сегодня вместо дерева можно взять что-то другое, к примеру, пластик. А раньше оно было поистине незаменимо, из него делали самые разнообразные вещи для украшения интерьера. Притом, что в различных регионах мастера использовали схожие приемы, чтобы сотворить нечто прекрасное, в разные эпохи складывалась своеобразная ситуация: одни техники художественной обработки дерева переживали упадок, другие входили в моду, некоторые отправлялись в далекие странствования по миру, другие же не выходили за пределы своего района

 

Дерево дереву рознь. Оказывается, и здесь все как у людей - даже есть свои расы и национальности . В умеренном климате у деревьев светлая древесина, в южных районах - более темная. Черное и красное дерево в наших краях не встретишь. У одних древесных пород сердцевина бывает темнее, их обычно называют ядровыми - это сосна, кедр, лиственница, дуб и т. д. У других срез однотонный, эти называются заболонными (береза, клен, липа, груша и т. п.). Древесину считают спелой, когда в середине у нее меньше влаги, чем во внешних слоях. Ну, про годичные кольца, отмечающие ежегодный прирост древесины, последний двоечник знает. Кстати, ширина колец зависит не только от породы дерева, но и от условий, в которых оно росло. На Руси для постройки дома предпочитали брать прямые высокие стволы - мачтовый лес. Особенно хороша кондовая сосна с плотной древесина, выросшая на сухой почве. Такое дерево достигает самой большой прочности в декабре, тогда и рубят. А если опоздать всего на месяц, то прочность уменьшится почти в два раза. К твердым породам с плотной древесиной относят сибирскую лиственницу, березу, бук, вяз, дуб, платан, рябину, клен, яблоню, ясень, к мягким - сосну, ель, кедр, пихту, каштан, иву и т. д. Мягкая древесина годится для утвари. Выбирая подходящее дерево, мастер должен знать, как лучше распилить ствол, чтобы древесный рисунок в полной красе вывести наружу. И свет древесину отражает по-разному. Бук, ясень, платан, дуб имеют шелковистый блеск. Осина, береза, липа, тополь, груша, яблоня отличаются матовой поверхностью. Орех серебрится, а волнистая береза переливается муаром. Текстура древесины усиливается при полировании, лакировании, подкраске и травлении. На качество изделия влияет и влажность древесины: из свежесрубленного дерева резать легче, но когда оно начнет подсыхать, будет коробиться, да и треснуть может, потому что влага распределяется внутри неравномерно. Какая древесина лучше - сухая или не очень - во всем свои тонкости. Иногда даже деформацию удается в свою пользу обратить. Например, как волжанин точил бурлацкую чашу? Если заготовка была вырублена вдоль, а не поперек волокон ствола, борта такой чаши приобретали изогнутую ладьевидную форму. Происходило это только за счет неравномерного высыхания различных слоев древесины. Инна и Рашид Азбухановы рассказывали, как они готовят дерево для своих работ. Они предпочитают мягкую липу, в которой их привлекает не только пластичность и податливость, но и отсутствие выраженной текстуры. Дерево привозится с Севера, лучше выросшее на песчаной почве, сушится 6-7 лет. Доска под рельеф склеивается из отдельных кусочков для придания прочности. Уже склеенная доска выстаивается 3-6 месяцев, только после этого можно приступать к работе. В традиционном искусстве издавна складывались свои привычки как при выборе дерева, так и в приемах его обработки. Чтобы из дерева вырезать что-то стоящее, рельефный декор или изящную скульптуру, нужно запастись хорошим инструментом. Кроме топора, тесла, резца-крючка, ножа и киянки - деревянного молотка, которым ударяют по стамеске, резчик должен иметь большое количество этих стамесок. Ведь для каждой линии требуется специальный резец, порой приходится самому делать какую-нибудь хитрую стамеску. К примеру, у Рашида собралось около 200 стамесок

 

Развитие наборной техники к середине XVIII века вызвало расцвет искусства паркетных полов. В России уже к концу века для паркетов употребляли свыше 50 разнообразных пород. Кроме отечественных - березы, ореха, сосны, клена, дуба, бука, яблони, ольхи - привозили и заморские породы: палисандр, шелковицу, амарант, табачное, сандаловое, эбеновое дерево, карагач и т. д. Различные оттенки древесины использовались для составления причудливых рисунков. Если оттенков недоставало, то применяли подкрашивание и подкуривание. Для паркета брали только сухое и зрелое дерево. Паркетные дощечки набирались в щиты и фризы, а они уже настилались на пол. Самый распространенный рисунок паркета в елочку , который бытовал в хоромах и церквах в XVI-XVII веках, был использован архитектором Растрелли и в апартаментах Екатерининского дворца. Узорные щитовые паркеты, задуманные Растрелли для того же дворца, отличались простотой и четкостью геометрических композиций, что еще больше подчеркивало пышное золоченое убранство стен. Орнаменты дворцовых паркетов, как и резной декор стен и мебели, менялись в зависимости от требований моды, отражая художественные веяния эпохи. Архитекторы создавали собственные рисунки для паркетов, искали выразительные приемы обработки дерева. Например, Ринальди, чтобы создать впечатление объемности путем создания теней, подкуривал древесину: ее закапывали в горячий песок и держали до тех пор, пока не побуреет. Одним из способов обработки паркета была своеобразная гравировка графьё , при которой узоры прорезались в виде тонких желобков или углубленных штрихов, заполнявшихся черным варом или вставками черного дерева. При производстве художественного паркета очень важно правильно использовать направление ворса древесины, для чего необходимо правильно расколоть, подобрать и уложить соседние клепки. Искусно выложенный паркет создает восхитительную игру дерева на свету, отдельные части будут то вспыхивать, то угасать. Особенно хороши в этом смысле сосна, дуб и береза

 

Самый простой способ украшения деревянной поверхности - гравировка. От любого острого предмета, даже камня, на дереве останутся вмятины. В Средние века при всей кажущейся простоте гравировка приобрела большое разнообразие. На ларцах выводились затейливые растительные узоры с фигурками людей и птиц. Чтобы изображение было заметнее, в впадины втирались краски. Постепенно стали добиваться большей выразительности декора, врезая рисунок в толщу доски или, наоборот, выбирая фон вокруг него. Уже само собой напрашивалось подкрасить и вызолотить фон. В период готики популярность приобрела углубленная резьба масверх в геометрическом орнаментальном стиле, напоминающем мусульманские арабески. Позже этот прием использовался при изготовлении различных деревянных штампов - для пряников, пасхи, куличей или досок для набивки рисунка на ткань. В народном искусстве плоскорельефный декор часто соперничал с росписью даже в пределах одного региона - на Севере, к примеру, получила развитие традиция резьбы, а южнее те же самые вещи покрывали росписью. Чтобы облегчить работу мастера, додумались вырезать узоры и накладывать их на доску. Развитие наборной техники маркетри привело к появлению интарсии: фон из одной породы дерева инкрустировался кусочками разноцветного дерева разных пород. В Европе она получила распространение с начала XV века. С Востока пришла в Европу и техника чертозианской мозаики, похожей на отделку персидских и мавританских шкатулок, сплошь покрытых геометрическим узором из кости, черной мастики с золочеными металлическими перегородками. Через Африку эта техника попала сначала на юг Италии, затем во Флоренцию, Милан и Венецию. С Востока проникали экзотические приемы декора дерева в виде инкрустации камнем, металлами, панцирем черепахи и т.п. Часто мастера так увлекались, что дерево полностью скрывалось под нарядным декором. В Китае, Японии, Корее, Юго-Восточной Азии дерево часто использовалось лишь в качестве основы под лак, который покрывался резьбой или инкрустировался перламутром

 

Резьба по дереву в Европе и на Востоке (но только не в мусульманских странах) все больше приобретает скульптурную форму. Горельеф - высокий рельеф - отделяется от плоского фона, завоевывая пространство. Хотя не везде скульптура вырастает из рельефа, нередко они развиваются параллельно. Неизвестно еще, что проще: придать стволу форму примитивного идола или вырезать объемный рельеф. Во всяком случае, у многих народов примитивная скульптура существует без высокого рельефа, прекрасно обходясь плоской резьбой в виде низкого рельефа, углубленной резьбы или разнообразных форм выемчатого декора. Скульптурный декор - объемно-резные детали мебели существовали еще в Древней Греции. Деревянные статуи были и в Египте. В средневековой Европе скульптура украшает внутреннее пространство храмов и дворцов. Мастера учатся реалистично передавать лица, фигуры, складки одежды, постепенно достигая поразительных эффектов движения. В интерьерах дворцов эпохи абсолютизма скульптура из дерева вбирает всю насыщенность эпохи, ее прихотливость и эротику. Но все это касается высокого искусства знати. Народное творчество выдает причудливые смеси городского, своего традиционного архаического и занесенного невесть откуда. К сожалению, этот пласт художественного дерева во многом утрачен. Редчайшая скульптура сохранилась в Пермском крае. На выставке в Музее изобразительных искусств можно было увидеть европейскую скульптуру и скульптуру из русских церквей Пермской области

 

Резьба недолго оставалась плоской. Сначала захотелось всего лишь подрезать края рельефа, потом он все больше и больше стал наливаться, подобно весенней почке. Это особенно заметно на готических растительных узорах, которые начинают отрываться от фона. В эпоху Возрождения резьба приобретает скульптурные очертания. О деревянных досках словно забывают вовсе, они теряются в завитках аканта, сплетенных растений, фигурках животных, птиц и людей. В дереве будто пытаются возродить мраморную скульптуру древних греков. Окраска и золочение пока применяются очень осторожно, без навязчивости, лишь чтобы подчеркнуть прелесть навощенного ореха. Зато с приходом барокко вплоть до конца XIX века дерево теряет самостоятельность, глушится сплошным золочением, а в русском и баварском искусстве - еще и пестрой раскраской. К концу XVII века золочение торжествует победу над деревом, мастерам незачем стараться и тщательно вырезать завитки узоров, ведь дерево будет покрыто слоем левкаса, доработано лепкой и только потом покрыто тонкими листами золотой фольги. Золоченая мебель французского двора имитирует восточную роскошь древних правителей, восседавших на золотых и серебряных тронах. Натуральность дерева еще смущает европейского мастера, однако усталость от блеска золота приводит к окраске дерева светлыми тонами, а золото лишь дополняет декор несколькими штрихами. Впрочем, мастера Льежа вопреки всеобщей моде отваживаются использовать резьбу без всяких покрывал , давая возможность восхищаться натуральной прелестью дуба. Несмотря ни на что, натуральное дерево возвращается к своему первозданному облику и в Париже, где наряду с позолотой используется и чистая резьба. Итак, в Европе искусство резьбы по дереву развивается в одном ритме с общими художественными веяниями. Во второй половине XVIII века она становится сдержанней, а в период классицизма приобретает античную строгость. В это время высочайшего уровня достигает техника полировки: поверхность дерева приобретает зеркальную гладь, глубину тона, красиво контрастирует с золочеными накладками

 

Дерево любят и нынешние художники, которые далеки от современных технологий, зато прекрасно чувствуют свойства дерева. Пожалуй, именно в дереве наиболее ярко проявляется авторский стиль, разный подход и ощущение материала. Подобно народным мастерам, самыми архаическими приемами создают потрясающие по выразительности скульптуры московские художники А. Пологова, Д. Митлянский, Н. Филиппов. Мастер из Дмитрова Р. Азбуханов, занимающийся возрождением древнего искусства резной иконы, работает в технике низкого рельефа, дополняя гармонию линий тонко проработанным ажурным фоном, насыщая формы ювелирно отделанными деталями. Когда резьба закончена, мастер с большой тщательностью обрабатывает рельефы, шлифуя поверхность, подвергая вощению, иногда пропитывая травами, подцвечивая отдельные фрагменты пигментами. Другой мастер, С. Пилипенко из Тарусы, делает стильные фигурки животных, которые могут украсить любой современный интерьер, к тому же это вещь не бесполезная - они служат шкатулками для всякой всячины. Декоративная скульптура Пилипенко кажется набранной из отдельных фрагментов или инкрустированной вкраплениями разных пород. На самом деле мастер обходится лишь одним материалом - липой, прочерчивая гравировкой отдельные фрагменты узора, которые затем подкрашиваются в разные цвета

 

Сегодня дерево из обычных материалов переходит в разряд эксклюзивных. Из цельного дерева делается только дорогая мебель, и тем более использовать настоящее дерево в отделке стен и полов позволит себе не каждый. Для тех, кто не хочет расстаться с традиционным образом дерева, найдены его более дешевые заменители, для создания которых используются отходы того же дерева или на основе современных технологий разрабатываются способы имитации древесной фактуры. Но как бы это ни было современно, как бы мы себя ни утешали, что пластик выглядит ничуть не хуже, и даже практичнее, настоящее дерево заменить невозможно. Его обработка все больше превращается в подлинное искусство, в котором не только используется самое классное оборудование, но и вновь находят применение старые дедовские способы ручной отделки. Поэтому говорить, что производство эксклюзивной мебели упростилось, вряд ли справедливо. Возможно, наоборот, сам процесс усложнился за счет обогащения арсенала доступных сегодня приемов обработки дерева

 

Способы обработки дерева (для вставок)
Работа над художественным произведением из дерева завершается отделкой поверхности, которая выполняется прозрачным или непрозрачным способом. При прозрачной отделке дерево покрывается бесцветным отделочным материалом, выявляющим и сохраняющим естественную текстуру и цвет древесины. Обычно это делается вощением, полированием и лакированием. При вощении изделие натирается смесью воска с летучими растворителями (скипидаром, уайт-спиритом). Полирование, придающее поверхности бархатный блеск, происходит путем многократной обработки политурой. Большое разнообразие современных лаков позволяет выбрать лучший материал для лакирования

 

Возможности дерева в сегодняшнем интерьере безграничны. Различные техники художественной обработки дерева или предметы из этого материала позволяют дизайнеру создать задуманный образ. Скажем, ощущение достоинства классического стиля усилят деревянные стенные панели. Подлинной роскоши вряд ли добиться без резной мебели в старинном духе, золоченых деревянных рам, добротного паркета. Зарубежные дизайнеры в восторге от старой крестьянской мебели, мещанских буфетов, грубой утвари. Авторские произведения современных художников, выполненные из дерева, способны придать уникальность даже самому заурядному интерьеру

 

При непрозрачной отделке, когда роспись выполняется по цветному фону, используются эмали, масляные и клеевые краски, полностью закрывающие поверхность древесины

 

Современные красители дают возможность облагородить самые дешевые породы дерева. Часто используется ореховая морилка. Для поверхностного крашения с глубиной пропитки до 2 миллиметров рекомендуются водорастворимые красители. Перед этим поверхность древесины обычно обрабатывается растворами солей некоторых металлов, то есть протравливается. Породы, содержащие дубильные вещества, такие как дуб, каштан, орех и др., можно окрашивать и без предварительной обработки. Широко применяются для окраски отвары дуба, ивы, ольхи, яблони, зеленой кожуры грецкого ореха, опилок и стружек древесины темных пород, кожуры лука и т.п. Чтобы придать древесине вид старого дерева, ее на 3-4 дня погружают в раствор, приготовленный из уксуса и кусочков стальной проволоки или гвоздей

 


 

Паола Навоне Минимализм с этно. Смешать, но не взбалтывать.
Кофе-бум.
В мастерской у папы Карло.
Ольга Волобаева «Дом - это приют для души».
Франческо Луккезе чудеса света, музыка цвета и запахи воды.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика