На главную -  Интерьер 

 

Обыкновенный фетишизм


Да что там говорить: у каждого столько всего развеяно, есть о чем сожалеть: ложечки всякие, вилочки, подстаканники, еще кресло плетеное в памяти застряло. То, что уцелело в процессе жестокого естественного отбора , сейчас стало так дорогу сердцу. Эти старинные осколки прошлого - вещи, пожелтевшие фотографии, книги - единственная реальность, оставшаяся от ушедших поколений. Они дают возможность не утратить ощущение семьи, рода. Способны наполнить живыми красками поблекшие воспоминания. Часто наследники понятия не имеют об истинной ценности семейных реликвий. Или, наслушавшись преданий, преувеличивают стоимость вещей, или считают барахлом, которому давно пора на выброс. Нередко сталкиваешься с ситуацией, когда антикварам за бесценок удается приобрести действительно редкие произведения. А бывает, владелец приносит дорогую для себя вещь и обижается, не веря, что на антикварном рынке она ничего не стоит

 

Помнится, не успели избавиться от бабушкиного буфета (кстати, вполне заурядного, мещанского, с колонками и стеклышками), как пришлось локти кусать. Он вновь вошел в моду

 

ПРИЗВАНИЕ ИЛИ БОЛЕЗНЬ
Есть целая категория людей, у которых старые вещи не вызывают страха. Если вдруг краем глаза вы заметили малоприятную картину - приличный с виду человек роется в помойке, не спешите с выводами и не шарахайтесь от него, как от сумасшедшего. Возможно, перед вами почтенный любитель антиквариата, и это - лишь один из доступных способов пополнения коллекции. Хотя вы в чем-то, вероятно, и правы. Коллекционеры, по обычным меркам, народ странный. Можно в детстве отдать дань коллекционированию марок или монет и благополучно вовремя остановиться. Другие серьезные дела, заботы. А можно заразиться недугом и всю жизнь гоняться, выслеживать, добывать вещи, на которых зациклился. Легко вообразить себя заядлым коллекционером, став по случаю владельцем нескольких редких произведений. Но неимоверно трудно собрать по-настоящему ценную коллекцию. Дело это кропотливое, требующее много чего еще, кроме денег. Только начитавшись книг, знатоком антиквариата не станешь, подделку не распознаешь. Тут надо собаку съесть - не одну сотню вещей в руках подержать. Не помешает и хорошее чутье

 

МАГИЯ ВЕЩИ
Особое уважение к вещам досталось нам в наследство от первобытного фетишизма - веры в мистическую силу разных предметов. По сей день у многих народов, сохранивших традиционный уклад жизни, сохраняются представления о способности вещей влиять на своих владельцев. Не потому ли в старину, когда больше чем в наше время доверяли волшебной силе вещей, люди заботились о том, чтобы вся крестьянская утварь делалась, как полагается по обычаю. Красота, магия и польза были не отделимы друг от друга. Впрочем, не остались ли мы теми же язычниками , что и наши предки, поклонявшиеся фетишам? Иначе откуда все наши заморочки о счастливых билетах или заряженных предметах? В этой череде, не знаю уж, суеверий или прозрений старым вещам отведена важная роль. Одни вызывают опасения - неизвестно, чего они за свою долгую жизнь поднабрались, какие черные мысли отфильтровали? О других ходит добрая слава. Их берегут, стараются заполучить. Во время ритуалов они оказываются в центре обрядового действа. Вся положительная энергия праздника впитывается этими вещами

 

В XIX веке мания коллекционирования из наследственной болезни вырождающейся аристократии превращается в эпидемию, охватившую все обеспеченные слои общества. Известный московский коллекционер А.П.Бахрушин иронизировал по этому поводу: В настоящее время в Москве, да и в других местах, так много собирателей, что почти каждый мало-мальски свободный человек собирает что-нибудь . В сферу внимания коллекционеров попадают самые разнообразные вещи - от дорогостоящего антиквариата и современных произведений искусства до весьма неожиданных предметов, казалось бы, имеющих ценность только для очень узкого круга близких людей. Например, И.В. Лазаревский упоминает о коллекциях таких трогательных сувениров, как плетенки из волос. Некоторые вещи будто специально созданы для коллекционеров. Особой притягательностью обладают маленькие вещицы, делавшиеся в больших количествах: фарфоровые статуэтки, украшавшие каминные полки, японские нэцкэ, служившие подвесками для лаковых коробочек инро, носимых за поясом кимоно. Куда больше хлопот с мебелью или машинами: для этого необходимо жить в просторном особняке или замке. Часто традиция коллекционирования тех или иных предметов возникала не на пустом месте, а появлялась там, где эти вещи имели особое значение в национальной культуре. С расцветом искусства чайной церемонии в Японии вошло в моду коллекционирование чайной утвари. Там же ритуальная роль кукол привела к появлению обширных коллекций подобных вещей сначала при храмах, а позже и в среде горожан. Кое-где целые селения увлекались коллекционированием старинных вещей. На Кавказе таким уникальным оазисом для собирателей стал аул Кубачи. В богатых домах кубачинцы устраивали парадные комнаты, украшенные керамикой, медной посудой, оружием. В домашних коллекциях часто попадаются не только старинные изделия местных мастеров, но и редкие иноземные вещи из Китая, Ирана, Турции

 

Наши древнейшие предки были наделены инстинктом собирателя. Хотя бы потому, что вначале они ничего, кроме этого, не умели - ни сажать, ни сеять. Первые коллекции в виде ожерелий из клыков убитых животных или редких раковин, выменянных у соседнего племени, имели немалую ценность, а подчас служили денежным эквивалентом. В Древнем Риме в богатых домах оборудовались библиотеки и пинакотеки для собрания картин. В средневековье люди больше думали о накоплении сокровищ и вряд ли помышляли о создании систематических коллекций. В период Возрождения люди почувствовали вкус к собиранию красивых и редких вещей. Только в XVII-XVIII веках коллекционирование приобрело характер более или менее осмысленной целенаправленной деятельности. Обширные собрания фарфора, оружия, драгоценностей, картин служили предметом гордости знати, украшали дворцы Франции, Англии и России

 

По-разному складывались судьбы коллекций. Нередко уникальные собрания после смерти владельца разорялись невежественными наследниками. Многие собиратели при жизни удосуживались позаботиться об участи своего детища. Знаменитые частные собрания нередко передавались в музеи. В музейных документах в графе Поступления часто значится: поступило из коллекции такого-то. Хорошо известно великодушие П.М. Третьякова, в 1892 году основавшего знаменитую галерею русского искусства. А.А. Бахрушин в 1894 году создал первый театральный музей. К.Т Солдатенков завещал Румянцевскому музею роскошное собрание книг и свою коллекцию русского и европейского искусства. П.И. Щукин построил специальное здание для своей коллекции на Малой Грузинской улице, которую в 1905 году передал Историческому музею

 

Каким бы порой бессмысленным не казалось увлечение собирателя его современникам, со временем любые коллекции оцениваются по достоинству. Эти странные чудаки, скупые рыцари и плюшкины, сами того не ведая, создают историю культуры, сохраняя для потомков милые подробности уходящей жизни. Там, где, к несчастью, не существовало обычая коллекционировать старинные вещи, в истории материальной культуры образовались невосполнимые изъяны

 

Современные дизайнеры увлечены возможностью творить из разномастных старых вещей, создавая собственное пространство в духе постмодернизма. Минимализм начал с разбавления предельно простой обстановки отдельными колоритными предметами из арсенала традиционного искусства - вроде килимов или полосатых деревенских половичков. С тех пор традиционное искусство стало необычайно модным. То, что творят из него дизайнеры, весьма условно называется этническим стилем. Хотя, по сути, это настоящая эклектика, только не такая, как была в XIX веке, когда переплетались детали, взятые из различных исторических стилей. Сейчас микстура покруче - в ней смешивается все, что душе угодно - и времена, и народы

 

ЛАВКА СТАРЬЕВЩИКА
Жить в подлинной антикварной обстановке могут позволить себе лишь избранные. Как правило, это или коллекционеры, унаследовавшие часть меблировки от предков-аристократов и умудрившиеся за долгие годы пополнить ее новыми приобретениями. Или же это миллионеры, пожелавшие обставить особняк старинными раритетами, чтобы жить в обстановке роскоши. Замечательно, когда есть возможность почувствовать себя аристократом и, придя домой, плотно закрыть за собой дверь, оставив на улице все суетное, погрузиться в покой, даруемый старинными вещами. Подобные антикварные интерьеры всегда будут существовать вне времени и моды, выражая мечты о незыблемости дома. Сегодня у антикваров появился новый выгодный заказчик. Вещи с налетом старины нарасхват у дизайнеров. В отличие от коллекционера, завсегдатая антикварных магазинов, дизайнер часто не слишком щепетилен по отношению к подлинности и старине вещей. Главное для него, чтобы предмет отличался нестандартностью формы и удачно вписывался в образ интерьера

 

В некоторых стильных интерьерах мебель служит всего лишь малозаметной подставкой для разнообразных вещей и тканей. Какая кровать скрыта под вышитым или тканым покрывалом - неважно, внимание концентрируется на самом уникальном покрытии. Нынче традиционные ткани вообще в большом почете. Их проще добыть и привезти из экзотических краев. Они декоративны и легко драпируются

 

Оформление модного интерьера выглядит увлекательной игрой в ассоциации, где главная роль отводится не столько старинным, сколько странным вещам. Удачная находка, сделанная в лавке антиквара, заставит все остальные вещи плясать под свою дудку, оттеняя ее выразительную форму или выявляя вложенный в нее символический подтекст. Художника волнуют не коллекционные достоинства предмета, а его образность. Недостает старинной мебели из дворца - не беда. Сойдет что-нибудь и попроще - мещанский комод или деревенский сундук. Достаточно бывает и нескольких старинных деталей, например, створок от шкафа или спинок от кровати, чтобы сделать чудную модную деталь интерьера. Недостающие элементы для воссоздания полноты картины, нарисованной воображением оформителя, можно сделать заново, что-то искусственно состарив, что-то со вкусом стилизовав под старину

 


 

Звезда Востока.
Григорий Бальцер "Мебель - это не продукт, мебель - это сервис".
I Saloni метаформы дизайна.
Материальная культура.
Возвращение в усадьбу.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика