На главную -  Интерьер 

 

7 вопросов для Мастера


Как и в 2000 году, салоны Мёбель и Шкафчик & Диванчик в рамках Недели организовали мастер-классы, которые провели известные отечественные и зарубежные дизайнеры и архитекторы. И, несмотря на жесткий график, эти, безусловно, интересные и авторитетные в мире дизайна люди согласились дать эксклюзивное блиц-интервью журналу Архидом

 

 

Роберто Лаццерони, дизайнер

 

Вопросы для участников Недели высокой мебельной моды в Москве
Что Вы как дизайнер считаете своей школой и базисом для творчества?
Как Вы полагаете, в каком направлении будет развиваться дизайнерская мысль (в сфере оформления интерьеров и создания мебели) в ближайшие 10-20 лет?
Насколько, на Ваш взгляд, дизайн мебели связан с тенденциями современного архитектурного процесса?
Можно ли считать современный мебельный дизайн высоким искусством, или он в большей степени относится к прикладной сфере?
Считаете ли Вы, что дизайн неизбежно несет на себе отпечаток национальной культурной традиции, и работы, например, итальянских и российских дизайнеров всегда будут иметь принципиальные различия? В чем эти различия могут выражаться?
Как бы Вы определили стиль, в котором работаете?
В чем именно для Вас заключается смысл и польза Недели высокой мебельной моды?

 

Мое поколение тоже прошло через эту стадию, потому что даже на архитектурном факультете и в Академии Ди Бели Арти дизайн преподавался на уровне общепринятых норм

 

Я находился под влиянием таких мастеров итальянского дизайна, как Магистретти, Зануссо, Беллини, Манжиротти, Сотсас. До 1980-х годов не существовало официальной школы, где бы преподавался итальянский дизайн, и мастера становились дизайнерами исключительно по внутреннему чувству призвания к этой профессии, без специального обучения

 

Сложно сделать прогноз на столь продолжительный период. Сегодня очевидно, что наши привычки глубоко меняются из-за трансформаций в технологиях. Все окружающие нас вещи становятся меньше, сложнее, умнее, чем 10 лет назад. Это сверхважно для нашей работы. В ближайшем будущем мы будем обращать больше внимания на качество, срок службы вещей, внешний вид. Мы будем проводить больше времени дома, оставаться дома для работы, учебы. Это очень важно для дизайнеров, потому что каждый предмет в нашей жизни будет скорее украшением, чем необходимым инструментом

 

В то же время мы постоянно работали в области дизайна внутренней среды, проводили эксперименты с новыми материалами. Для многих из нас это было как упражнения. Итальянский дизайн ХХ века развивался, трансформируя отсутствие официальных методик в значительное разнообразие тенденций и языков. В наши дни существует множество школ, где дизайн преподается во всех тонкостях и на любых уровнях, - это дает возможность разработать более обоснованный способ проектирования, и это очевидно ближе к идеям дизайна третьего тысячелетия

 

Архитектурный авангард ХХ века отражает миф о полете и миф о скорости, в то же время демонстрируя возможность освобождения людей от материальных забот. Я вспоминаю коллекции стульев как теоретическую модель композиций Гропиуса, Ле Корбюзье, Ритвельда, Макинтоша. Похоже, история современной архитектуры совпадает с передовым дизайном 1970-х, эпохой возрождения архитектуры, своего рода отправной точкой, от которой должны были бы начинаться великие идеи жизни и урбанизации. Но в настоящее время эта концепция дизайна (она была названа радикальной архитектурой ) преодолена. И я не думаю, что архитектура и дизайн сегодня имеют реальные точки соприкосновения

 

Дизайн и архитектура движутся сейчас по двум параллельным путям. Иногда они встречаются, иногда расходятся

 

Мне нравится думать, что дизайн был рожден как проект красоты . Благодаря дизайну красота перестала быть присуща исключительно предметам искусства, она стала проявляться во всех предметах, с которыми мы сталкиваемся каждый день нашей жизни, она стала достоянием масс. Дизайн придает эстетическую ценность всем предметам, которыми мы пользуемся, и приобретает формы массового искусства

 

Дизайн может быть рассмотрен с различных точек зрения: как технология, функция, предмет производства, инструмент, эстетический выбор, стиль

 

Мое творчество остановилось между прошлым и будущим, я не испытываю ностальгии и не бегу от будущего. Это попытка установить равновесие между памятью и историей, которое позволяет перевести субъективные впечатления в предметную область. Эта деятельность связана с пониманием истории, и для нее важна не только линейная хронология, но и гипертекст, прошедший сквозь открывающиеся окна в формы, эмоции, знамения. Дизайн как результат выборочных исследований, воссоздание базы данных памяти - это одновременно прошлое, настоящее, будущее..

 

Я верю в идею всеобъемлющего дизайна и обмена между культурами, национальными традициями. В ближайшем будущем каждый сможет работать в любой точке мира, реализуя собственные традиции, опыт, эмоции и запросы

 

Тобиа Скарпа, архитектор, дизайнер
Своей профессии я выучился у отца. Через творчество отца я видел и представлял искусство. Самое главное для меня - избегать теорий

 

На сегодняшний день Россия представляет собой важный рынок для Италии, который в будущем будет приобретать все большее значение. И для итальянских производителей это честь - принимать участие в Неделе высокой мебельной моды

 

Нередко архитекторы, создавая проект здания, работают также и над созданием мебели для его интерьеров. В этом основная связь. Мебель часто меняет свои формы для того, чтобы соответствовать какому-то конкретному архитектурному проекту. Поэтому связь архитектуры и дизайна постоянна

 

Я очень бы хотел, чтобы мне кто-нибудь ответил на этот вопрос

 

Я полагаю, что в мировых масштабах архитекторы стараются стирать все границы и отпечатки культурных традиций. Язык, которым говорит архитектор, должен быть один, общий. Каждый может реализовать в своем проекте сны и мечты, но не культурные традиции

 

Эта философия (о высоком и прикладном искусстве) устарела. Сейчас уже неактуально так ставить вопрос. Всякое искусство может быть высоким и уникальным

 

Основной механизм этих выставок заключается в том, что создатели выставляют свои лучшие (на их взгляд) работы, и публика полагает, что именно эти работы, модели лучшие, т.е. авторы могут воспользоваться случаем и в некоторой степени навязать свой вкус, свое мнение относительно моды

 

Не могу определить, может, другие это знают лучше меня

 

Трудно сказать, как будет на самом деле. Почти вся современная архитектура и дизайн ориентированы на потребительское общество, что активно стимулируется производителями. Поэтому в любом современном дизайне на уровне символов присутствует элемент временности, сборности, соединенный с подчеркнуто промышленными чертами. Но человек уже устал от потребительской психологии, и эти тенденции идут к концу, а на их место должны прийти идеи постпотребительского общества. Для этого, в свою очередь, должна смениться система ценностей. Эта тенденция уже появляется, и я думаю, что в недалеком будущем вещи начнут обретать признаки вечности, связи с историей и прошлыми поколениями

 

Михаил Филиппов, архитектор
У меня была очень хорошая школа с технической точки зрения (Академия художеств в Санкт-Петербурге). В творческом плане школы в общем-то нет, потому что я соотношу себя с теми людьми, которые уже умерли. Мне всегда хочется представить себе, что сказали бы о моей работе люди, которых уже нет. Палладио, например, или, как минимум, Фомин. Но я пытаюсь развивать в себе тот критерий, на основании которого они работали. Мой базис - это музейная культура, основанная на эстетических принципах прошлой эпохи

 

Дизайн, конечно, высокое искусство, как и архитектура, являющаяся при этом абсолютно прикладной вещью

 

Создание мебели в принципе находится между промышленным дизайном, который, по сути, родился только в ХХ веке, и архитектурой. Ведь профессия архитектора выросла из профессии мебельщика. Фактически первым, кто разделил функцию архитектора и строителя, конструктора, был золотых дел мастер Брунеллески, для которого дизайн был профессией. Он стал родоначальником феномена архитектора - человека, который отвечал не только и не столько за строительство, сколько за художественный результат. Архитекторы всегда рисовали мебель. И главные прорывы в области мебельного дизайна во все времена совершались именно архитекторами. В то же время мебель не всегда идет в ногу с архитектурой. Существовали целые эпохи, например эпоха Палладио, когда мебели, органичной по отношению к величайшим произведениям архитектуры, просто не было. И если в дальнейшем в области архитектуры будет движение в сторону неоклассики, то представить, какая именно мебель будет гармоничной в таких пространствах, сложно. Во всяком случае, любые ампирные вариации смотрятся в них не очень хорошо. Но в любом случае мебель и архитектура будут развиваться вместе

 

Мой стиль - стиль постпотребительского общества. Я думаю, это определение более точное и корректное, нежели неоклассика , к которой формально можно отнести мои работы

 

Сравнивать итальянский и российский дизайн, так же, как итальянские и русские культурные традиции, в принципе некорректно. Италия - абсолютный мировой лидер в мире дизайне. Она обладает тотальным эстетическим чувством, в котором сложно уловить национальные корни. Оно основано скорее на внимательном, пристальном отношении к эстетической стороне жизни. На тренированном взгляде людей, которые с первого дня жизни окружены прекрасными произведениями искусства. Что же касается русского дизайна, то его национальной школой можно считать конструктивизм, который очень связан с потребительской сферой. К тому же основной постулат современного отечественного творчества заключен в стремлении быть не хуже западных дизайнеров и соответственно ориентирован на поиск валютного товара

 

Марина Путиловская, художник по интерьерам
Моя школа - это мировой опыт архитектуры и интерьеров. База для творчества - живая природа и окружающий мир

 

Любая акция, связанная с повышением общественного интереса к архитектуре, способствует улучшению ее качества. И возвращение в Россию понятия именного дизайна, именной архитектуры очевидно полезно для любого архитектора и для всей страны в целом

 

Абсолютно связан, так как полностью подчинен требованиям интерьерного дизайна

 

Я думаю, что будут активно осваиваться новые технологии производств, позволяющие (парадокс!) максимально точно копировать или акцентировать природу, с одной стороны, и абсолютно уходить в минимум и хай-тек - с другой. Интересно, когда-нибудь соединим ли мы эти понятия в одно - современный дом

 

Дизайн - это отражение нашей психологии в материале, поэтому мы близки с итальянцами - такие же романтики и так же разболтаны, но у них многолетняя жизнь вокруг прекрасной классической Архитектуры, у нас - многолетние запреты и оперативное и активное создание своего, нового образа жизни. У них - определенная усталость, у нас - впереди весь мир . У нас интереснее. Кстати, мне кажется, что нам в связи с этим очень многие завидуют, не только итальянцы

 

Дизайн мебели всегда был очень близок к моде (в прямом и переносном смысле!), соответственно и похож: от кутюр - для подиума, варианты - Бутик и Улица - для повседневной жизни

 

Мне бы очень хотелось, чтобы Москва, идущая вперед гигантскими шагами, стала таким же центром мебельной моды, как Милан, Кельн и др. И в этом году очень радостно, что в Неделе высокой мебельной моды, проходившей во время Московской мебельной выставки, в мастер-классах участвовали российские дизайнеры. Хотелось бы, чтобы это было интересно и нам, и нашим коллегам с Запада.

 

Новая русская классика

 


 

Рабочая обстановка.
Леонид Зайцев – человек-стиль.
Николай Мазуров Рынок можно двигать.
Этот новый старый дом….
Сны наяву.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика