На главную -  Интерьер 

 

Сны наяву


Десятки тысяч мастеров из покоренных стран возвели дворцы из сверкающих камней, золота и серебра. Окружили их садами с драгоценными деревьями. Золотые птицы на ветвях издавали чарующие звуки при малейшем дуновении ветра. Все благоухало мускусом, шафраном, гвоздикой. Вот она, роскошь! Но как только собрался царь вступить в новый град, раздался глас ангела, призвавший уверовать в единого Бога. Нет бы согласиться и зажить спокойно в роскоши. Уперся строптивый Шаддад. Тогда ангел возопил так, что буря поднялась и все мгновенно засыпала песком. Очень характерный для мусульман подход: богатство не зазорно, но не следует забывать и о Боге

 

 

Роскошь в античном стиле
Первый шаг к пониманию жизни как череды удовольствий сделали древние греки. В нашем сознании философия гедонизма связывается с Эпикуром. Но, оказывается, это не совсем так. Он призывал к чистому наслаждению, безмятежности духа. Потворствовать своим желаниям - значит неизбежно обрекать себя на страдания. Это Аристипп провозгласил телесные наслаждения целью жизни. Гуманизм греков и римлян распространялся не на всех. В Древнем Риме роскошь ожидала лишь благородных граждан, которые имели право передвигаться на четырехколесной повозке по знаменитым дорогам империи, называвшимся carraria (отсюда происходит слово карьера )

 

Роскошь подавляющая
По тому, как понимали роскошь, можно судить о духе эпохи. Древние культуры оставили примеры чудовищно изощренной роскоши, насквозь пронизанной магическими знаками. Титанические усилия тратились на поддержание культа верховного правителя. Несметные сокровища - золото, драгоценные камни, от которых можно сойти с ума, отправлялись в загробный мир вслед за умершим правителем. Сам по себе человек не представлял ценности - тлен, песчинка мироздания, строительный материал

 

Реальные следы жизни римской знати были обнаружены лишь в XVIII веке благодаря раскопкам Помпей и Геркуланума. Может быть, здесь и не было такой роскоши, как у Нерона. Однако даже над руинами веяло духом прежней жизни. Кто отказался бы пожить в одной из таких вилл? Бог с ним, с современным комфортом, когда представишь, как чудесно здесь жилось среди пышной природы. Не нужно было иметь много вещей, громоздкой мебели. Прохладный камень покрывал стены, пол и колонны, окружавшие уютный внутренний зал-атриум с небольшим бассейном посередине, куда через отверстие в крыше стекала вода. Тут хочется остаться навсегда. Раствориться в южной неге, созерцать фрески, проступающие на стенах. Разглядывать мозаику под ногами. Еще древние греки придумали выкладывать полы мелкими кусочками цветного камня, превращая в роскошь самые неожиданные вещи... Мастер Сосос украсил пол в Пергаме мозаикой, изображавшей разбросанные объедки. В Помпеях сохранилась мозаика, имитирующая море. Представляете: в своем доме вы босиком прохаживаетесь по морской пучине, наступая на подводных тварей, выглядывающих из воды. Такого, кажется, не было даже у Шаддада, в его земном рае . А ведь Помпеи - всего лишь случайный осколок былой римской роскоши. Словно в назидание потомкам - напоминание о роскоши и возмездии

 

Когда много веков спустя в поисках идеала красоты деятели Возрождения обратили свои взоры к культуре греков и римлян, они мало что доподлинно знали о тех временах. Все сведения черпались у древних авторов. Описания не сохранившихся императорских дворцов превосходят все скудные возможности нашего воображения. Апофеозом роскоши был Золотой дом Нерона, построив который, печально известный император изрек: Наконец-то я могу начать жить по-человечески! Здание колоссальных размеров было выполнено не из золота или дорогого камня, как можно было бы ожидать, а из бетона. Хотя античный бетон несколько отличался от современного, но именно он позволил придать помещениям причудливые формы, выполнить сложную скульптурную отделку. А внешний вид материала не имел значения, потому что полностью скрывался мраморной облицовкой. Потрясающие зрелищные эффекты создавались с помощью механических ухищрений. В одном зале потолок из резной слоновой кости открывался, и сверху сыпались цветы. В другом потолке скрывались трубы, по которым распространялись благовония. В столовой панели на потолке менялись при смене блюд

 

Роскошь для рыцарей и прекрасных дам
Средневековье не обладало роскошью, соответствующей нашему пониманию подлинного шика, воспитанному на изнеженной красоте более поздних эпох. Опасность бытия, наполненного смутами, не располагала к обзаведению обширным скарбом. Средневековая вещь обладала особым очарованием, она была словно погружена в себя, сохраняя отстраненность, не сливалась с общей декорацей. Впечатление роскоши создавалось тканным убранством. Очень ценились персидские ковры, которые вешались на стены. Внушительным размером и настоящей роскошью выделялись камин и кровать. К концу эпохи роскошь из главного зала замка переселяется и в личные покои

 

Роскошь в византийском стиле
С распространением христианства фантазия художников не истощилась, хотя и утратила языческую чувственность. Возможно, византийская роскошь была еще ослепительнее. В Константинополе перед входом в императорский дворец стояли две бронзовые лошади. Думали, что они ограждали священную особу императора от суеты. Не меньше, чем в Риме, здесь любили чудеса, производившие впечатление на толпу. Император Феофил восседал в тронном зале в парадных одеяниях в окружении своих сокровищ. Не успели посетители выпрямиться после поклона, а трон уже приподнялся и парит над землей, и император в другом облачении. Механические львы по сторонам трона начинали рычать и бить хвостами. В центре зала стояло золотое дерево с такими же птицами, которые хлопали крыльями и пели. В зале для трапез пол был выстлан коврами и усыпан лепестками роз. Когда подвозили еду в больших сосудах, их не могли поднять руками, так они были тяжелы. С потолка свисали цепи, и только с их помощью сосуды с тележек переносили на столы. Дворцовые покои украшались мозаиками, цветным мрамором, полудрагоценными камнями, стеклом, изумительными тканями. Богатство убранства дополнялось искусно выполненными вещами. Наследники императоров рождались в Порфирном зале, обитом шелком цвета пурпура, особо почитавшегося византийцами. Расточительная роскошь, унаследованная от римлян, соединилась в Византии с восточной пышностью. Правда, от нее веяло церковным ладаном (весь уклад жизни был проникнут церемониальной торжественностью), но в красоте ей не откажешь

 

Но все это меркнет в сравнении с роскошью итальянской, где она получила небывалый размах благодаря покровительству пап и могущественных аристократических семей, возводивших дворцы и виллы в Риме, Флоренции, Венеции. В эпоху Возрождения были отброшены средневековая скованность и ханжество. Словно раскрылись небеса, и античные боги вернулись на землю, пролив океан красок и света, раздвинув стены и границы сознания, вдохнув в человека великую силу творчества. Вместо тканых драпировок главным украшением стен становится живопись, в которой смешались олимпийские боги и христианские сюжеты, а человек стал вровень с богами. Архитектор Леон Баттиста Альберти провозгласил заботу об убранстве дома, коллекционирование произведений искусства достойными занятиями человека. При этом он писал: Я, со своей стороны, ненавижу все, что носит привкус роскоши и расточительности

 

Роскошь ошеломляющая
В эпоху Ренессанса европейские замки окончательно избавились от признаков сурового быта, в них воцарилась атмосфера праздника. Французские короли прониклись духом Возрождения, доносившимся из Италии. Отныне могущество государства утверждается не только оружием, но и роскошью придворной жизни. В сердце Франции - долине Луары вырастают замки, похожие на сказочные грезы. Задержимся в одном из них, чтобы лучше представить себе, что значит жить по-королевски. Замок Шамбор, который Шатобриан сравнивал с волшебной арабеской, был построен Франциском I. Во время военных действий в Северной Италии король был заворожен красотой ее архитектуры и пригласил к себе Леонардо да Винчи. В 1517 году великий Леонардо работал над проектом нового замка для юного короля Франции. Хотя после его смерти проект не был осуществлен, в архитектуре построенного позднее здания, в скульптурном оформлении интерьеров, винтовой лестнице ощущалось влияние итальянского Возрождения. Кессонированный потолок кабинета украшали рельефы в виде саламандр и эмблема короля. Король бывал в Шамборе наездами, устраивая здесь торжества или во время охотничьего сезона. С особой пышностью в Шамборе встречали Карла V, посетившего замок в 1539 году. Юные девушки шли впереди свиты и разбрасывали лепестки цветов. Франциск I боготворил женскую красоту и отбирал для придворной службы самых красивых девушек из благородных семейств. Двор без женщин, - говорил он, - как год без весны, а весна без роз . Так жили французские короли

 

Рококо, сменившее барокко в начале XVIII века, привнесло в роскошь оттенок интимности. Мода на новый стиль на сей раз исходила не из Версаля, а от аристократии и нуворишей. Девизом времени стали слова, произнесенные в 1740 году мадам дю Шатле: В этом мире мы лишь затем, чтобы доставлять приятные удовольствия самим себе . В интерьерах появляется ощущение утонченного изящества, которое создается рокайльным декором, напоминавшим растительные арабески. Популярность приобретают криволинейные формы, мотивы развлечений: охота, амурные сцены, музыка

 

Роскошь королей
Барокко - эпоха королей, дворцов, великолепных праздников, галантных придворных и королевских мушкетеров. Итальянцы разъезжаются по всей Европе учить искусству утонченной роскоши. Однако все взоры прикованы к французскому двору. Отсюда распространяется общий язык роскоши, понятный и в Риме, и в Париже, и в Петербурге. Зарождается концепция внутренней отделки жилого пространства. Возникает понятие ансамбля: и зеркала, и рамы, и росписи, и канделябры оформляются в едином стиле с королевской роскошью, которой изо всех сил подражает знать. Роскошь требует жертв. Министр финансов Людовика XIV Никола Фуке нанимает архитектора Луи Лево, чтобы обустроить свой замок. 7 августа 1661 года проходит знаменитый праздник с грандиозным фейерверком в присутствии короля. А вскоре хозяина бросают в тюрьму за хищение государственных средств. Зато команду художников во главе с Луи Лево приглашают поработать над благоустройством Версаля. Надо полагать, интерьеры Версаля являли феерическое зрелище, достойное короля-солнца, уподоблявшего себя античному солнечному богу Аполлону. Гости Версаля как на Олимп восходили к королю по великолепной лестнице, на первой площадке которой бил фонтан, а с полотен на стенах взирали боги и герои. Залы сияли золотом и серебром, переливались бархатом и мрамором. Все сокровища земли вряд ли смогли бы соперничать с богатством и красотой редкостных вещиц этих комнат , - сказал кто-то из пораженных современников. Может быть, сегодня интерьеры барокко покажутся излишне театральными. Но вообразите их при горящих свечах, представьте людей в придворных костюмах, скользящих в танце..

 

В XIX веке роскошь делает первую попытку сбросить оковы, обязывающие придерживаться только одного художественного направления. Каждый отныне вправе выбирать свой стиль. Одинаково модны и классика, и готика, и Восток, и Возрождение, и рококо

 

Роскошь в классическом стиле
К концу века рококо еще не успевает сойти со сцены, а им начинают пресыщаться. Оно кажется слишком перегруженным, измельченным, наконец, просто безвкусным - путаница из раковин, драконов, тростей, пальм, растений . По словам Вольтера, все это может вызывать восхищение одних зевак. На смену спешит элегантная роскошь классицизма в греческом вкусе . Теперь все делают на греческий манер, - восклицает Дидро. - Среди щеголей считается позором появиться в обществе с табакеркой не в греческом стиле . Но вкусы общества становятся все более непостоянными, требуя новых эффектных способов для проявления роскоши

 

Большая часть сохранившихся поместий относится к классицизму или ампиру. Иногда русский характер, склонный к чудачествам, выражался в создании причудливых сказочных форм, и тогда возникали рыцарские замки. Много строили иностранцы: Ринальди, Деламот, Кваренги, Растрелли. Бывало, помещики сами распоряжались как строить без помощи ученых архитекторов. Как в анекдоте: Позвольте вас спросить, - говорит зодчий, - какого чина или ордера угодно вам строение? Разумеется, братец, - ответствует помещик, - что моего чина, штабского, а об ордене мы еще подождем, я его не имею . Помещики любили все свое - заводили мастерские, театры, заводики, имели собственных живописцев. В подмосковном имении известного мецената графа Юсупова было налажено производство шалей, шелковых тканей, роспись фарфора. Его дворцы украшала великолепная коллекция произведений искусства. Деревенская жизнь мало отличалась от городской. Часто в одном стиле оформлялись и особняк в Москве или Петербурге, и загородная усадьба, чтобы при переезде в деревню не слишком ощущать перемены. Под Москвой в XIX веке процветала усадебная жизнь: Архангельское, Кусково, Останкино, Кузьминки, Люблино, Марфино, Вяземы. Сегодня дух роскоши покинул бывшие усадьбы, даже если им повезло, и они превращены в музеи. Ведь роскошь присуща не вещам, а жизни

 

Роскошь по-русски
Как обстояло дело с роскошью в России? Русские люди всегда были самодурами, а в искусстве самодурство не раз им помогало, - писал барон Н.Н. Врангель. - Но, по странной насмешке судьбы, созданное столь быстро распадалось еще быстрее . Роскошь по-русски отличалась безудержностью, иногда нелепостью или трогательной азиатской наивностью, а порой европейской утонченностью. Настоящая роскошь была уделом сильных людей, прорвавшихся на самый верх счастливцев. Не всегда главным условием успеха являлось аристократическое происхождение. Российская история знала немало невероятных восхождений. Однако в основном помещики средней руки жили неприхотливо

 

В первой половине XX века коренным образом меняется принцип организации интерьера. Умение обставить свой дом отныне заключается не в создании с помощью вещей театральной мизансцены или особой атмосферы, а в мобилизации пространства - пишет Жан Бодрийяр. В домах, все больше напоминающих безликие коробки, кажется, нет места роскоши. И если она не вымирает совсем, то только потому, что продолжает существовать где-то на задворках, в квартирах консерваторов, безнадежно отставших от жизни, или безразличных к моде коллекционеров антиквариата

 

Новая роскошь
Последняя вспышка роскоши приходится на период с 1890-х годов до Первой мировой войны. Европу покоряет новый художественный стиль ар нуво, в России известный как модерн. Убранство интерьеров приобрело невиданную раскованность. Роскошь материалов - дорогие породы дерева, керамика, стекло, металл - соединилась с роскошью природных форм, обогащенных фантазией художника. Драматизм момента заключался в том, что пока роскошь праздновала свой триумф, набирало силу совершенно иное, рациональное восприятие жизни. Прощальный бал прошел с размахом, оставив на память роскошные здания, изысканную мебель и восхитительное прикладное искусство. Но дорогу пришлось уступить функционализму, сметавшему на своем пути все излишества , без которых роскошь умирает

 

Раз уж мы в этом номере заговорили о психологическом типе Моцарта, им и закончим. Не является ли предназначением людей этого типа оставаться хранителями истинной роскоши?

 

Роскошь сегодня
Люди, приустав от ограничений минимализма, опять потянулись к роскоши. Многие вспомнили девиз Хлестакова: Для того и живем, чтобы срывать цветы удовольствия . Философы тут же забили тревогу: подобный образ жизни до добра не доведет: если не ограничить свои потребности, иссякнут ресурсы, исчезнут пушные звери и т. п. Духовна или бездуховна современная роскошь? А может быть, в ней спасение - в том, чтобы вернуть вещам душу? Сегодня многие работают над возрождением роскоши. По словам одного из создателей современной роскошной мебели, она обладает внутренней чувственной роскошью, выражающейся в рукотворном качестве, любви к материалу. Она говорит на интернациональном языке через тактильные ощущения. Формы мебели обращены к человеку, они притягивают, с ними хочется общаться. Этот стиль не для всех. Он рассчитан на эстетов

 


 

Архитектура власти.
Финал сражения за свет.
Уют по-мужски.
Карло Коломбо Дизайнер – это национальность.
Кладовые солнца.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика