На главную -  Интерьер 

 

Царская жизнь Теремной дворец


Это позволит нам не только изучить их с точки зрения архитектурных конструкций и принципов декора. Как неотъемлемая часть всякого исторического периода, архитектура предлагает точные иллюстрации идеологий, приоритетов и судеб своих эпох. Построенные лучшими архитекторами, художниками и мастерами самых разных профессий, эти дворцы возводились и украшались как высшее выражение канонов моды каждой эпохи. Реконструируя, достраивая и создавая заново шедевры дворцовой архитектуры, венценосные заказчики руководствовались самыми разными мотивами: от демонстрации мощных, зримых символов власти и желания поразить роскошью и могуществом до амбициозных стремлений писать историю собственным почерком по своему вкусу. В немалой степени облик дворцовых ансамблей определило подражание европейским образцам. Однако дворцы любой эпохи - это наиболее яркие формы выражения прежде всего национальной культуры, мощный конгломерат форм и традиций, образующих богатую художественную систему

 

 

История первого в России каменного - Теремного дворца неотделима от истории самого Московского Кремля. Без малого девять веков назад он был основан русским князем Юрием Долгоруким. На крутом Боровицком холме, в те времена поросшем густым сосновым бором, построили небольшую деревянную крепость. По летописным источникам, длина ее из конца в конец составляла всего триста шагов..

 

А повелевшие создать и создавшие их оставили драгоценные свидетельства того, как понимали Красоту в минувших веках..

 

Первым по проекту Аристотеля1 Фьораванти из Болоньи возводится главный собор государства - Успенский. Отныне это место венчания русских монархов на царство. В 1487 - 1491 годах на карте Кремля появляются Грановитая палата - зал для официальных церемоний (архитекторы Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари), а в 1505 - 1508 годах - Архангельский собор (его создатель - венецианец Алевиз Новый), ставший усыпальницей русских царей. В архитектуре пятиглавого Архангельского собора, типично русского по плану и конструкциям, впервые на Руси был применен классический ордер

 

Тот Кремль, который мы знаем сегодня, в основном был возведен на рубеже XV - XVI веков. В его облике воплотилось желание великого князя Ивана III превратить Москву в наследницу Византии, а Кремль - в архитектурное чудо, достойное выдающегося правителя. Приглашенным для этого итальянским зодчим было поручено осуществить реконструкцию Кремля с использованием новейших технологий, но следуя традиционным прообразам и канонам древнерусской архитектуры

 

Заказчиком Теремного дворца - уникальной светской постройки, сохранившейся до наших дней, - становится основатель династии Романовых, царь Михаил Федорович. На двухъярусных белокаменных подклетах2 Мастерской палаты XVI века возводятся каменные государевы хоромы

 

Так в Кремле создается новый стиль зодчества, который постепенно станет общерусским

 

Пышность, разветвленность и новые представления о стройности , чине и мере дворцового церемониала потребовали соответствующего выражения в архитектуре

 

Величественный терем, построенный русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым в кратчайшие сроки (1635-1636 годы), стал, по сути, первым пятиэтажным строением в России!
В отличие от церковной, жилая архитектура Древней Руси была сугубо функциональной. Деревянные строения обслуживали житейские нужды и не имели прямого отношения к высокому зодчеству. Ситуация существенно меняется, когда возникает дворцовое строительство

 

1 Аристотель Фьораванти - итальянский архитектор, настоящее имя Ридольфо. Имя Аристотель получил в России за широкие знания во всех областях науки и строительства

 

В новом дворце им стали виртуозно воспроизведенные в камне традиционные палаты, или чертоги, отличавшиеся от обычных палат большими размерами и великолепием отделки

 

Над вытянутым с востока на запад двухъярусным основным объемом строится каменный чердак - Златоверхий теремок со смотрильной башенкой . На уровне третьего и пятого этажей дворец окружается террасами - гульбищами3, что придает ему легкий, ступенчатый силуэт. Впервые появившаяся здесь ступенчатость, постепенность подъема архитектурных масс, невыявленность толщины стен станут определяющими чертами архитектуры последней четверти столетия

 

2 Подклеты - в русской деревянной и каменной архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, обычно имевший служебно-хозяйственное назначение

 

В оформлении дворцовых фасадов сказалось влияние итальянской архитектуры, привнесшее в облик Терема строгость ордерных форм, членение плоскостей стен лопатками, использование фронтонов, устройство больших для того времени, декоративно оформленных окон. Еще одна особенность постройки - четкое размещение декора на плоскости стены. Резные белокаменные наличники равномерно чередуются с филенчатыми пилястрами, создавая представление об анфиладе комнат, идущей по фасаду. Быт русского двора того времени еще целиком оставался в освященных древностью рамках византийского церемониала. Именно поэтому зачатки анфилады, обозначенные в новом дворце, стали неожиданным и революционным новшеством для русской архитектуры

 

Увенчанный золоченой двускатной кровлей с металлическим гребнем и флюгерами нарядный пряничный дворец господствовал над другими, соединенными с ним строениями и составлял органичную часть кремлевского ансамбля

 

Пышные резные орнаменты Терема сочетались с многоцветной росписью. Во время реставрационных работ в 1960-х годах была восстановлена роспись, в которой киноварь стен оттеняет белизну каменного декора. Но в древности расписывалась и сама резьба. При исследовании порталов и наличников были обнаружены следы охры, киновари, светло-зеленой краски и позолоты. Таким образом, царский дворец ознаменовал собой новый этап в русской архитектуре, ставшей отныне многоцветной и изобилующей декоративными элементами

 

В убранстве зело чудных палат мастера используют все известные им материалы и формы декора. Сдвоенные окна верхних этажей с двухлопастными арками и популярными в XVII веке висячими гирьками венчают треугольные или разорванные фронтоны, опирающиеся на пилястры. Широкие плоскости заполнены орнаментом растительной плетенки, изображениями двуглавых орлов, животных и птиц. Типология подобного орнамента указывает на источник - западноевропейские орнаментальные гравюры позднего ренессанса, выпускавшиеся специально как пособие для декораторов. Впервые ориентация на европейские образцы выражена в русском зодчестве столь открыто и программно. В дальнейшем эта тенденция будет нарастать и в декоративно-прикладном искусстве, и в сфере архитектурного декора

 

3 Гульбище - в русской архитектуре XVI-XVII веков галерея, часто открытая, окружавшая церковь, трапезную или дворец на уровне подклета

 

Во внутренней планировке дворца новшества не столь очевидны. Два нижних этажа использовались как хозяйственные помещения. Назначение комнат третьего этажа неизвестно, возможно, они служили жильем для членов царской семьи или особ, приближенных к царю. На уровне этого этажа находились два верхних каменных двора . Восточный двор первоначально был открытым, его окружал парапет с так называемой Золотой решеткой. Сохранился лишь ее фрагмент в три пролета. Сложный узор решетки с тончайшими переплетениями спиралей, причудливыми чудовищами и позолотой вызывал восхищение и неоднократно служил образцом для подражания. (Перестройка дворца в XIX веке превратила каменный двор в закрытое помещение, и форма Золотого крыльца, ведущего в Парадные покои, исказилась.)
Сказочная красота каменной лестницы вызывает трепет. Она выдержана в традициях русских деревянных крылец и венчается сводами, вторящими лестничным пролетам. Нарядное крыльцо оформлено сдвоенной аркой с замковым камнем-гирькой в виде львиной головы - символом царской власти. Плоскости арок, многогранные пилоны, ширинки перил покрыты ковровой резьбой и росписью, резной декор украшает ступени лестницы. Вход во дворец охраняют фигуры двух поднявшихся на задние лапы львов (их создал два века спустя, в 1845 году, Сантино Кампиони)

 

Следующая комната - Думная, или Соборная. В ней царь с боярами решал государственные дела. За ней следуют Престольная, то есть Тронная, - своего рода рабочий кабинет и Опочивальня (комната, с XIX века оформленная как спальня). С северной стороны к Опочивальне примыкает небольшая комната, которую называют Молельней. Однако по расположению окон и дверей, обнаруженных за киотами с иконами, можно предположить, что в древние времена она была, вероятно, переходной и соединяла приемные покои царя с жилыми хоромами (в XVIII веке, при строительстве дворца императрицы Елизаветы Петровны, части деревянного дворца с северной стороны были разобраны)

 

Царские покои состоят всего из четырех следующих друг за другом помещений. Это непривычно маленькие (в сегодняшнем представлении) и невысокие комнаты. Первая из них - Передние сени - предназначалась для придворных, ожидавших приема монарха. Иногда для особо приближенных бояр здесь устраивались приватные обеды. Здесь же, в знак особой милости, царь принимал иностранных послов; такую честь государи оказывали лишь трижды: в 1662 году были приняты послы германского посольства, в 1664 году на прием попали члены посольства Англии, в 1667 году царь Алексей Михайлович встретился с польскими послами С. Беневским и К. Крестовским. Это еще одна свойственная русской планировочной традиции черта - незакрепленность статуса помещения. Трудно представить, как, по сути, прихожая могла превращаться в столовую или приемный зал

 

При строительстве Теремного дворца едва ли не впервые использовали цветное стекло. Окна жилых хором в Древней Руси раньше делали слюдяными. Бывшее в XVII веке большой редкостью разноцветное стекло доставили в Москву из Европы. По традиции в каждой дворцовой комнате - по три окна, выходящих на юг. Эта триада обычна и для русской избы, имевшей на фасаде три окна. В основе традиции - эпизод из почитаемого на Руси жития св. Варвары, когда святая велела в строящемся доме сделать три окна вместо двух - во имя Отца, и Сына, и Святого Духа

 

Первоначальное убранство дворца, пострадавшего от пожаров, не сохранилось. По описям дворцовых покоев, по отрывочным сведениям в мемуарах можно только предположить, как украшался царский Терем. В первую очередь расписывался потолок. Свод отождествлялся с небом и воспроизводил всю красоту поднебесную . Яркие росписи покрывали не только сводчатые потолки, но и стены. Обычно их расписывали травами , а иногда писали изображения святых или парсуны - портреты членов царской семьи. Росписью покрывались также ставни, откосы окон и двери

 

Существующую сегодня роспись сделал в 1836 - 1837 годах художник Тимофей Киселев по эскизам академика Федора Солнцева. Выполненные масляными красками, крупные и насыщенные по цвету орнаменты не вполне соответствуют древнему интерьеру. Печи, мебель и украшенные резьбой подоконники, изготовленные под руководством Федора Рихтера, близки образцам XVII века

 

Непременным элементом дворцового убранства являлись великолепные печи, украшенные яркими поливными изразцами. В боярских и царских палатах сами топки располагались в нижних этажах, в парадные помещения выводили лишь трубы-воздуховоды, которые, как и печи, обязательно покрывались изразцами. С конца XVI века их производят в Москве, в Гончарной слободе

 

Жилая палата по древней традиции воплощала образ мироздания. В предшествующих клетям-комнатам одностолпных палатах центр был отмечен столбом, несущим своды. Столб занимал место, которое в мироздании отводилось Богу - центру и опоре всего сущего. Для человека в таком интерьере оставались лишь периферийные участки - вдоль стен расставлялись лавки и стелились ковровые дорожки. Эту особенность отмечали иностранцы. А. Мейерберг пишет: Мы заметили... что углы, по обычаю московскому, считаются почетными местами, потому что престол Великого князя мы всегда видели в углу, хотя гораздо удобнее было бы поставить его посередине... Да и образа святых... они тоже ставят в углах . Для русских людей того времени это было привычным, ведь в статичном пространстве простой русской избы-клети углы были естественными пространственными ориентирами

 

Мебели во дворцах допетровской эпохи было немного - сундуки, скамьи и столы. Лавки, являвшиеся основной мебелью и в крестьянской избе, и во дворце, располагались вдоль стен. Назначение их универсально: на них сидели, отдыхали, под ними хранили всевозможную утварь. Широкие спальные скамьи имели взголовашек , то есть подголовник. В красном углу находилось пышно украшенное царское место с обязательной сенью. (Все престолы монархов изготавливались в России по образцу трона царя Соломона.)
Красный угол считался самым почетным местом: там помещали иконы, туда усаживали особо уважаемых людей

 

Четко наметившаяся в то время ориентация на европейский комфорт, пристрастие к декорационной пышности привели к тому, что в русской светской архитектуре стали появляться новые черты. Несмотря на свое сугубо элитарное предназначение, Теремной дворец не остался единичным явлением в русской архитектуре того времени. Среди новых построек видное место занял деревянный загородный царский дворец в Коломенском, насчитывавший 270 комнат и 3000 окон. Современники называли его восьмым чудом света

 

Поначалу дворцовое убранство пополняется стульями и поставцами - небольшими шкафами для посуды. А с середины XVII века в царском быту появляются кровати с пышными балдахинами, резные золоченые кресла, считавшиеся почетной мебелью, и шкафы западного образца. Из царевых палат мода на мебель , ткани, стеклянные витражи, заморские диковины - зеркала и часы распространилась и в боярские жилища. Ранее привозная, а теперь производимая в кремлевских мастерских мебель изготавливается мастерами-иностранцами и их русскими учениками - столярами, резчиками. Сама форма плоской резьбы меняется, становясь все более утонченной, фигурной. В подражание западным образцам в русском обиходе появляются столы на точеных резных ножках, стулья, обитые бархатом и атласом, стольцы (подобия табуретов) и скрыни (нечто вроде комода)

 

Все это послужило основой для формирования зачатков декоративного стиля, именующегося в архитектуре русским барокко и получившего бурное развитие в петровскую эпоху.

 

Принципиальные изменения претерпело и строительство жилья. Все чаще появляются каменные дома в два-три этажа. Они еще напоминают деревянные хоромы: переходы, сложный силуэт, живописные крыльца (сохранились палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве). Однако к концу XVII века постройки все больше походят на европейские городские дома

 


 

Уют по-мужски.
Карло Коломбо Дизайнер – это национальность.
Кладовые солнца.
Жан Нувель Элементарный дизайн.
Водные процедуры.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика