На главную -  Интерьер 

 

Банк идей Дом холостяка


Задуманное как дополнительный объем на общем участке, это холостяцкое жилище предназначалось для взрослого сына заказчика. Строение должно было расположиться на вытянутой и довольно узкой полоске земли, совместив в себе жилое пространство и фотолабораторию - художественную студию для работы... Возникла концепция дома- пристройки , столь характерного для времен, когда к старым подмосковным дачам пристраивали сараи

 

 

Связывая объем с пространством, представляющим собой открытое поле, мы хотели, чтобы дом не вылезал кукишем в небо, а размазывался, распластывался по земле... Именно поэтому возник проект невысокого здания с большим фасадным витражом - аналогом сильно увеличенного домашнего окна, деревянная галерея со стойками, открытые проходы, пергола и наружная лестница... Деревянные конструкции уличных стоек, поддерживающих открытую террасу, стилистически связали участок и студию, внесли ощущение уместности нового образования в существующем контексте

 

Из такой вот не очень почетной задачи, стараясь извлечь максимум интереса и с определенной долей юмора, мы решили создать простой объем в виде функционального, технологически целесообразного пространства. Взяв за условную основу тип американского лофта, придумали дом, в котором главное - рациональность. Не агрессивная, с пафосом машины для жилья , а мягко дающая человеку чувствовать себя комфортно. По форме и содержанию - это гуманная среда и уравновешенная, осмысленная архитектура для жизни... Именно осмысленное, а значит, не случайное проектирование особенно интересно. Оно дает возможность ответить на вопрос почему не по принципу: Я так Вижу или моя архитектура Такая , а по сути проанализированной задачи, эффективности конструкции, исследовании окружающего... Как и любой архитектурный объем, проект этого дома вырос из огромного комплекса условий, задач и целесообразности

 

Главным же оставалось не посягнуть на право и возможность человека обжить все это по своему усмотрению. Именно поэтому следовало, предложив комфорт, удержаться, не переборщить, не сделать лишнего..

 

Это одно-двусветное пространство с лаконичным внутренним решением. Положив в основу уютную домашнюю интонацию, мы начинили пустыню студии фрагментами жизни. Так, первый этаж с комплексом необходимых помещений - тамбуром, небольшой гардеребной и вестибюлем - снабжен вполне холостяцкой (минимальной!) кухней с барной стойкой. За ней распахивается большой зал, где предполагался уголок гостиной с камином и поле , трансформируемое в фотолабораторию или нечто иное... Спланированная система балок при желании позволила бы подвесить легкие раздвижные перегородки, а вдоль низкой стены напросились стеллажи. Винтовая лестница, которая вставлена в цилиндр из стеклоблоков, соединяет этажи, а вторая, открытая - расположенные одна под другой спальни. Конструктивные особенности здания разрешили поиграть там уровнями пола..

 

Анкета
А. Какое здание, сооружение Вы можете считать эталоном?
А.Г. Павильон Германии в Барселоне архитектора Мис ван дер Роэ - одно из моих любимых сооружений. Небольшое, крайне простое и одновременно настолько емкое и актуальное до сих пор..

 

Имея непосредственное отношение к проблеме типологии жилья, решения внутренних пространств тесно связаны и с социальной жизнью, и с формированием психологии личности внутри стен своего дома . И не столь важно, идет ли речь о домах типовых, так называемых элитных или домах экономического класса. От многих функциональных составляющих жилого проектирования уклон сегодня делается в сторону формообразования, декора... А ведь хорошая архитектура - не только фасад, а прежде всего удобная планировка. То же и с загородными домами. Строятся особняки, иногда неоправданно большие, иногда непродуманные... В лучших случаях (которых мало) происходит подготовительная аналитическая работа: А как жить-то? Что вообще здесь должно находиться? Каким может быть уклад в этом доме?.. Попытки использования типологий других стран могут быть успешными, но все-таки у нас существуют разумные традиции, архитипичные формы жилья... На сегодня вопрос в поиске компромисса между коммерческой составляющей и осмысленностью создаваемой архитектуры. Катаклизмы, произошедшие в последние годы, ситуацию сильно взболтали . Но, думаю, время такого поиска уже наступило. Так что движется все в правильном направлении - к Разумному..

 

А. Можно ли оставаться приверженцем одного стиля и не изменять ему на протяжении всей жизни?
А.Г. Конечно. Есть множество примеров, когда это прекрасно получалось. Есть также примеры того, как это получалось по-другому. Ле Корбюзье, оказавшийся выше всех стилей, прошел через различные периоды творчества. И в то же время Мис ван дер Роэ, который не изменял своему стилю никогда

 

А. Появились ли в последнее время новые стили в архитектуре?
А.Г. Нет. Развивается современная архитектура, модернизм с какими-то побочными ответвлениями. Возникнув в процессе развития индустриального общества в конце ХIХ - начале ХХ века, модернизм реализовался в большом количестве замечательных творений. Мне кажется, будет происходить эволюция, может быть, она уже началась. Хотя бы потому, что общество стало информационным..

 

А.Г. Архитектор - тот, кто создает объем, пространство. Дизайнер декорирует пространство в сооружении или создает объекты, формирующие среду

 

А. Сформулируйте, пожалуйста, разницу между архитектором и дизайнером

 

А. Должен ли архитектор иметь собственный дом, квартиру как образец своего творчества?
А.Г. Как образец - не должен, но это полезно... Хотя бы для того, чтобы почувствовать себя на месте собственных заказчиков. На себе быстрее осознаешь ошибочные вещи, предложенные другим..

 

А. Если бы Вам представилась возможность наградить архитекторов за особые заслуги в новейшей истории, то кто и за что был бы награжден?
А.Г. Говоря о западной архитектуре, я назвал бы Рема Кулхааса. Он, безусловно, заслуживает награды за вклад, внесеннный в развитие осмысленной архитектуры, которая и методологически, и формально интересна. В контексте сегодняшней модернистской архитектуры он подает пример, как следует думать архитектору... Не сравнивая и не уравновешивая, поскольку наш мир - отдельный , свой - в Москве на сегодняшний день колоссальный вклад в методологию проектирования в городской исторической среде внес Скокан. Он продемонстрировал, как интеллигентно, в сложном историческом контексте, можно интегрировать современную архитектуру

 

А. Существует ли сегодня конкуренция между архитекторами? Как она выглядит, напоминает ли это борьбу?
А.Г. Конкуренция существовала и будет существовать. И борьбу напоминает, где приемы используются спортивные и не только, то есть те, которые не относятся к конкуренции в творческом поле... Однако для приличного большинства существуют этические принципы и пределы, за которые подобная борьба не выходит

 

А. Какой город мира кажется Вам наиболее архитектурно выдержанным? Какой оставил неизгладимое впечатление?
А.Г. Как архитектурный ансамбль - Петербург. А эмоционально - Нью-Йорк. Колоссальный масштаб. Сумасшедшее место. Необычайное градостроительное образование, все пространство которого расположено вдоль вертикальной составляющей..

 

А. Готовят ли признанные архитекторы себе смену?
А.Г. Любой архитектор вольно или невольно думает о своих преемниках. По-хорошему, формирование вокруг себя учеников, а впоследствии и школы - это правильно. Для этого архитектору надо в первую очередь состояться самому. И речь не о создающих вокруг себя шум и занимающихся пиаром собственной деятельности, а о тех, кто имеет базу, на основе которой смог реализоваться сам и научит этому других

 

А. Достаточно ли оплачивается работа современного архитектора? Сравнимы эти суммы с оплатой на Западе?
А.Г. У нас принято говорить о несопоставимости, о том, что западный архитектор получает больше. Но при этом не всегда принимаются во внимание качество и проработанность продукта, который за эти деньги делается. На сегодня разница в оплате сократилась, однако и качество нашего проектирования должно ощутимо возрасти..

 

А. Есть ли у Вас личный девиз?
А.Г. Никаких девизов, слоганов и эмблем у меня нет... Каждое утро я начинаю с неоригинальной мысли: как успеть сделать все запланированное..

 

А. Какой совет Вы могли бы дать молодому архитектору, полному решимости увековечить свое имя?
А.Г. Учиться у тех, кто его уже увековечил

 

А. Расскажите, пожалуйста, о себе

 

А. Мнение кого из архитекторов Вам было бы интересно услышать по поводу публикуемого проекта?
А.Г. Интереснее всего было бы услышать мнение моих учителей. Но так случилось, что их уже нет в живых... Среди уважаемых коллег таким архитектором является Евгений Викторович Асс

 

Меня, конечно, по-детски интересовало: что они делают?
В школе, хотя учился хорошо, отчетливо понял, насколько хочу быть только там, где все крутилось вокруг архитектуры. Несравненно интереснее остального стал мир, связанный с живописью, рисунком; с книгами, долгими разговорами с родителями и приходящими к нам людьми. Помню посещения Университета культуры для школьников, организованного моей бабушкой, где читались лекции, проводились занятия. Это был мой круг, и другого я не желал. Поэтому поступление в МАРХИ не было результатом нажима или стремлением приобрести модную профессию. Ни архитектурное образование, ни сама эта работа не имели тогда никакого отношения к престижу

 

А.Г. Я родился в семье, где почти все были архитекторами. Мои родители - Татьяна Бархина и Владимир Гинзбург. Могло это не сказаться на моей судьбе?! Я видел своих близких, думающих в унисон, занимающихся одним делом, создающих нечто, по вечерам, в горячих спорах, трудясь... Архитектура ведь больше, чем просто работа. Как любое творчество, она поглощает целиком. Не припомню случая, чтобы крупные архитекторы имели хобби, собирая марки или вышивая крестиком. И думаю, что погружаясь в архитектуру серьезно, оставляешь за скобками многое, если не все остальное. У людей творческих главное увлечение в жизни - их занятие. Во всяком случае, дома это было так..

 

В стенах института учился у своего двоюродного дедушки Б.Г. Бархина и у бабушки Е.Б. Новиковой, которая и дома оставалась для меня учителем номер один. Ее интересы были шире, чем только архитектура. Учебники и книги, написанные ею, возникли на стыке архитектуры и психологии. Именно она научила тому, о чем должен думать архитектор..

 

Архитектурный институт оказался такой свободомыслящей средой, отчасти хулиганской , отчасти фрондирующей. Попытки поставить себя немножко в противовес всему, немножко вразрез со всем - всегда, во все времена отличали молодежь. И это было очень привлекательно

 

После окончания института были поиски. Частная фирма, Моспроект-2, в котором хотелось приобрести опыт сермяжной работы..

 

Потом была победа на студенческом концептуальном американском конкурсе и премия, которую можно было потратить или на обучение, или на путешествия. Таковы мудрые условия... На следующий год, кстати, его выиграл А. Козырь. Он решил учиться. А я, выбрав путешествия, посетил Нью-Йорк, потом объехал Европу. Архитектура живьем - страшная сила. Незабываемая..

 

Потом отец пропал без вести. Это было трагедией, настолько анонимной, что становилось еще страшнее. Кошмар, который не затих и живет где-то в закоулках сознания... и чувство беспомощности, когда не можешь, не знаешь даже, куда двигаться... Тогда я решил, что его мастерская должна и будет существовать. Начал все с нуля..

 

Занимаясь реставрацией дома на Новинском бульваре, спроектированного дедом, отец создал небольшую творческую мастерскую, куда был принят на работу и я... Работа и почти принудительная учеба, с несогласиями, противоречиями и вытекающими, порой до поздней ночи, последствиями превратили эту часть жизни в непростой период. Когда нет опыта, воспринимаешь все в штыки и только потом понимаешь: правильно было все, правильно..

 


 

Экспериментальная классика Colombo.
Мария Якушкина Я жду эпохи декораторов.
Сказка странствий.
Братья Буруллек «Мебель должна вести себя тише.
Рабочая обстановка.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика