На главную -  Интерьер 

 

Кто сказал "модно"?


В детстве мы наряжаем кукол, чтобы они стали похожими на принцесс из мультфильмов; повзрослев, листаем каталоги и исследуем магазины, надеясь превратиться в нечто обворожительно-топмодельное; затем, потеряв иллюзии и набрав килограммы, беремся за интерьеры своих домов и квартир, которые должны наконец доказать всему миру, какие мы модные и стильные персоны. Но прежде чем бросаться в модные салоны за новыми фантастическими диванами и шкафами, неплохо было бы повнимательнее изучить, что и почему становится популярным, кто придумывает тенденции и в какую сторону свернет завтра изменчивая мебельная мода. На эти и близкие темы мы попросили поразмышлять людей, чей авторитет в мебельном бизнесе неоспорим

 

 

Сюзанна Фавахири, заместитель генерального директора компании Мебель-Эксклюзив : То, что мода имеет непосредственное отношение к мебельной индустрии, это однозначно. Так, цветовая гамма мягкой мебели всегда созвучна тому, что модно в одежде или обуви. И даже какие-то нюансы, например блестки в предметах одежды, обязательно проявляются и в отделке мебели. Модные на данный момент ткани, фактуры, мех обязательно отражаются на мебели. Однако еще большее значение для мебельной моды имеют современные архитектурные тенденции. Употребление таких материалов, как, например, стекло, которое сейчас, я думаю, является лидером в строительной индустрии, становится очень частым и в дизайне мебели. Современные архитектурные приемы - использование алюминия, металлических конструкций, прозрачных материалов - находят отражение и в мебели. Если архитектура XIX века характеризовалась деталями, XX - линией, то XXI - светом. Пространство моделируется с помощью света, искусственного или естественного. Отсюда в мебели особые цветовые решения или эксперименты с материалами. (В последних коллекциях Аlessi, например, есть предметы, в структуру которых введены мельчайшие блестки, и их поверхность начинает играть, когда на нее падает свет.)

 

Евгений Бакаев, совладелец компании Станция дизайн : На мой взгляд, не может быть понятия мебели без понятия моды. Как и в моде, в мебельной индустрии существуют фабрики, которые производят продукцию хай-класса, занимаются высоким дизайном. Каждый год их новые коллекции определяют дальнейшее развитие модных мебельных тенденций

 

Евгений Бакаев, Станция дизайн : Во многом моду определяют архитекторы. Те, которые в состоянии проследить за модными тенденциями, уловить их либо, ничего не улавливая, самостоятельно выдать модные тенденции. Создать собственную моду. Сейчас в Москве идет очень сильное движение в сторону хенд-мейд - вещей, которые делаются по эскизам архитекторов. То есть архитектор считает, что его работы ничем не хуже работ тех дизайнеров, которые сотрудничают с мебельными компаниями. Таких как Филипп Старк, Жан Нувель, Заха Хадид и др. Есть некое пространство, которое он проектирует, и он считает, что кровать, сделанная по его эскизу, вписывается в это пространство идеально. Подбирать из готового то, что подходит этому интерьеру, он либо не может, либо не хочет. Может быть, здесь сказывается фактор самолюбия, тщеславия, амбиций. И мы вынуждены потакать в этом архитекторам, поскольку, если интерьер с такой мебелью сделан на должном уровне, это хорошо клиенту и выгодно для нас с точки зрения имиджа

 

Похоже, факт существования моды в области интерьерного и мебельного дизайна ни у кого не вызывает сомнений. Но кто же формирует эту моду и кто решает, какие кресла и кровати мы будем носить в следующем сезоне, - дизайнеры, производители или, может быть, продавцы?

 

Превознося заслуги профессиональных архитекторов и декораторов, не стоит, однако, забывать, кто заказывает музыку и кто прав во всех ситуациях.

 

Елена Кранчева, коммерческий директор холдинга Мёбель и Шкафчик & Диванчик : Вкус и моду формируют не магазины. Архитекторы сейчас работают одновременно с дизайнерами, делая объект, что называется, под ключ , и именно они определяют стиль и спрос. А на крупные магазины приходится лишь небольшая доля заказов. И если в них не появятся известные дизайнеры, дорогие магазины погибнут. Потому что дорогую мебель могут себе позволить только богатые заказчики. А богатые люди хотят дизайнера с именем, и в реальности именно эти дизайнеры выбирают то, что будет в моде

 

Ленка Панова, PR-директор мебельного салона Флэт : Мода и популярность не всегда связаны напрямую. Например, многим нравится экстремальный, космический дизайн, однако покупают такие вещи крайне редко, предпочитая что-то более привычное. Взгляды и у дизайнеров, и у клиентов очень разные. Одни говорят, что сейчас идет возвращение к классике, а другие по-прежнему творят хай-тек. Одни говорят, что минимализм отжил свое, а другие с успехом его используют. Все очень индивидуально

 

Елена Пшеничная, коммерческий директор компании Витали : Моду диктуют все понемножку. Сейчас многие клиенты стараются разобраться во всем, и часто они знают о том, что выбрали, больше, чем продавцы. С другой стороны, нередко я вижу дизайнеров, которые любят одно, но для заказчиков выбирают другое, потому что те не дают им развернуться

 

Евгений Бакаев, Станция дизайн : Очень сложно скоррелировать тенденции мировой мебельной моды на российский рынок. На мой взгляд, модного мебельного мира в Москве не существует в принципе. Есть отдельные компании, которые стараются быть в струе . Но магазины - это коммерческие объекты, и на их работе сказывается то, что у нас нет модных традиций в дизайне домашних интерьеров. В Москве не очень много салонов, которые диктуют моду и не боятся некоммерческих вещей. Представляют предметы, которые, может быть, не продадутся никогда. Но мы готовы в убыток себе показывать новые вещи, новые коллекции. Пусть что-то не купят, но это будет понято дизайнерами, журналистами, это станет реальной новинкой здесь, в Москве. Если мы будем продавать только то, что продается, мы не будем модными. И, главное, нам будет неинтересно работать

 

Констатируя такое непостоянство и прихоти клиентов, некоторые рыцари Высокой мебельной моды все-таки готовы отстаивать свои принципы, несмотря ни на какие препятствия.

 

Загадочный русский клиент на эту тему, проработав в мебельном бизнесе лет 6-7, может написать роман или даже эпопею.

 

Сюзанна Фавахири, Мебель-Эксклюзив : Мы, разумеется, покупаем самые последние коллекции, даже если не уверены, что эти вещи примут у нас. Я считаю, чтобы продвигать заказчиков, нужно показывать им новые вещи, а не только то, что им нравится. Формирование вкуса - это длительный процесс, мы сами меняем свои вкусовые предпочтения. В европейских странах этот вкус сложился исторически. А у нас не только модных, но даже размерных принципов до сих пор нет. Вот в Германии, например, предпочитают кровати 160 на 200 сантиметров, в Италии - 170 на 20 А в России покупают то, что есть. Мы сейчас как сито: трясем и смотрим, что остается не поверхности. Впрочем, что касается ультрамодной мебели, то и в Европе она пользуется популярностью в основном у людей, связанных с модой и искусством. Фактически их профессия обязывает придерживаться такого стиля в интерьере, и к тому же они могут себе позволить часто менять мебель. Но с возрастом любой человек хочет уюта и покоя в доме, и вызывающие формы и цвета начинают его раздражать

 

Олег Разумилов, руководитель технического отдела компании Стелс : По реагированию на новинки мы отстаем года на два. Если цвет венге в Италии появился три года назад, то у нас действительно популярным он стал совсем недавно. Конечно, он был и раньше, но основной массе покупателей понадобилось два года, чтобы его понять . Вообще у нашего покупателя наиболее устойчивые взгляды на классическую мебель, в выборе современной мы больше полагаемся на вкусы итальянцев. (В классике итальянцы сейчас любят французский стиль, очень простой. Нетемное дерево, прямые линии, никакой резьбы и излишеств - это малопонятно русскому человеку, который предпочитает, чтобы деньги было видно.)

 

Евгений Бакаев, Станция дизайн : Наши покупатели - в основном люди с очень высоким достатком. Но чтобы стать модным, только денег недостаточно, нужно быть человеком продвинутым, следящим за тем, что происходит в дизайнерском мире. И все равно есть какие-то вещи, которые никогда не станут популярными. Например, я считаю, пластик в России всегда будет оставаться материалом для избранных. Только смелые люди рискнут использовать его в интерьере, поскольку психологически наш покупатель всегда склоняется в сторону дерева, массива и т.д. До сих пор для российского человека массив - синоним качества, хотя это величайшее заблуждение. Наши люди не настолько современны. И в них очень сильно чувство практичности. Как же: кухня с открытыми полками, куда же кастрюли ставить?

 

Елена Пшеничная, Витали : Люди устали от людовиков и барокко . Они предпочитают то, что называется русским модерном, классическим модерном (у итальянцев этот стиль называется либерти). Он очень многоликий, разнообразный, он слишком мало просуществовал и не успел обрасти жесткими нормами. Поэтому многие под этим стилем понимают совсем разные вещи, видя в нем те черты, которые близки именно им

 

Итак, неизменный золотой ключик к душе российского человека - старая добрая классика, которая не собирается сдавать позиции никаким супермодным нововведениям.

 

Конечно, классика великолепна и достойна всяческого уважения, однако выглядеть модно в турнюрах и кринолинах довольно сложно, так что сегодня выбор людей - современные интерьеры, и скептики, которые говорят, что мода слишком изменчива и мимолетна, не всегда правы.

 

Елена Кранчева, Мёбель и Шкафчик & Диванчик : Люди сегодня гонятся уже не за помпезностью, а за качеством, сейчас много домов, оформленных в хорошем, добротном классическом стиле. И если 3-4 года назад ультрасовременные вещи покупали с большой охотой, то сейчас последние разработки дизайнеров вызывают меньше интереса. Людям нужна если не классика, то, по крайней мере, нечто среднее, спокойное. Интерьер, в котором можно соединить некоторые элементы классического Colombostile с абсолютно современным Reflex. Модерн как минимализм уже очень мало представлен. Идет движение к классике, в которой уютно жить. И именно из-за таких тенденций на рынке на первый план выходят совершенно другие фабрики. Что же касается современной мебели, то ее предпочитают покупать не за сумасшедшие деньги, поскольку считают, что она может быстро надоесть даже тому, кому очень нравится такой стиль

 

Сюзанна Фавахири, Мебель-Эксклюзив : Постоянно создавать интерьеры прошлого времени неинтересно и даже непрофессионально, если говорить об архитекторах. Мы живем сегодняшним днем и должны делать новое, а не повторять до бесконечности старое. Посмотрите, какие люди вошли в историю: Леонардо да Винчи, который был новатором в свое время и творил такое, что никто больше не делал, или Малевич, который нарисовал свой черный квадрат тогда, когда никто о таком даже подумать не мог. Если все время смотреть назад, никакого прогресса не будет. Наверное, именно к такой категории людей принадлежит владелец компании В&В Бузнелли. Он не дизайнер, но новатор по сути. Говорят, однажды в аэропорту он увидел куклу, которая была сделана новым способом - из пенополиуретана. И он подумал: почему бы не делать мебель таким же образом, зачем нам все эти деревянные каркасы, пружинки и подушки. И он совершил революцию - выпустил мебель на металлическом каркасе, полностью окруженном этим новым материалом, который фактически способен принимать любую форму. После этого почти все фабрики поменяли технологии. Почему, собственно, его кресло сейчас и выставлено в Музее современного искусства в Нью-Йорке. То же самое можно сегодня сказать об Alessi - они ввели в моду пластик как материал для дорогой кухонной мебели, сменяющей сегодня металлическую мебель, долгое время бывшую вне конкуренции. Еще одна революция, которую В&В сделала 3 года назад, - принципиально новый гардероб с алюминиевыми конструкциями. Сегодня уже привычно, что вы открываете гардероб, и там нет внутренних перегородок, все открыто. Сейчас так делают все, а тогда они были единственные. Вот такие моменты и есть революция

 

Евгений Бакаев, Станция дизайн : Если вы хотите, чтобы ваш интерьер не устарел, вы покупаете вещь эпохи, классическую вещь - Георга III , Наполеона III , и это никогда не устареет. А если вы хотите быть модным, вы выбираете направление, которое вам нравится, марку, которая вам нравится, дизайнера, который вам нравится, и делаете хороший дорогой интерьер. И, на мой взгляд, скорее устареет вещь простенькая, но со вкусом , которая завтра-послезавтра появится в каждом доме, чем вещь от Филиппа Старка, которая всегда останется вещью от Старка. По этому поводу я вспоминаю такую историю. Однажды на фабрике Giorgetti я увидел кресло с полированными ручками, хотя такой модели - именно с полированными ручками - я раньше не видел. И я говорю: Оказывается, у него могут быть и полированные ручки тоже? А мне отвечают: Да нет, просто этому креслу 15 лет, и владелец-немец привез его, чтобы перетянуть кожу . Вот это показатель: ты думаешь, что вещь новая, а она была выпущена 15 лет назад. И если ее сделал, скажем, Леон Криер, то она навсегда останется произведением мебельного искусства

 

Елена Пшеничная, Витали : Настоящие перевороты случаются не так уж часто. Последний переворот в мебели - это появление стенок , или, как их называют в Европе, систем хранения . Они появились в 1960-х годах, и это действительно был переворот: от буфетов, комодов, разрозненных предметов перешли к совершенно новой форме. С тех пор ничего кардинального не произошло

 

Вне всякого сомнения, прогресс и новаторские идеи - это замечательно, однако так ли уж часто производители мебели радуют мир сногсшибательными новинками?

 

Сюзанна Фавахири, Мебель-Эксклюзив : Моду диктуют итальянцы. И не только в мебели. Наверное, есть какие-то природные причины в той тонкости, ощущении света, гармонии пространства. Хотя, например, американцы в последнее время оказывают определенное влияние на Европу. Калифорнийский стиль, ориентальная мебель с их подачи стали модными и в Европе. Кроме того, именно американцы дали толчок к изменению цветовой палитры в мебели. Долгое время все делалось такое серо-бело-черное, а сейчас цвету придается очень большое значение. Разрабатываются очень сложные оттенки, и есть специалисты, профессора архитектуры, которые изучают как сочетания этих оттенков, так и их влияние на человека

 

Наша страна по праву считается самой революционной в политическом отношении. А вот в области дизайна мы, как, впрочем, и весь остальной мир, значительно уступаем маленькой стране по имени Италия...

 

Кое-кто, тем не менее, видит в функциональных, прагматичных и аскетичных немцах достойных конкурентов для изощренных в дизайне итальянских производителей.

 

Ленка Панова, Флэт : Итальянцы - как магнитная стрелка. Куда они, туда и весь мир. В Италии мебельных фабрик, наверное, больше, чем в любой другой стране. Больших и маленьких, дорогих и не очень. Итальянцы великолепные формоделы. Они работают с формой настолько легко, что даже если они возьмутся за ложку, ее необыкновенными очертаниями будет восторгаться весь мир. Немцы же сделают такую ложку, которой очень удобно кушать и которая будет вечной. Немцы функциональны, прагматичны и даже аскетичны

 

Елена Кранчева, Мёбель и Шкафчик & Диванчик : Немецкая мода не очень приживается в России, поскольку она слишком сдержанна. Тратя большие деньги, мы хотим получить что-то более эффектное, а просто за качество мы платить пока не готовы. И неизвестно, будем ли когда-нибудь готовы

 

Елена Пшеничная, Витали : Многие немцы (Руфпеттер, Албрехт, Сюкла, Оор) демонстрируют в последнее время очень интересные идеи. Есть, например, Тим Бай Веллис и Ром Бай Веллис, которые делают совершенно сумасшедшие вещи. На последней выставке в Кельне они показали целиком прозрачный шкаф, у которого дверь не открывается, а разъезжается целыми сегментами. Вообще в том, что касается технологии, технологичного дизайна, они не только догнали итальянцев, но в чем-то даже перегнали

 

Чтобы стать мировым лидером в мебельном мире, недостаточно природной склонности итальянцев к дизайну, ведь гениально нарисованную модель нужно еще воплотить в реальность, а затем еще и продать...

 

Очень красива английская мебель, но она безумно дорогая. Если в Италии деревянная классическая мебель будет стоить 20-25 тысяч за комплект, то английская - 90-10 Хотя сейчас появляется тенденция к покупке английской мебели. Что касается испанцев, то здесь стоит согласиться с итальянцами, которые говорят, что испанская мебель - это подделка Италии. Она появляется позже, чем итальянская, из-за этого немного дешевле, но уж точно не качественнее

 

Евгений Бакаев, Станция дизайн : Модно - это всегда дорого. И здесь тоже можно провести параллель с фешн-дизайном. По-настоящему модным не может быть то, что надевают каждый день тысячи ваших сограждан. Существует общая тенденция моды и существует мода для узкого круга избранных - это и есть реальная мода, на мой взгляд. Так же и в мебели. Если мы хотим следить за настоящими новинками, использовать в интерьере разработки известных дизайнеров, то это не может стоить дешево

 

Сюзанна Фавахири, Мебель-Эксклюзив : Мода в мебели - это не только цвета и формы, но и технология. Крупные компании разрабатывают новые технологии, находят какие-то новые оттенки, новые способы обработки древесины. Придумать можно все что угодно, и даже сделать можно все что угодно. Вопрос в том, сколько это займет времени, сколько будет стоить и станут ли это покупать. Сейчас безумно дорогие вещи не проходят на рынке. Люди, конечно, готовы платить за дизайн, за идеи, но не сумасшедшие деньги. С другой стороны, дизайнерские вещи не могут быть дешевыми, потому что за ними стоит долгий и сложный этап подготовки

 

Елена Пшеничная, Витали : Модные тенденции формируют именно громкие имена, остальные идут по их стопам. Хотя иногда известные дизайнеры делают что-то, абсолютно не вписывающееся в сложившиеся представления о модном. И есть много вещей, которые покупаются только за имя, и дизайнер определенного уровня уже может позволить себе все, что угодно, и это купят

 

Наверное, есть определенный смысл в том, чтобы платить за имя, но стоит ли платить только за имя, вот в чем вопрос!

 

Елена Кранчева Мёбель , Шкафчик & Диванчик : Конечно, популярность марки нередко зависит от имени. Например, мебель Fendi популярна, хотя ничего замечательного в ней нет. Fendi и Jaguar - классический случай искусственно созданного имиджа, когда заказчик платит не столько за мебель, сколько за имя. Год назад пошел слух, что мебель начали производить Armani. Еще неизвестно, хорошая она или плохая, но все о ней уже говорят, все хотят посмотреть, что же это такое. Но громкое имя не дает стопроцентной гарантии успеха. На Meritalia, скажем, работает Тобиас Скарпа, но мебель от этого лучше не продается. И Formitalia, которая делает мебель по дизайну Gucci, в отличие от Fendi, абсолютно неизвестна. Из этого можно сделать вывод, что без должной раскрутки никакая компания не может приобрести популярность. И наоборот, легко можно сделать популярной компанию, которую раньше вообще никто не знал. Например, когда 6 лет назад мы начали работать с Medea, это была малюсенькая фабрика, практически нигде не известная. У них был один ангар, все остальное производилось вне фабрики, ремесленниками. Теперь они намного увеличили объемы производства, и Россия много лет держит у них лидерство по заказам. Но в такой ситуации есть отрицательные стороны: фабрики способны выполнять ограниченное количество заказов, и увеличить его достаточно проблематично. Чем больше заказов приходит на фабрику (а отказываться она тоже не может, да и не хочет), тем хуже качество

 

Впрочем, как показывает практика, громкое имя - только половина успеха. Вторая половина - это хорошая рекламная компания.

 

Чтобы приготовиться к появлению на нашем рынке монстров итальянского дизайна и не ударить лицом в грязь, стоит обратить особое внимание на те тенденции, которые определят мебельную моду недалекого будущего.

 

Непрямая реклама плюс искусственно созданный ажиотаж сделали известным на российском рынке Colombostile. Кто-то сказал, что сейчас модна карельская береза. Этот слух прошел в модной тусовке, такую мебель стали спрашивать в салонах и дизайн-студиях. Те начали выяснять, кто производит такую мебель, вышли на Colmbostile. В результате из двух компаний, хорошо работающих с карельской березой, - Colombostile и Colombomobile - известна только первая. Вообще компании, которые прочно сидят на западном рынке и выдерживают конкуренцию у себя - в Италии, в Европе, раньше не проводили агрессивной политики на российском рынке и потому не были широко известны здесь. Тогда им это было не нужно. Сейчас, в связи со спадом в Италии, Франции и Германии, они будут вынуждены выйти сюда

 

Плюс тенденции умного дома , когда все напичкано электроникой. Есть уже кухни с компьютером, по которому можно через интернет заказать продукты, запрограммировать посудомоечную машину на 100 лет вперед. Многие фабрики делают стенки, где все на пульте, все имеет собственную подсветку, каждый ящичек имеет электронную начинку. Вообще модны все технологичные вещи. Все, что раньше скрывалось от глаз - провода, соединения, в современных моделях выставляется напоказ. Эстетика в целом поменялась

 

Елена Пшеничная, Витали : В моде по-прежнему торжествующий минимализм, об этом все много говорят, но ничего кардинально нового не появляется. Варьируются только материалы. По-прежнему очень чистые формы, по-прежнему все вытянутое в горизонталь, по-прежнему много металла. Очень популярен пластик, причем в сочетании с деревом и металлом, в коллекциях очень дорогих фабрик. Модный материал - метокарелат, прозрачный разноцветный пластик, из него делаются самые разные формы. Модны квадратно-прямоугольные и круглые формы. Мебель без ножек, т.е висящая на стене. Может быть, в дальнейшем мы придем к тому, что все будет встроено и максимально спрятано. Ведь модный интерьер сегодня - это в первую очередь свободное, незагруженное пространство. И не зря же фабрики, которые раньше выпускали исключительно гардеробные, начали делать мебель для гостиных, в которой все задвинуто, спрятано за гладкую стену. У фабрики Orma, кстати, есть подиум, в котором стулья спрятаны внутрь

 


 

Театр светел, свет театрален.
Дагуй, гуйчу и другие.
Паола Навоне Минимализм с этно. Смешать, но не взбалтывать.
Кофе-бум.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика