На главную -  Интерьер 

 

Русский стандарт


Помня подсознательно, что то, что немцу хорошо, русскому смерть , мы на удивление легко перенимаем чужие привычки, почему-то считая, что нашей русской душе ближе всего должен оказаться интерьер то в английском, то во французском, а то и вовсе в американском духе . При этом наши представления об английском или, скажем, немецком интерьере в большинстве случаев довольно далеки от оригинала

 

 

Итак, английский стиль в России выглядит гораздо более чопорным и рафинированным, чем у себя на родине. Впрочем, несмотря на его своеобразное прочтение, избавиться от стойкой любви к английскому образу жизни (зароненной, наверное, еще в те времена, когда Байрон был властителем дум прогрессивной российской молодежи) мы не можем. Русской душе (по вполне понятной причине) так дорого все, что ассоциируется с традициями, стабильностью, уверенностью в завтрашнем дне, что консервативность английской мебели как нельзя лучше подходит не только к нашим домам, но и к нашему характеру. Испытывая ностальгию по родовому гнезду , русские люди ценят тот образ семейного, теплого дома, который отличает и старые английские интерьеры, в центре которых большой стол, лампа с круглым абажуром, древний комод. Тем более что крупные мебельные марки Великобритании, дорожа своим именем (и оправдывая весьма ненизкие цены), очень скрупулезно относятся к качеству своей продукции. Недаром именно английские диваны при довольно ординарном, почти не меняющемся из года в год дизайне остаются незыблемым символом комфорта и уюта. Приземистые, глубокие, с пухлыми подлокотниками и заваленные грудой подушек, они превращают интерьер гостиной или кабинета в островок спокойствия и умиротворенности, отдавая дань той капле Обломова, которая по-прежнему живет в каждом русском уме

 

Так, образ английского стиля в русских умах выглядит апофеозом строгости, солидности и респектабельности. Деревянные стеновые панели, массивные письменные столы, основательные (и желательно кожаные) диваны, благородный коричневый цвет - никакой фривольности и легкомыслия в английском интерьере мы и не подозреваем. А между тем именно англичане умеют превращать свои дома не только в подобие аристократических замков, но и в жизнерадостные, наполненные светом сельские домики с крашеной мебелью, смешными обоями на стенах и настоящим цветочным фейерверком, когда бесконечные по цвету, рисунку, размеру флористические мотивы украшают все подряд - от стен и мебели до штор и посуды. Вообще настоящий английский интерьер отличается полной раскрепощенностью во всем, что касается цвета и рисунка. Стены в полоску, диван в цветочек, подушки в клеточку? Пожалуйста. Диван в крупных красных пеонах, а кресло в крошечных незабудках? Да сколько угодно! Белоснежные, с розовыми цветочками чехлы на фоне темно-зеленых обоев? А почему бы и нет? Нам, конечно, такие подвиги пока и не снились. Робко смешивая краски на своей ученической палитре, мы боимся переборщить, попасть пальцем в небо, боимся быть обвиненными в отсутствии вкуса и варварстве. Нередко декораторы, спрашивая, в какой цвет красить стены в гостиной или спальне, в ответ слышат ничего не значащее в теплый , понимая, что дело скорее всего опять закончится удручающе-бежевым интерьером. Излюбленная гамма российских покупателей мебели колеблется в амплитуде от бежевого до светло-серого, иногда позволяя себе отклонения в сторону рыжего, синего или красного. Безумно яркие тона у нас популярностью не пользуются, а вот белый цвет, долгое время отпугивавший практичных россиян, сегодня становится все более популярным. (Отчасти это заслуга специалистов мебельных салонов, не устающих объяснять клиентам, что современные обивочные ткани и тем более чехлы легко чистятся и даже стираются, нисколько не теряя своих эстетических качеств.)

 

Положительные стороны немецкой мебели отнюдь не ограничиваются ее высоким качеством. То, что сегодня происходит в немецком мебельном дизайне, способно удивить самых искушенных ценителей стиля

 

Второе большое заблуждение русского покупателя связано с немецкими производителями мебели. Стереотипно считая немцев педантами и сухарями , мы отказываем им в художественном таланте, фантазии и дизайнерской мысли, полагая, что единственное, в чем они действительно хороши, так это в вопросе качества своей продукции. Кстати говоря, бзик по качеству это как раз основная черта именно русского клиента. Это признают все, кто хоть раз пытался продать что-то на российском рынке. Как все сделано, что внутри, как заделаны швы, как прокрашена внутренняя часть ящиков от нашего бдительного ока не скроется ничего. Мы с негодованием признаем браком такие мелкие огрехи, которых европейский покупатель попросту не видит. (Порой дело доходит до абсурда, когда поставщикам мебели приходится в спешном порядке камуфлировать мелкие недочеты, например сшив некое подобие чехла на внутренний ящик кровати, который производителю не пришло в голову отделывать слишком уж тщательно.) Пух или перо, шпон или массив? Если уж мы собираемся потратить деньги, то стараемся разобраться во всех нюансах. И разобравшись, твердо стоим на своем, с трудом поддаваясь на доводы разума и увещания. Так, например, мебель из массива дерева многим по-прежнему кажется эталоном высокого качества, хотя недостатков в ней не меньше, чем достоинств, и во многих случаях массив проигрывает современным высокотехнологичным материалам

 

Однако, несмотря на все психологические подоплеки, на сходство и различие национальных черт, самой любимой (или, по крайней мере, самой распространенной) мебелью является итальянская. Многие итальянские марки стали нам не менее родными, чем названия немецких или японских автомобилей. Они открывают в Москве свои салоны, дают рекламу в дорогих интерьерных изданиях, в тесном контакте работают с известными архитекторами и даже имеют своих постоянных поклонников и покупателей, способных без особого труда отличить Provasi от Kappellini, Minotti от Checotti, а Etro от Edra

 

Как ни удивительно, по мнению многих специалистов, наиболее русской можно было бы считать мебель, производимую во Франции. Изящество форм, тонкость деталировки, неповторимая легкость стиля, сочетающего в себе и аристократический и немного мещанский вкус, все это не может оставить равнодушным чуткое к красоте русское сердце. Но в силу особенностей французского отношения к торговле французские марки не слишком хорошо представлены на российском рынке. (Так же, впрочем, как и американские, которые по менталитету еще ближе российской публике.)

 

Как бы мы ни увлекались всем европейским, у нас есть и собственный вкус и собственные пристрастия. Склоняясь в целом к классическим интерьерам и мебели, особую любовь наша публика дарит стилю, который в Европе так и называют русский модерн. Пластичные, изящные линии ар нуво, без малого 100 лет остаются в фаворе у дизайнеров, производителей и потребителей мебели. И если для всего мира интерес к этой стилистике то затухает, то вырастает вместе с модой, то в России модерн не терял своей популярности никогда. Даже в те времена, когда о дизайне интерьеров в этой стране и речи не было, находились ценители и знатоки этого стиля, упорно собиравшие все, что уцелело в вихре нашей истории. Теперь же, с поддержкой таких фабрик, как .., мы можем отдаться этой страсти всецело

 

Многие из этих компаний, буквально выросшие на российском спросе, многому научились благодаря нам. Например, более внимательно относиться к качеству мебели и более щепетильно к вопросам ее доставки. Изучив наши привычки и пристрастия, они учитывают их в своих разработках и новых коллекциях. Иногда Россия становится источником вдохновения для создания целых мебельных коллекций, как это случилось, например, в этом году, когда на миланской выставке Коломбостайл показали серию репродукций русской мебели XVIII века. Впрочем, такое заимствование далеко не новость, ведь многие английские производители сами говорят о том, что их модели зачастую срисованы с русских образцов

 

Несмотря на то что классика занимает ведущие позиции, современная модная мебель имеет целую армию поклонников. Клиенты дорогих московских салонов, торгующих современной мебелью известных марок, - это люди, уже построившие не один дом, накопившие знания, информацию, регулярно выезжающие на международные мебельные выставки в Италии и Франции и нередко знающие, как именно должен быть оформлен их интерьер. И они в отличие от любителей классической мебели оформляют интерьер в большей степени для собственного удобства, как можно меньше заботясь о том, какое впечатление он произведет на друзей и знакомых. Им в первую очередь нужно, чтобы мебель была удобная и практичная. Поэтому даже прекрасная, стильная вещь, но обладающая острыми углами или какими-то хрупкими, царапающимися поверхностями, вряд ли будет пользоваться спросом у сегодняшнего покупателя

 

Вообще у нас принято с пиететом относиться к историческим стилям. Как отмечают специалисты, российская публика не очень-то любит эксперименты со стилем, предпочитая, чтобы ампир оставался ампиром, модерн - модерном, а хай-тек хай-теком. Вероятно, поэтому наши покупатели с трудом принимают пусть модные, но откровенно китчевые вещи, с трудно определимой стилистической принадлежностью. Так, по прогнозам специалистов, вряд ли пойдет на российском рынке коллекция диванов Деним английской компании ., поскольку сочетание джинсовой обивочной ткани с вполне традиционной формой покажется слишком странным. Та же участь может постигнуть еще ряд мебельных новинок классических фабрик, увлекшихся чересчур авангардными решениями

 

На факте увлечения одними и теми же марками сказывается и массированное возведение в Москве дорогих многоквартирных комплексов. Когда одновременно в одном доме оформляется договор купли-продажи 300 квартир (купленных людьми примерно одинакового социального уровня), информация о том, какой диван купил, какую кухню поставил один из соседей, неизбежно становится всеобщим достоянием, так или иначе влияя на выбор других, успевших с ним познакомиться

 

Впрочем, фактор престижа для адептов модных современных марок тоже немаловажен. Только выражен он немного иначе. Здесь важно не насколько роскошно выглядит тот или иной предмет, а насколько дорогой фабрикой он выпущен. Научившись разбираться в громких мебельных брендах, мы самостоятельно создаем моду на них. Например, фабрика Джоржетти , которую у нас знают еще с середины 80-х годов, долгое время является лидером продаж среди фабрик ее уровня. Ее коллекции особенно пришлись по душе русской публике, поскольку при достаточно спокойном, даже консервативном дизайне выглядят максимально респектабельно. Глядя на кресла Джоржетти , человек понимает, за что он отдает деньги. Эти вещи, определяют уровень интерьера, они достаточно узнаваемы и, поскольку их цена довольно высока, становятся символом финансовой состоятельности своего хозяина

 

Сила наглядного примера и личного опыта превосходит возможности воображения. Поэтому отечественная публика предпочитает, если только есть возможность, покупать мебель из наличия , удостоверившись в реальности, что это именно то, что нужно. И это происходит не только из-за боязни получить не то, о чем мечтал, глядя на картинку. И даже не из-за вполне обычных трудностей с доставкой и таможней. Причина такой нетерпеливости имеет психологическую подоплеку. Потратив значительную сумму денег, человек хочет радоваться покупке здесь и сейчас , не откладывая это удовольствие в долгий ящик

 

Безусловно, выбор российских покупателей во многом зависит и от тенденций моды. И моды не только на мебель, но даже и на одежду. Натуральные ткани, модные цвета, этнический стиль перебираются со страниц глянцевых журналов в наши дома вместе с моделями, показанными в рекламных макетах и автоматически становящимися самыми продаваемыми

 

Но самое главное - она должна быть новой!!! Переезжая из старой квартиры в новую, из загородного дома площадью в 300 квадратных метров в 1500-метровый особняк, мы каждый раз начинаем жизнь с чистого листа, забывая про мебель, которая еще вчера казалась верхом совершенства, и предавая стиль, которым не уставали восхищаться на протяжении прошлого ремонта. Наверное, в очередной раз меняя место жительства, мы по-прежнему останемся сами собой и поступим так, как поступают большинство наших соотечественников: предпочтем функциональную немецкую кухню и английский диван, выберем немаркий цвет, пройдем скептически мимо смешных пластиковых стульчиков и купим что-нибудь выбелено-дубовое. Откажемся от торшеров в пользу огромных настольных ламп, добавим для уюта ширм, вазочек и сменных чехлов для мебели, в детскую поставим расписанную мебель, а в гостиной не побоимся добавить золота. Конечно, мы не забудем про садовую мебель из ценных пород дерева (смешно экономить, ведь мы только что оплатили самого модного ландшафтного дизайнера)! И будем получать удовольствие!!! С каждым переездом мы совершаем эволюционный путь, на который буржуазная Европа тратила по полстолетия. Так что, как всегда, очень скоро мы и в области дизайна будем впереди планеты всей!

 

И какой же именно должна быть мебель, чтобы действительно порадовать русскую душу? Помимо того, что она должна быть видимо дорогой, она должна быть большой. Принцип чем больше, тем лучше в особенности применим к обеденным столам и кроватям. Даже в небольшие квартиры мы, хлебосольные и гостеприимные, умудряемся запихнуть стол на 12 персон. А кровати Кинг сайз нам, гиперсексуальным, кажутся довольно скромными, и послушные итальянцы специально для нас научились делать настоящие архитектурные сооружения, на которых можно разместить всю семью или коллектив небольшого офиса

 


 

Жан Нувель Элементарный дизайн.
Водные процедуры.
Небо на двоих.
Игра в провокации.
Das ist fachwerk! …И снова – фахверк.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика