На главную -  Интерьер 

 

От стайлинга к фешн-дизайну


Оба направления - полюсы одного и того же эстетического явления - активного влияния на дизайнерское творчество стиля и моды. Понимание нынешней ситуации, связанной с этим явлением, - ключ к постижению совершенного в современном дизайне, в частности интерьера

 

 

Между стилем и модой, формирующей интерьер, складываются разные отношения. Порой стиль опережает моду, определяя рациональное решение интерьерного пространства. Иногда мода идет впереди стиля, полностью пренебрегая какими бы то ни было объективными закономерностями художественного формирования интерьера. Так проявляются две крайние тенденции: одна строго следует стилевым нормам, другая отражает переменчивые модные идеи . В результате создаются интерьеры либо предельно рационалистские ( строгие , чистые , умные , характерные для административных зданий, отдельных решений жилья), либо предельно активные по эмоциональному воздействию на зрителя. Яркий пример последних - внутренние пространства различных коммерческих предприятий: кафе, ресторанов, баров, дискотек и т. п. При всех достоинствах они очень часто отличаются негативной крайностью - односторонностью решения. Казалось бы, устранение этой крайности и есть верный путь решения проблемы. Но!
Гете высказал замечательную мысль: между крайностями лежит не истина, а проблема. В нашем случае она трактуется так: между крайними проявлениями стиля и моды находится не истинно совершенное решение, а только основанное на поиске наиболее эффективного и выразительного. В искусстве интерьера (как и в искусстве вообще) этот поиск - лишь приближение к идеальному решению, к золотой середине . Другими словами, важно не создание полезного или красивого , а преодоление в интерьере противоречия между ними

 

Обратимся к самим понятиям стиль и мода в искусстве и напомним их принципиальное различие. Стиль - общее направление художественного творчества, базирующееся на объективных, не зависящих от художника закономерностях формообразования и проявляющееся в течение длительного периода времени. Мода же (от лат. modus - мера, правило) - явление, основанное на сугубо субъективном отношении художника к предмету творчества, на господстве вкуса, быстро распространяющегося на массовую культуру и на короткое время становящегося в ней ориентиром. Отсюда вытекает и разное отношение стиля и моды к интерьеру. Стиль определяет его глубокий рациональный характер, обусловленный логическим решением разных функционально-художественных задач. Мода же диктует чисто внешние черты, отражающие эмоциональное отношение к нему проектировщика, заказчика, подрядчика, хозяина дома, клиента фирмы, посетителя кафе, покупателя и т. д

 

Интерьеры нашего времени формируются на принципах, противоположных тем, на которых базировалась архитектура ХХ столетия. Они своего рода негативная реакция на господствовавший до сих пор международный стиль . Характеризовался он крайне прагматичным подходом к решению архитектурно-художественных задач, когда форма в принципе рассматривалась как производная от функции и конструкции здания. Она следовала за ними, вытекала из них, вследствие чего носила единообразный стилевой характер. Ее наиболее яркие примеры - постройки и интерьеры таких мэтров современной архитектуры, как В. Гропиус, ранний Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ и многих других. В сегодняшних интерьерах форма выступает вне зависимости от жесткой утилитарной функции и конструкции здания, в отрыве от них, часто даже их противоположностью. Ее наглядные приметы: фальш-потолки, -полы, -стены, -колонны, -пилястры, -капители, -фронтоны, -антаблементы, обильный декор, яркий цвет, театрализованное освещение и пр. Главная задача применения этих деталей - создание в интерьере определенной эмоциональной атмосферы, достижение его своеобразия. Решение ее связано скорее с быстро меняющейся модой, чем с устойчивым стилем, хотя в целом новое направление представляет собой художественно-стилевое явление, название которому - эклектика

 

Современный интерьер рождается в творческом поиске художественной истины, заключающейся в проблеме влияния на него стиля и моды. Главные козыри этих двух факторов: интерьеры, учитывающие вечные законы красоты, с одной стороны, и выражающие нечто новое, своеобразное, привлекающее внимание - с другой. Сразу принять ту или другую сторону - задача не из легких. Представьте себе интерьер одновременно элитный и демократичный, неповторимый и приятно узнаваемый, ультрасовременный и основанный на глубокой традиции. Трудно? Так же тяжело решить задачу гармонизации противоположных черт. Но именно она в конечном счете и определяет функциональную эффективность и подлинную художественную выразительность созидаемого. Давайте обратимся к конкретным фактам подобной гармонизации

 

Своеобразно проявляются современный стиль и мода в высокотехнологичных хай-тековых интерьерах. Хай-тек как стиль предельно четко и ярко демонстрирует приверженность идее сугубо техногенного формообразования. Эта односторонняя в основе идея накладывает свой отпечаток на интерьеры, которые приобретают хотя и острый, но в целом однообразный характер. Хай-тековый интерьер часто впечатляет... растворяясь в массе похожих решений. Столько видишь ярких интерьеров с хромированными деталями, открытыми конструкциями, окрашенными в разные цвета металлическими лестницами, металлизированными поверхностями стен и т. п.! Очевидно, что об их своеобразии говорить не приходится. Лишь в отдельных случаях (связанных, к примеру, с разработкой производственных помещений) модная техногенная идея согласуется с общим стилевым решением интерьера, способствуя выявлению его высоких художественных качеств

 

Казалось бы, какая новизна и своеобразие в эклектике, которая обращена к известному прошлому? Но, во-первых, современные эклектичные интерьеры создаются и на основе использования новейших форм, приемов и материалов. Во-вторых, не прошлое составляет суть эклектики как стиля. Эта суть - в свободном выборе принимаемого художественного решения (от греч. еklektikos - выбирающий). Именно такой выбор максимально приближает новый стиль к моде, которая в принципе основана на нем. Недаром сегодня появилась такая профессия, как стилист: работая с авангардной модой, он определяет общее концептуально-стилевое направление в корпоративном, в том числе интерьерном дизайне. Так нынешний эклектичный стайлинг, определяющий современный дизайн интерьера, объективно смыкается с дизайном моды - фешн-дизайном. На практике, в условиях реального проектирования интерьеров, этот синтез (гармонизация) осуществляется по-разному. Как конкретно?
Взять, скажем, интерьеры такого широко распространенного направления, как постмодерн, характеризующегося крайним разнообразием формальных построений, включающих художественные элементы и настоящего, и прошлого. Детали интерьеров в нем трактуются по-разному, большей частью игриво, иронично. Один из ярчайших примеров - декоративные капители в средней части колонн, отнесенные от их тела , выполненные из листовой стали и скрывающие подсветку. Интерьеры с подобными деталями носят откровенно эклектичный и одновременно остромодный характер. От стиля к ним переходит композиционное единство, от моды - разнообразие средств, индивидуальность решения и эмоциональность воздействия на зрителя. Казалось бы, при этом достигается тот высокий художественный результат, та гармонизация, о которых мы говорили выше. Однако это далеко не так. Многие из постмодернистских интерьеров страдают образной неопределенностью (расплывчатостью) и перебором игровых приемов, не соответствующих конкретной ситуации. К примеру, распространены случаи использования в жилых интерьерах при низких потолках антаблементов и фронтонов, размещения колонн в узких коридорах, устройства порталов на дверях, ведущих в подсобные помещения, и т.п. Вместе с тем можно выделить интересные, запоминающиеся постмодернистские интерьеры, в значительной мере отвечающие как условиям выразительного стилевого решения (их функциям и требованиям композиционного единства), так и качеству высокой моды, т.е. отличающиеся своеобразием и остротой формы (см. илл.)

 

И наконец о влиянии моды и стиля на решение так называемых китчевых интерьеров. Китч в позитивном своем значении - это воплощение чего-то простого, обыденного, близкого, естественного, традиционного. Он выражается в использовании предметов быта, изделий народного творчества, произведений самодеятельного искусства и т. п. При активном влиянии моды в нем проявляются такие отрицательные черты, как упрощенность, поддельность, красивость, порой откровенная пошлость. Раскрывается это чаще всего в обстановке и вещах, подражающих элементам интерьера народного жилища. Это противоречит таким стилевым признакам, как содержательность, художественность, образность, целостность. Обуславливающий их вкус нередко граничит с вкусовщиной, а то и переходит в нее. Интерьеры, наделенные такими чертами, сегодня нередки. Как правило, они отличаются крайней противоречивостью: с одной стороны, предельным вкусовым своеобразием, а с другой - похожестью в своей примитивности, претенциозности и амбициозности. Их любители находятся часто. Иногда пристрастие к китчевым интерьерам проявляют стилисты, обладающие тонким художественным вкусом и талантом. Тогда рождаются действительно интересные в стилевом отношении произведения интерьерного искусства. Но, к сожалению, чаще всего подобные решения - лишь следствие приобретения первоначальных навыков работы над интерьером, вхождения в профессию, творческого роста, порой молодости. Безусловно, достойны внимания стилистически выдержанные китчевые интерьеры, но не модные игры в китч

 

Еще один пример противоречивого влияния стиля и моды на решение внутреннего пространства - современные неоклассицистические интерьеры. Неоклассицизм в новейшей трактовке - то же традиционное цитирование элементов классики. Однако часто сегодня он предстает не как художественная переработка, а как слепое копирование классических форм, претендующих на раскрытие высокого стиля, но не достигающих его высот в силу неорганичности (непропорциональные, нелепые в расположении колонны, тяжелейшие фризы, чисто декоративная рустовка и др.). Крайне отрицательное влияние на такое цитирование оказывает мода, во многом поддерживаемая популярными журналами. Она подводит к тому, что неоклассицистические интерьеры нередко приобретают своеобразный салонный характер, отличающийся сухостью, холодностью и некоторой безжизненностью. Однако имеют место и решения, где стилевые признаки (функциональная обоснованность, целостность и др.) раскрываются четко и ярко, а модная классическая атрибутика отвечает решению композиционно-художественных задач, отличается комфортностью и убедительностью. В таких решениях достигается высокая степень искомой гармонизации интерьера (см. илл.)
Своеобразно и такое распространенное модно-стилевое явление в современном интерьере как неоромантизм. Выражается оно в создании ностальгического настроения по определенному месту или времени, по воспоминаниям, интересам или фантазиям. Передается это настроение через разные по духу и художественному смыслу элементы: старинные, ценные в художественном отношении предметы быта или произведения искусства, привезенные издалека этнические поделки и украшения, старинную мебель и пр. Когда наполнение дома этими элементами - просто дань моде, не согласующейся с общим стилевым решением интерьера, то композиция в целом распадается, приобретая одностороннюю вкусовую окраску. Даже присутствие в интерьере большого количества предметов искусства не обеспечивает ему выразительности. Такой интерьер - как оркестр: в лучшем случае достигает большой силы звучания, но не гармоничности. Очевидно, что в работе над ним требуется помощь не столько антиквара, сколько дизайнера

 


 

Зона особого дизайна.
Экспериментальная классика Colombo.
Мария Якушкина Я жду эпохи декораторов.
Сказка странствий.
Братья Буруллек «Мебель должна вести себя тише.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика