На главную -  Интерьер 

 

Русское. На стыке хохломы и авангарда


Проект, названный Красная стена , должен был предложить идею оформления ярмарки народных промыслов в части уже готовой коробки, состоящей из трехсветного пространства верхних этажей

 

Правда, совсем неудивительно, что разработку проекта ярмарки русских народных промыслов, задуманной совсем недавно, доверили западному архитектору? Неудивительно, потому что давно замыленная история матрешек и подносов тема сугубо туристического, иностранного пользования. Неудивительно и потому, что проекту требовалась свежая концепция. Запад ведь давно привык к смысловым эффектам. Ему зерно подавай, а не просто дизайн в нашем оголтелом понимании... Так что зерно , как ни крути, чистый импорт. А почва она вот, под ногами. Благодатная, богатая, русская..

 

Концепция проекта выразилась в противопоставлении таких крайних понятий русского искусства, как народные промыслы и русский авангард. Две эстетики наглядно сталкиваются, что и дает очень сильный эффект. На их несопоставимости
(одна обильно декорированная, другая очень мощная, графичная) и одновременно родственности завязана основная интерьерная интрига. Именно благодаря ей в проекте появляется несколько масштабов. Во-первых, пространственный, он решен в конструктивистской традиции и имеет четкую структуру авангард. Во-вторых, детальный народное искусство. Предметы искусства заполняют авангардную структуру. Так возникает диалог между разнообразием и жесткостью, объектами и рамой, промышленным и рукодельным..

 

Архитектор, подошедший к теме с прагматичных позиций, признался: Мы проектировали бизнес-проект, а не красивую архитектуру. Поэтому все, что мы придумали, должно сработать на бизнес-задачу. Надо было сделать так, чтобы покупатель захотел потребить наш продукт . Для этого требовалась мощная концепция и набор оригинальных приемов

 

И фрагменты остатков выполнены под впечатлением от этого супрематизма. Приступая к объемам, требующим оформления, авторы обращаются к теме археологии, неисчерпаемому, с точки зрения архитектора, источнику творческих идей и эстетических смыслов. Авторы вспоминают историю Помпей сгоревших заживо жителей города засыпало пеплом, от тел остались пустоты. Археологи, открывшие эти пространства, заполнили их гипсом и получили отливки тел погибших людей

 

Инструментальная концепция проекта легенда с эффектом присутствия отсутствия отпечатка. Эстетика этой концепции заимствована у супрематизма Малевича

 

Существенная роль в создании пространственной структуры отводится асимметричным стенам, отделанным промышленной гофрой. Этот материал, использованный
в соответствии с поставленной задачей, создал великолепный эффект отпечатка Красной стены в окружающей среде. Принципу отпечатка подчинены все остальные составляющие пространства полы, потолки, торцевые стены..

 

Структура трехэтажного объема метафора остатков якобы развалившейся когда-то стены. И гигантская решетка, и пустота археологические метафоры этой Стены (по
легенде, она развалилась, остались только фрагменты). Восстанавливая связи между балконами и этажами, авторы помещают внутрь пустоты, за решетку, лифтовые шахты и лестничные пролеты

 

Впрочем, пространство совсем неоднородно. Вход акцентирован стеной почета , на ней перечень промыслов и фирм, продукция которых представлена в торговом
центре. Проход в выставочное пространство лежит через светящийся пандус. Дорожка ведет сперва в черную комнату демонстрационный зал. На его черных стенах выставочный стеллаж и светящиеся
экспонаты

 

Все элементы будущей ярмарки продолжение заданного размера модуля, подчинившего себе все. Размер диктует форму стеллажей, которые раскрываются как книги. Они закодированы красным цветом
и спроектированы по принципу матрешки (модуль-стеллаж разделяется на две части, в них вставляются ячейки, в которые могут вставляться меньшие ячейки и т. д.)

 

Однако сработать может любая составляющая объема. От фасада, поддерживающего общую тему присутствия отсутствия отпечатка, до скромной по размерам секции национального костюма. Здесь, по замыслу авторов, манекенами, одетыми в сарафаны и косоворотки, окажутся не только пластмассовые, в человеческий рост, куклы, но и застывшие до поры актеры... Смешавшись с посетителями, они должны стереть зыбкие границы между
интерьером и жизнью. Между выдумкой и правдой. Между Россией
и Западом..

 

Это место можно сравнить
с аперитивом, помогающим выделять соки . Важно заставить посетителя увидеть нечто в роскошной подаче и захотеть немедленно приобрести. Это должно сработать , размышляет архитектор

 

s Вы, архитектор, получивший два архитектурных образования, решили доучиваться в Англии. Почему?
Р. Ш. В 80-х годах у меня появился идефикс, навеянный мыслью о неизбежной и сильной трансформации в обществе, происходящей на рубеже веков

 

s Вы приехали в Россию спроектировать и построить первый в Москве
и ставший знаменитым бутик-отель Golden Apple, но, закончив, остались работать здесь на долгих четыре года. За это время Вы хорошо познакомились с российской архитектурой. Что скажете?
Рафаэль Шафир Архитектура всегда выражала все, что заложено в обществе: политику, экономику, менталитет
и даже оптимизм и веру в будущее. Когда архитектура не создает наследия для будущих поколений, когда оглядывается назад и копирует прошлое или подражает ему, то создается плохая копия плохого прошлого. Все новые проекты-монстры, эти печально знаменитые набережные копии очень нехороших времен. Мне кажется, российские архитекторы продолжают служить понятиям общества примерами сталинских построек. Архитектура в Москве это архитектура коррупции. Она не создается как объекты, имеющие ценность. Она создается как нечто, что должно покрывать все недостатки, закрывать
и увеличивать бюджеты. Повторюсь, архитектура зеркало всего, что происходит в обществе. Так было и 2000 лет назад, и сегодня. Тот, кто умеет читать язык дизайна и анализировать то, что видит, неизбежно придет к подобным выводам

 

s Какие качества характеризуют современного архитектора?
Р. Ш. Думаю, те же, что и прежде

 

В начале ХХI века я мог оказаться в ситуации, когда не понимаю, что происходит, не могу продвигаться профессионально. Я понял, что должен получить образование на Западе и выработать такой образ мышления, чтобы двигаться вперед. Меня следовало зарядить, как батарейку, чтобы в ХХI веке я мог работать актуально!
Английская школа учит не технике, а самому главному диалектически выстраивать систему. Ведь проблема начинается тогда, когда плохо развито созидательное начало. Когда обучают правилам, но не обучают, как надо создавать новые правила. Меня научили думать и развивать проект, завязывать его как систему. Думать о его эффективности, о максимализации его потенциала, о подборе темы, способствующей развитию проекта в нужном направлении. Важно попасть в плодотворное поле, для этого нужна тема,
дающая возможность максимальной эффективности

 

Обязательно умение замечать сегодняшнее и синтезировать события, материалы, технологии в качество. Важно не идти по проторенному пути. Но главнейшее самодисциплина. У архитектора она определяет целенаправленность проекта. Чтобы быть услышанным, надо кричать. Это не значит делать все, что приходит в голову. Это значит целенаправленно бить в одну точку, найти оптимальные и самые сильные меры, чтобы выразить одну-две идеи. Но чтобы сконцентрироваться в одном направлении, надо четко понять, что именно ты хочешь сказать. Так вот, самодисциплина проявляется прежде всего в четкости и ясности мышления, она способ четко думать..

 

И Ле Корбюзье сегодня был бы выше звезд, я уверен... А качества? Как и прежде, это широкий круг знаний и понимание западной культуры. Чтобы быть успешным архитектором, надо понимать и анализировать историю. Все, что есть сегодня, началось лет 200 назад. Архитектура дерево, корни которого берут питательные соки из почвы, а ветви разрастаются все выше и обретают новые формы. Но новых базовых принципов мы не придумываем, мы изобретаем новые их интерпретации

 

s Существуют ли, по-вашему, эталоны в архитектуре?
Р. Ш. Конечно. Три года назад я был
в Роншане, а потом в Ла-Туретте. Уверен, Ле Корбюзье самый значительный архитектор, неисчерпаемый источник идей и творческой энергии. Оба эти проекта безусловно, эталоны. Роншан очень красивый, признанный красавец. Но Ла-Туретт для меня выше. Уровень духовности этого брутального проекта, не стремящегося быть красивым, запредельно высок. Там присутствует все, что должно быть в гениальной архитектуре. Сильнейший проект, который повлиял на меня, проект Джинджер и Фред Фрэнка Гери в Праге. На
городской набережной вплотную стоят невероятно фактурные постройки
ХIХ века и среди них очень современное здание. Оно настолько хорошо вписано в эту структуру, что составляет единую урбанистическую, дополняющуюся среду. С точки зрения урбанистики это шедевр. Не видел вживую Либескинда, его музей в Берлине, но по фотографиям предельно здорово

 

s А как же перфекционизм в деталях? Это ли не важнейший элемент самодисциплины?
Р. Ш. Это даже не вторично! Перфекционизм в деталях в сумме не создает perfect architectures. Объект может быть четким, сделанным , но если за ним нет интеллектуального процесса, это только техника. Ценность архитектуры прежде всего смысл. Возьмите виллу Савой Ле Корбюзье. Она разваливается каждые 15 лет. Архитектор экспериментировал там с материалами, ему жестоко урезали бюджеты. Однако вилла символ архитектуры ХХ века

 

s Могли бы Вы назвать имена российских архитекторов, работающих на мировом уровне?
Р. Ш. Ваш Сергей Скуратов супер! Он прекрасный урбанист и очень сильный архитектор. Музей Вооруженных Сил проект архитекторов Гайчарова и Бахтина. Потом здание бывшей Академии Ворошилова! Это не моя школа, но дело не в этом. Этот талант создал здание, эстетика которого питалась не неоклассицизмом, например, а собственными новыми, оригинальными идеями. Когда я увидел это здание, то просто обомлел. Очень сильно! По силе воздействия это можно сравнить с проектом двух гостиниц Лебедь и Дорфин Майкла Грейса
в Орландо

 

s Есть ли архитекторы, которые совершили прорыв в современной архитектуре, такого уровня, как Мис ван дер Роэ или Ле Корбюзье?
Р. Ш. В данный момент таких нет. Они рождаются не так часто. Сегодня характер архитектуры другой. Он основан на технологии. Передовые архитекторы умело пользуются современными технологиями и собирают здания, как Lego

 

Поверхностный подход к понятию функционирования здания приводит
к кошмарному итогу. Архитектор, проектирующий квартиру в, казалось бы, современном доме, понимает, что невозможно сделать адекватную квартиру, не потеряв 30 процентов площади. По-другому в Москве не строят. Здесь изначально создают форму, фасад

 

s Как Вы относитесь к российской традиции отдавать архитектуру
в одни, а интерьеры в другие руки?
Р. Ш. Все зависит от программы. Проектов, которые изначально должны быть целостными, все меньше и меньше. И если один архитектор создает оболочку, а второй ее заполняет это нормально. Проблема в том, что, создавая оболочку, необходимо стремиться
к максимальной гибкости и помнить, что в течение жизни здание может наполняться совершенно разными и заранее не предвиденными функциями. Роджерс построил агентство Ллойд
в Лондоне здание, покрытое нержавейкой. Так как современное офисное здание нуждается в постоянной трансформации конфигурация и технологические потребности офисов все время меняются! он вынес все коммуникации: кондиционирование, систему вентиляции, водопровод и канализацию вне оболочки здания. Он оставил пространство максимально чистым. Потому что не только мучительно, но и неэффективно обходить все коммуникации и шахты

 

Материал подготовила
Алина Абдулина

 

Делают красивое представление для клиента: Посмотрите, как это будет впечатляюще! Как легко эту красоту можно будет продать! и утверждают проект. Что обязывает архитектора придерживаться этой формы. Он еще ничего не сделал, только вылепил эту массу объема из пластилина. Но всем она понравилась. А как это работает понять невозможно. Проектируется
не гибкая система, а форма. Но здание не форма, а живущий организм. Никого, впрочем, это не интересует. А затем
в рамках, которые созданы этими формами глупыми полукругами, выступами, колоннами и канделябрами, начинают пробиваться конструктивные
колонны, шахты. Между ними, как
в лабиринте, с дикими потерями архитектор должен продираться к удобству жилья. Никто не работает на оптимизацию потенциала площади. А ведь начало рационализма было положено именно в России, в 60-х, 70-х годах прошлого века. Теперь так работает весь мир. Это очень эффективно. Функция диктует форму слоган ваших конструктивистов подхватила мировая архитектура. А в России, кажется, его забыли...

 


 

хит-парад Фитнесс-клубы.
Красота - везде желанный гость.
Русское шале.
Мягкие формы.
Сложные материи.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика