На главную -  Интерьер 

 

Да будет свет!


То, что будоражило, сразу отступает, и ясно чувствуешь - все получится. И совсем неважно время года. Солнечный свет - это всегда Надежда. А вечером, после захода солнца, можно включить искусственное освещение - чем больше, тем лучше. И чувство праздника останется

 

 

Во второй половине XVII века, основные вопросы, связанные с политикой, стали решаться в камерной обстановке, во внутренних дворцовых салонах, а иногда даже в покоях короля. В оформлении интерьера особое внимание стали уделять миниатюрным формам, что коснулось и осветительных приборов. У известных художников и архитекторов стали заказывать эскизы ламп и канделябров. Обращались к Вуазену, Кювийе и англичанину Чиппендейлу. В результате появились специальные лампы для письменного стола с передвижным абажуром. Для спален - светильники, которые композиционно объединялись с часами или парфюмерными приборами. Стали очень популярны абажуры из пергамента, украшенного живописью, - роспись проявлялась только при зажженных лампах. Придумали даже специальные светильники для игры в карты - они прикреплялись к металлическому кольцу и прикрывались абажуром. Наллическими. Считая, что подсвечники должны представлять настоящее произведение искусства, он обратился к своему великому современнику - итальянскому скульптору и ювелиру Бенвенуто Челлини с просьбой отлить 12 серебряных подсвечников в виде статуй размером в человеческий рост. В это же время в быту богатых горожан очень широко использовались дошедшие и до наших дней светильники в три, шесть и двенадцать рожков . Родина рожков - Фландрия, и в историю искусственного освещения они вошли как фламандская люстра . Поначалу их делали из бронзы, а затем обратились к латуни, серебру, фаянсу и стеклу

 

За все время существования человека отношение его к свету складывалось довольно сложно, а иногда и неожиданно. Как ни странно, люди не всегда стремились максимально использовать так щедро даруемый им природой дневной свет. Что же касается искусственного освещения, то история его создания и пути усовершенствования прошли множество этапов. Первой формой искусственного освещения был факел из связанных прутьев, пропитанных смолой или залитых дегтем, иногда воском. Такие пучки вставляли в металлические трубки, горящие, они были похожи на огромную свечу в подсвечнике. Наряду с факелами и лучинами в Древнем Египте начали использовать масляные лампы. Их лепили из глины или отливали из бронзы и украшали изображениями мифологических сцен. Это были вытянутой формы, сначала открытые, а позднее закрытые сосуды с ручкой и узкой шейкой, через которую заливали масло и погружали нитяной фитиль. Поскольку пламя такой лампы было очень слабым, количество отверстий для фитиля доходило до двенадцати, то есть получался многосвечник - прообраз современного канделябра ( или люстры ( . В Древнем Риме лампа, помещенная на высокую подставку, так и называлась кандилой и была обязательным предметом мебели. До наших дней такие кандилы с небольшими изменениями дошли как непременная часть интерьера храма. Правда, в России они получили название подсвечников. Свечи, поначалу сальные, а затем и восковые, в христианском богослужении имеют давнюю историю. Во избежание преследования властей молитвенные собрания первых христиан происходили всегда ночью и в катакомбах. Для верующего человека зажигавшиеся здесь поначалу в силу необходимости свечи постепенно приобрели особое, символическое значение. По толкованию отцов церкви, пламя светильника, возжигаемого при богослужении, означало, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. А во время светских праздников площади и улицы освещались канделябрами, и обеспечивали такую иллюминацию владельцы домов, мимо которых проходили праздничные шествия. Впрочем, от факелов не могли отказаться очень долго, и даже в XIV веке при французском дворе использовали факелы, которые во время приемов держали в руках слуги. С такими же факелами с длинным древком ходили ночью и пешеходы. И только в начале XVI веке французский король Франциск I решил заменить живые подсвечники мети масло и погружали нитяной фитиль. Поскольку пламя такой лампы было очень слабым, количество отверстий для фитиля доходило до двенадцати, то есть получался многосвечник - прообраз современного канделябра ( или люстры ( . В Древнем Риме лампа, помещенная на высокую подставку, так и называлась кандилой и была обязательным предметом мебели. До наших дней такие кандилы с небольшими изменениями дошли как непременная часть интерьера храма. Правда, в России они получили название подсвечников. Свечи, поначалу сальные, а затем и восковые, в христианском богослужении имеют давнюю историю. Во избежание преследования властей молитвенные собрания первых христиан происходили всегда ночью и в катакомбах. Для верующего человека зажигавшиеся здесь поначалу в силу необходимости свечи постепенно приобрели особое, символическое значение. По толкованию отцов церкви, пламя светильника, возжигаемого при богослужении, означало, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. А во время светских праздников площади и улицы освещались канделябрами, и обеспечивали такую иллюминацию владельцы домов, мимо которых проходили праздничные шествия. Впрочем, от факелов не могли отказаться очень долго, и даже в XIV веке при французском дворе использовали факелы, которые во время приемов держали в руках слуги. С такими же факелами с длинным древком ходили ночью и пешеходы. И только в начале XVI веке французский король Франциск I решил заменить живые подсвечники металлическими. Считая, что подсвечники должны представлять настоящее произведение искусства, он обратился к своему великому современнику - итальянскому скульптору и ювелиру Бенвенуто Челлини с просьбой отлить 12 серебряных подсвечников в виде статуй размером в человеческий рост. В это же время в быту богатых горожан очень широко использовались дошедшие и до наших дней светильники в три, шесть и двенадцать рожков . Родина рожков - Фландрия, и в историю искусственного освещения они вошли как фламандская люстра . Поначалу их делали из бронзы, а затем обратились к латуни, серебру, фаянсу и стеклу

 

В конце XVII века Париж украсило нововведение, потрясшее не только его жителей и приезжавших сюда иностранцев, но даже короля Людовика XIV. На углу каждой улицы установили фонарные столбы, знаменующие начало новой эпохи в уличном освещении. Король приказал выдать по этому поводу специальную наградную медаль всем причастным к чудесному явлению. И современники, то ли в шутку, то ли всерьез, стали называть период его царствования блестящим . Во второй половине XVIII века известный французский писатель, историк и философ Луи Себастьен Мерсье писал об освещении своего родного города: Вот уже 16 лет, как реверберы (фонари с отражателем), расставленные тут и там, смущают злоумышленников, и теперь улицы Парижа столь же безопасо все это время среди городских ремесленников и мелких чиновников, в крестьянском быту использовались обычные сальные свечи, известные в Италии еще с IV века. Их широкое употребление объясняется прежде всего тем, что в случае необходимости их можно было быстро изготовить в домашних условиях. Очень забавная картина возникает, когда читаешь описание участников театральных представлений XVII-XVIII веков. Для освещения сцены использовались масляные свечи, висящие на цепях под потолком. Во время действия светильники раскачивались, и горячее масло обильно поливало актеров и сидящих в первых рядах зрителей. В довершение всего по сцене расхаживали свечные смотрители , вынужденные постоянно опускать лампы и подрезать фитили

 

Во второй половине XVII века, основные вопросы, связанные с политикой, стали решаться в камерной обстановке, во внутренних дворцовых салонах, а иногда даже в покоях короля. В оформлении интерьера особое внимание стали уделять миниатюрным формам, что коснулось и осветительных приборов. У известных художников и архитекторов стали заказывать эскизы ламп и канделябров. Обращались к Вуазену, Кювийе и англичанину Чиппендейлу. В результате появились специальные лампы для письменного стола с передвижным абажуром. Для спален - светильники, которые композиционно объединялись с часами или парфюмерными приборами. Стали очень популярны абажуры из пергамента, украшенного живописью, - роспись проявлялась только при зажженных лампах. Придумали даже специальные светильники для игры в карты - они прикреплялись к металлическому кольцу и прикрывались абажуром. Но все это время среди городских ремесленников и мелких чиновников, в крестьянском быту использовались обычные сальные свечи, известные в Италии еще с IV века. Их широкое употребление объясняется прежде всего тем, что в случае необходимости их можно было быстро изготовить в домашних условиях. Очень забавная картина возникает, когда читаешь описание участников театральных представлений XVII-XVIII веков. Для освещения сцены использовались масляные свечи, висящие на цепях под потолком. Во время действия светильники раскачивались, и горячее масло обильно поливало актеров и сидящих в первых рядах зрителей. В довершение всего по сцене расхаживали свечные смотрители , вынужденные постоянно опускать лампы и подрезать фитили

 

Однако век свечи, как известно, недолог, и уже в конце XVIII века увенчавшиеся успехом опыты по получению газа из угля позволили перейти на новую форму уличного освещения - газовый свет. В 1814 году улицы Лондона стали освещать газовыми фонарями. Вскоре они пришли и на театральные подмостки. Основное удобство состояло в том, что газовым светом можно было управлять на расстоянии, регулируя степень освещения. Правда, был и один большой минус - с приходом газового освещения в Америке и Европе за короткий период сгорело более сотни театров ( . В домах простых горожан в это время появляется источник света, заставивший забыть о свечах и масляных лампах. Этим нововведением оказалась керосиновая лампа, фитиль которой зажигался очень кстати подоспевшим изобретением - люциферами или, проще, спичками, предложенными человечеству скромным английским аптекарем Джоном Уолкером. Керосиновые лампы оставались самыми удобными и надежными светильниками еще в начале ХХ века. А на керосинках , действующих по тому же принципу, в отдаленных местах России готовят и сейчас. Заняв прочное место в быту, керосиновая лампа вызвала желание украшатны ночью, что и днем. В былые времена в фонарях горели скверно всаженные сальные свечи, задувавшиеся ветром и оплывавшие. Они плохо освещали улицы, давая слабый, колеблющийся, неверный свет, пересекаемый изменчивыми, жуткими тенями. В наши дни огни тысячи двухсот реверберов льют ровный, яркий и продолжительный свет

 

В конце XVII века Париж украсило нововведение, потрясшее не только его жителей и приезжавших сюда иностранцев, но даже короля Людовика XIV. На углу каждой улицы установили фонарные столбы, знаменующие начало новой эпохи в уличном освещении. Король приказал выдать по этому поводу специальную наградную медаль всем причастным к чудесному явлению. И современники, то ли в шутку, то ли всерьез, стали называть период его царствования блестящим . Во второй половине XVIII века известный французский писатель, историк и философ Луи Себастьен Мерсье писал об освещении своего родного города: Вот уже 16 лет, как реверберы (фонари с отражателем), расставленные тут и там, смущают злоумышленников, и теперь улицы Парижа столь же безопасны ночью, что и днем. В былые времена в фонарях горели скверно всаженные сальные свечи, задувавшиеся ветром и оплывавшие. Они плохо освещали улицы, давая слабый, колеблющийся, неверный свет, пересекаемый изменчивыми, жуткими тенями. В наши дни огни тысячи двухсот реверберов льют ровный, яркий и продолжительный свет

 

Эпоха электрического света, ставшего для нас уже более естественным, чем солнечный, начала свой отсчет с конца XIX века, когда появились, как их тогда называли, лампы накаливания. Газеты пишут: С электричеством становится все труднее бороться. Люди готовы мириться с его дороговизною по сравнению с газовым освещением, видя громадные преимущества в отношении яркости света, не говоря уже о превосходстве в санитарном отношении . Но это все старания человека на трудном многовековом пути реформирования искусственного освещения. А как же менялось отношение к естественному, то есть дневному свету. В источниках XVIII века можно встретить такие записи: Человек еще недавно не умел ценить назначение света вообще и благотворного влияния солнечного луча в частности. При постройке дома он мало обращал внимание на надлежащее освещение жилых помещений дневным светом. Теперь же нам известно, что это влияние сказывается не только на его физическом здоровье, но и на духовной жизни . Действительно, никто не задумывался, на какую сторону света должны быть ориентированы окна, не мешают ли соседние дома поступлению солнечного света и какой формы, размеров и сколько должно быть окон в доме. Правда, говорят, что на пропорции между размерами площади пь ее как можно разнообразнее. Резервуар принимал форму то вазы, то чаши, то колонны. Что же касается стеклянной колбы, оберегающей пламя, то ее часто покрывали ажурным узором, выполненным в технике травления

 

Однако век свечи, как известно, недолог, и уже в конце XVIII века увенчавшиеся успехом опыты по получению газа из угля позволили перейти на новую форму уличного освещения - газовый свет. В 1814 году улицы Лондона стали освещать газовыми фонарями. Вскоре они пришли и на театральные подмостки. Основное удобство состояло в том, что газовым светом можно было управлять на расстоянии, регулируя степень освещения. Правда, был и один большой минус - с приходом газового освещения в Америке и Европе за короткий период сгорело более сотни театров ( . В домах простых горожан в это время появляется источник света, заставивший забыть о свечах и масляных лампах. Этим нововведением оказалась керосиновая лампа, фитиль которой зажигался очень кстати подоспевшим изобретением - люциферами или, проще, спичками, предложенными человечеству скромным английским аптекарем Джоном Уолкером. Керосиновые лампы оставались самыми удобными и надежными светильниками еще в начале ХХ века. А на керосинках , действующих по тому же принципу, в отдаленных местах России готовят и сейчас. Заняв прочное место в быту, керосиновая лампа вызвала желание украшать ее как можно разнообразнее. Резервуар принимал форму то вазы, то чаши, то колонны. Что же касается стеклянной колбы, оберегающей пламя, то ее часто покрывали ажурным узором, выполненным в технике травления

 

В России в крестьянских избах исстари существовала устойчивая схема расположения окон. Связано это было с всегда определенной планировкой жилого помещения. Окна могли располагаться не только со стороны фасада, но и с торца. Обычно в стене их было не меньше трех - одно вверху и два, на одном уровне, внизу. Верхнее предназначалась для светелки . В теремах такие помещения, предназначенные для женского рукоделия, так и назывались светлицами. Часто они освещались не с одной, а со всех четырех сторон. Два нижних окна были известны как волоковые, поскольку обязательно на ночь закрывались задвижкой- волоком . Ранним утром она отодвигалась,омещения и оконных отверстий первым обратил внимание Сократ. Но на то он и был мудрец. А голос его так и не был услышан. Вспомнили об этом через много веков, осознав, что окно - это не только источник освещения дома, но и психологическая связь находящегося в замкнутом пространстве человека с внешним миром. Один из американских писателей, увидевший дома, построенные в глубоком захолустье, писал в XIX веке: Меня приятно удивило большое количество окон, их беспорядочное расположение и различная величина. Впечатление такое, будто каждый жилец высверлил отверстие там, где ему было нужно, совершенно не думая о внешнем виде здания. Были окна для взрослых и для детей, а один из хозяев вырубил в сарае окно для кошки и поменьше для котенка. Может быть, нелепое, но очень живое отношение к устройству своего жилища

 

Эпоха электрического света, ставшего для нас уже более естественным, чем солнечный, начала свой отсчет с конца XIX века, когда появились, как их тогда называли, лампы накаливания. Газеты пишут: С электричеством становится все труднее бороться. Люди готовы мириться с его дороговизною по сравнению с газовым освещением, видя громадные преимущества в отношении яркости света, не говоря уже о превосходстве в санитарном отношении . Но это все старания человека на трудном многовековом пути реформирования искусственного освещения. А как же менялось отношение к естественному, то есть дневному свету. В источниках XVIII века можно встретить такие записи: Человек еще недавно не умел ценить назначение света вообще и благотворного влияния солнечного луча в частности. При постройке дома он мало обращал внимание на надлежащее освещение жилых помещений дневным светом. Теперь же нам известно, что это влияние сказывается не только на его физическом здоровье, но и на духовной жизни . Действительно, никто не задумывался, на какую сторону света должны быть ориентированы окна, не мешают ли соседние дома поступлению солнечного света и какой формы, размеров и сколько должно быть окон в доме. Правда, говорят, что на пропорции между размерами площади помещения и оконных отверстий первым обратил внимание Сократ. Но на то он и был мудрец. А голос его так и не был услышан. Вспомнили об этом через много веков, осознав, что окно - это не только источник освещения дома, но и психологическая связь находящегося в замкнутом пространстве человека с внешним миром. Один из американских писателей, увидевший дома, построенные в глубоком захолустье, писал в XIX веке: Меня приятно удивило большое количество окон, их беспорядочное расположение и различная величина. Впечатление такое, будто каждый жилец высверлил отверстие там, где ему было нужно, совершенно не думая о внешнем виде здания. Были окна для взрослых и для детей, а один из хозяев вырубил в сарае окно для кошки и поменьше для котенка. Может быть, нелепое, но очень живое отношение к устройству своего жилища

 

В конце XVIII века во Франции и Англии был утвержден налог с окон и дверей, то есть владелец дома обязан был выплачивать определенную сумму за каждый выходящий на улицу проем. Меры были действительно драконовские и включали 48 пунктов. Результаты такого нововведения не замедлили сказаться на архитектурном решении зданий. Вскоре оказалось, что большинство домов имеет в лучшем случае одно окно. Исключение, да и то относительное, составляли богатые особняки. Пришлось придумывать дополнительное дневное освещение. Появились настенники - прикрепленные к стене отполированные металлические отражатели св и таким образом хозяева оповещали прохожих о наступлении нового дня. Оконные рамы поначалу затягивались пузырем ( , более состоятельные люди вставляли слюду, просуществовавшую довольно долго, потому что появившееся стекло было толстым и мутным и по прозрачности значительно уступало слюде. Слюдяные оконницы представляли собой настоящее произведение искусства. Различались шитухи - сшитые куски слюды, вставленные в общую раму, и слюдные окончины с железом , когда сначала в раму вставлялся фигурный железный переплет , а уже в него - куски слюды, часто образовывавшие сложный узор, иногда дополнявшийся тонкой росписью. В XVIII веке, когда стало широко использоваться подешевевшее и значительно улучшившее свое качество стекло, в европейских городах на улицу со всех стен стали выглядывать поблескивавшие окошки. Правда, продолжалось это недолго

 

В России в крестьянских избах исстари существовала устойчивая схема расположения окон. Связано это было с всегда определенной планировкой жилого помещения. Окна могли располагаться не только со стороны фасада, но и с торца. Обычно в стене их было не меньше трех - одно вверху и два, на одном уровне, внизу. Верхнее предназначалась для светелки . В теремах такие помещения, предназначенные для женского рукоделия, так и назывались светлицами. Часто они освещались не с одной, а со всех четырех сторон. Два нижних окна были известны как волоковые, поскольку обязательно на ночь закрывались задвижкой- волоком . Ранним утром она отодвигалась, и таким образом хозяева оповещали прохожих о наступлении нового дня. Оконные рамы поначалу затягивались пузырем ( , более состоятельные люди вставляли слюду, просуществовавшую довольно долго, потому что появившееся стекло было толстым и мутным и по прозрачности значительно уступало слюде. Слюдяные оконницы представляли собой настоящее произведение искусства. Различались шитухи - сшитые куски слюды, вставленные в общую раму, и слюдные окончины с железом , когда сначала в раму вставлялся фигурный железный переплет , а уже в него - куски слюды, часто образовывавшие сложный узор, иногда дополнявшийся тонкой росписью. В XVIII веке, когда стало широко использоваться подешевевшее и значительно улучшившее свое качество стекло, в европейских городах на улицу со всех стен стали выглядывать поблескивавшие окошки. Правда, продолжалось это недолго

 


 

Металлы всякие нужны.
Эволюция пищеблока.
Философия комфорта.
Архитектура власти.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика