На главную -  Интерьер 

 

Н. Чернигова "Я не боюсь роскоши"


Сьют, в котором мы остановились, - один из десяти самых известных гостиничных номеров мира. И когда я зашла туда, я поняла, что такое настоящая роскошь. Первое, что меня потрясло, - обилие золота. Золотые шелковые панели с дамасским рисунком, расписные деревянные потолки со старыми потемневшими красками и позолотой, мебель тоже обтянута золотым шелком, а дерево покрыто позолотой. Когда я все это увидела, то почувствовала испуг, потому что такое количество золота в жилом интерьере трудно себе даже представить. Конечно, я встречала нечто подобное во дворцах, в музеях. Но, гуляя по дворцу, ты воспринимаешь все это великолепие как-то отстраненно. А когда ты понимаешь, что пусть несколько дней, но это будет твоим - это совсем другое ощущение. Раньше о таком интерьере я сказала бы слишком - жить в этом невозможно. Я всегда была сторонницей сдержанности. Когда мои клиенты просили золота, золота, золота , я их останавливала, говорила: Ну зачем так много, пусть его будет чуть-чуть, пусть оно лишь слегка поблескивает . Но за очень короткое время мое восприятие кардинально изменилось. Я просто влюбилась в этот интерьер. Меня очаровывало все: тусклый блеск старинного шелка; мозаичный пол; старые персидские ковры, которые я просто обожаю; восхитительные барочные рамы для картин; прекрасная живопись; антикварные вазы, светильники... Причем это подлинные предметы, которым не меньше 100 лет. И каждый из них буквально кричит о том, что стоит бешеных денег. К своему удивлению, я осознала, что мне это нравится. Для меня это был шок, я не ожидала от себя этого. Я поняла, что много золота не бывает. Это было своего рода откровение. Когда ты погружаешься в эту среду, когда ты имеешь возможность включить один торшер, чтобы понять, как комната выглядит в полумраке, или, наоборот, можешь зажечь все лампы и увидеть весь блеск и великолепие интерьера, ты все осознаешь намного глубже. Так что теперь я не боюсь роскоши и не боюсь обилия золота. Более того, я поняла, что золото, как это ни странно звучит в устах художника, есть подлинный атрибут роскоши

 

 

Когда я начинаю работать с заказчиком и вспоминать А вот в Рице... , мне сразу говорят: О, нет, только не отель . Но ведь на самом деле классный отель - тот же самый Риц пресловутый - это меньше всего гостиница. Там нет ни одного похожего номера (я жила в трех разных номерах и казалось, что это вообще разные дома). Этот отель придуман для того, чтобы люди, привыкшие жить в прекрасных интерьерах, могли чувствовать себя как дома, приезжая в чужой город. Многие известные личности жили в нем годами. Рядом с моим номером, например, был номер, в котором Коко Шанель прожила 18 лет. То есть для нее, как и для многих, он был настоящим домом. Хотя отели, конечно, бывают разные. Минувшей осенью мы были в Лондоне и жили в отеле Хемпель , построенном Анушкой Хемпель. У нее два отеля, мы жили в первом, таком минималистическом, выдержанном в бело-черных тонах. Это образчик дизайнерских находок, место куда декораторы и архитекторы ходят поучиться. Но на меня он произвел тягостное впечатление, и мы просто сбежали оттуда на следующий день. Этот отель вызывал у меня ощущение морга. Я задыхалась. Мне казалось, что меня живьем положили в могилу. Вот такой доведенный до крайности минимализм. Комната цвета слоновой кости. Пол, стены, потолок, диваны, кровать, двери - совершенно монохромные, без каких-либо опознавательных знаков. Маленькое окно, закрытое льняной занавесочкой. И стол из оцинкованного железа, на котором только трупа не хватает. Но ведь многие в восторге от этого стиля

 

Вообще эти отели - очень интересная вещь

 

Минималистические интерьеры классно выглядят на картинках, но аскетичны и холодны в жизни. В своем доме человеку хочется прикасаться, трогать, чувствовать фактуру предметов и тканей, рассматривать рисунки и орнаменты. Мне вообще кажется, что роскошь ближе к природе, чем минимализм. Природа ведь тоже роскошна. В ней нет прямых линий, нет гладких поверхностей, нет одного чистого цвета. Любой предмет в природе - это такая гамма, микс, богатство цвета. И шелк, например, ткань, которая играет, при одном свете она рождает один образ, при другом - совершенно иной, благодаря чему интерьер меняется, живет, точно так же, как живет природа

 

Для меня вообще большой вопрос: почему одни люди любят минимализм и модерн, а другие - роскошь и классику. Многие говорят - это зависит от возраста. Но я знаю массу примеров, когда молодые, двадцатилетние люди и слышать не хотят о минимализме или современных интерьерах. Они жаждут роскоши, причем сумасшедшей, барочной. Так что возраст здесь ни при чем. Так же, как профессия, пол или социальное положение

 

У меня нет такого противоречия - я могу и в джинсах, и без джинсов. Я ведь тоже кринолинов не ношу, но в роскошных интерьерах и в креслах XVIII века чувствую себя великолепно. Конечно, я с удовольствием делаю современные интерьеры, и они мне удаются, но и в работу над ними я стараюсь привнести классический подход, так же скрупулезно подбираю материалы и фактуры, не забывая о пространстве. Конечно, современные интерьеры отнимают меньше времени и сил. Простые линии - простые решения. Сама концепция стиля не предполагает большого разнообразия формы и цвета

 

Часто у людей бывает довольно странное отношение к роскоши. Начинают звучать такие слова как музей , дворец , а вот я в джинсах , а вот я в халате , и как же я буду сидеть в этом кресле времен Людовика XV?

 

Сложно сказать, кто в этом процессе главный - я или заказчик. Вроде бы я. Я веду во всем - в цвете, формах, функциональных решениях. Но сначала я узнаю заказчика, пытаюсь почувствовать его вкус. И если человек любит барокко, я не стану предлагать ему ар деко. Я вытаскиваю из него все, что могу, и если это соответствует моим представлениям, дальше интерьер мы делаем вместе. Если я понимаю, что у заказчика нет собственных взглядов на интерьер, то я все делаю сама, получая его одобрение на каждом этапе работы. Ведь всегда можно найти аргументы, чтобы убедить человека. Это работа, которая идет постоянно. Заказчик должен сам прийти к той идее, которую мы вместе реализуем. И часто я наблюдаю удивительные перевоплощения. Человек приходит с одним настроением, а в процессе создания интерьера совершенно меняется

 

Бог знает, почему про классические интерьеры часто говорят, что они похожи друг на друга. На мой взгляд, наоборот, классические интерьеры все разные. Потому что в классике огромная гамма, огромная палитра средств. Вот, например, делаешь интерьер, и когда наступает момент выбора ткани - начинается просто безумие. Перед тобой невероятнон количество оттенков, но найти тот единственный, который необходим, крайне трудно. Ведь существует столько всяких норм и правил, которые надо знать, понимать, просто чувствовать наконец. У меня очень много тканей, заказчикам кажется, что в этом изобилии и за год не разберешься. И мне их все-таки не хватает, потому что нужная ткань всегда только одна-единственная, и найти ее крайне сложно. Когда она соответствует фактуре, не спорит с окружением, приятна на ощупь, когда у нее именно тот рисунок и тот ритм, то настроение, которое нужно, - тогда она та . Это невозможно объяснить, но именно так создается гармония. Убери одну вещь - и все посыплется. Поэтому, когда ты делаешь-делаешь, и вдруг в самом конце заказчик заявляет, что у его бабушки была похожая скатерть, которую он всю жизнь терпеть не мог, - это ужасно. Все мгновенно рушится, потому что именно на этой тряпочке все и держалось. Ее нельзя просто взять и выдернуть, нужно создать другую концепцию и начать все сначала

 

И все-таки главное - это общение. Без него ничего не получается. И если возникают какие-то конфликты, работать очень тяжело. Я считаю, что я отдаю часть себя каждому объекту. Нет никакой разницы, делала бы я интерьер для себя или делаю его для заказчика. Для меня важен результат, особенно если это интересный объект, которые, кстати, не так часто случаются

 

Впрочем, обычно мне доверяют, и это очень здорово. Мои коллеги-архитекторы, когда им не удается убедить в чем-то клиента, зовут меня, зная, что я умею убеждать. Это качество, приобретенное с опытом. Сейчас, когда очень много сделано, часто я уже точно знаю, что получится хорошо, а что - плохо

 

Сейчас я работаю над проектом, который очень мне интересен. В прошлом году я была в Марокко, и меня потрясла эта страна, это просто тысяча и одна ночь . Я безумно хотела сделать что-то марокканское. Сейчас мне заказали ар деко (что само по себе очень интересно), и когда я предложила сделать интерьер вперемешку - ар деко с Марокко, мне ответили да . Это было просто подарком. Я уже купаюсь в этом материале, могу даже проснуться ночью и понять, что придумываю что-то для этого проекта

 

Чего обычно хотят заказчики? Комфорта и максимального погружения в свой дом. А художник, естественно, мечтает создать произведение искусства. Но мы в отличие, скажем, от живописцев, должны делать не просто красивые вещи, а интерьеры, в которых можно жить. Не так часто владельцы
готовы на экстравагантный интерьер, они осознанно идут на определенный риск, поскольку непонятно, насколько комфортно они в нем будут себя ощущать

 

Мы недавно были с мужем в Англии и заезжали в дом Ротшильда под Лондоном. Вот это действительно роскошь. Потому что роскошь - это не отдельные, пусть даже очень дорогие предметы мебели. Роскошь - это когда даже ручка двери, ступени крыльца, звонок вызывают восхищение и восторг. Роскошь - это когда от и до , когда нет мелочей, все продумано и роскошно. В таком интерьере невозможны дешевые двери или банальный паркет. Все, вплоть до кисточек на занавесках, должно быть дорого. И дорого не только по деньгам, но и по качеству. Например, я очень люблю бахрому и обычно заказываю ее во Франции. Но есть бахрома, которую делают оптом , а есть та, которая делается вручную. Она, конечно, стоит других денег, но зато как будут выглядеть шторы с этой бахромой, в которой каждый цветочек вывязан отдельно и в каждую нитку вплетено пять разных оттенков! Можно, в принципе, обойтись и без нее, но результат будет уже не тот

 

Как правило, то, что я делаю, довольно дорого. Впрочем, только по российским меркам. Если говорить о европейских стандартах, то получится, что у меня не так уж много объектов с действительно серьезным бюджетом. Конечно, я могла бы освоить и гораздо более значительные средства. Ведь это интересно и здорово - не быть ограниченной в деньгах. Это дает свободу

 

Роскошь не терпит подделок. Бывает, мы делаем замок, пытаясь воссоздать атмосферу эпохи Тюдоров, а заказчик говорит: Давайте колонны мы сделаем из полиуретана, они выглядят точно так же, как каменные, а стоят в несколько раз дешевле . Я всегда категорически против таких фальсификаций. Это декорация, а я не понимаю, как можно жить в декорациях. Никому не нужно знать, что твоя мраморная колонна стоила 5 тысяч долларов, но ты должен понимать, что живешь не в полиуретановой штамповке, а в настоящем, рукотворном интерьере, и эта колонна и через 200 лет останется тем, чем она должна быть, - колонной

 

Роскошь нельзя делать в одном углу. Если нет возможности сделать роскошным все, начиная от коврика перед дверью и заканчивая вазами, статуэтками, мелкой пластикой, той же живописью, которая должна быть как минимум добротной, то лучше и не претендовать не роскошь. Она для тех, кто может позволить себе это, для тех, кто психологически готов жить в роскоши, не думая о деньгах, за которые эта роскошь приобретается. Можно создать иллюзию роскоши, но при ближайшем рассмотрении будет видно, что это лишь иллюзия. А можно создать настоящую роскошь, которую даже выверни наизнанку - там все будет настоящее. Пусть это будет не антиквариат, пусть это сделано сейчас, но сделано добротно, руками. Не может быть роскоши, отштампованной машиной и растиражированной. Роскошь - это руки человеческие, которые стоят все дороже

 

Конечно, для русского человека апофеоз роскоши - это барокко. Но это не значит, что, создавая роскошные интерьеры, можно идти только по подражательному пути, используя старые приемы, старую мебель и т. д. Безусловно, хорошо, когда в интерьере присутствуют старые вещи, но это не обязательное условие. Я не вижу большой разницы между хорошей старой и хорошей современной мебелью. Например, у фабрик, с которыми я работаю, даты основания - конец XVII века, середина XVIII века, в крайнем случае начало XIX. Но это все равно 200 лет как минимум. И свою мебель они делают точно так же, как и раньше. Может быть, в технологической цепочке что-то изменилось, например, они теперь не режут ножки к креслам сами, а закупают их у мастера с соседней улицы. Но это не принципиально, потому что все равно они сделаны руками, и это видно

 

Я допускаю имитации в интерьере ресторана, когда непонятно, что с ним будет через пару лет, и все, что нужно его хозяевам, - создать видимость. Роскошь же не видимость, а суть. Никто, кроме эксперта, не отличит бриллиант от фианита у тебя на руке. Но ты-то знаешь правду! И если ты не можешь позволить себе бриллиант, купи малахит - тогда ты не будешь претендовать на то, чего у тебя нет

 

Человек, который, придя в ресторан с хорошей кухней, заказывает себе селедку, а что такое фуа гра не знает, наверняка не любит ни барокко, ни ампир. Думаю, он вообще мало что любит. И, скорее всего, это не мой клиент. Что касается меня, то я люблю все. Сейчас я могу, наверное, сказать, что была в лучших ресторанах мира и попробовала всевозможную гурманской еду. И я люблю это как живопись. Есть настоящая живопись, а есть суррогат. Я не признаю суррогатов. И это касается всего. Еда, наряды, драгоценности - все это необходимо для правильного отношения к роскоши. В какой-то момент жизни человек достигает определенного уровня жизни, уровня мысли, и тогда он готов к роскоши

 

Вкус должен быть во всем - в работе, в еде. Я замечала, что люди с неразвитым гастрономическим вкусом не имеют и художественного вкуса, вкуса к интерьерам

 

Опыт - великая вещь. Надежда Чернигова образца 1995 года и образца 2002 года - это два разных человека. Во-первых, огромные перемены произошли у меня в личной жизни: я вышла замуж второй раз, у меня родился второй ребенок (старшему - 16 лет, младшему - . Да и в профессиональном плане многое изменилось. С возрастом, как это ни странно, возникает больше идей, и очень хочется интересных клиентов, интересных проектов. Во мне произошли какие-то внутренние перемены, которые дают возможность реализовать свой потенциал. Вообще для человека, занимающегося интерьерами, очень важен и возраст, и опыт, причем опыт жизненный. Важен мир с собой. Если есть это внутреннее согласие с самим собой, ты чувствуешь позитивный настрой, и возникает желание отдавать. Ты понимаешь, что есть люди, жизнь которых ты можешь сделать красивой. Да, конечно, я зарабатываю деньги, но считаю, что делаю благое дело - украшаю Землю. Как бы пафосно это ни звучало

 

Я часто спрашиваю себя, откуда во мне эта тяга к роскошному. Может быть, это гены. Один мой прадед был иконописцем, другой архитектором. Еще один архитектор - дед, дядя - скульптор. Так что тема искусства в нашей семье время от времени проявлялась. Я очень хорошо помню свою первую поездку в Ленинград. Мне было девять лет. Однажды утречком мама сказала: Мы едем в Ленинград . И мы с ней вдвоем, как сейчас помню, сели в поезд Москва - Ленинград , приехали на утренний Московский вокзал - и вперед. Эрмитаж, Павловск, Пушкин. Мы прожили в Ленинграде несколько дней, и я в свои девять лет была просто потрясена этой красотой. Откуда возникло такое восприятие окружающего мира у ребенка, я не знаю. Это было какое-то фантастическое, феерическое впечатление. Я даже помню, что у меня с собой была маленькая игрушечка, и я эту игрушечку закопала в Петергофе, потому что очень хотела туда вернуться

 

Иногда мне бывало трудно. Были моменты какой-то несправедливости со стороны заказчиков. Были моменты, что я чувствовала себя не женщиной, а ломовой лошадью. Когда я начинала, мой рабочий день длился 14 часов. Не было ни праздников, ни выходных, и в отпуск я поехала только на третий год. Нас было тогда всего четверо. Я была и чертежник, и электрик, и сантехник, и, естественно, архитектор и дизайнер. Это, конечно, тяжело, но безумно интересно

 

Поправлюсь: не я , а мы . Хотя я делаю интерьеры как художник, мне помогает старая, преданная команда, без которой, конечно, я - никто. Я придумываю, делаю форэскизы. Затем мои помощники прорисовывают мои идеи - на компьютере для современных интерьеров, и вручную для классики. Кстати, у нас все могут рисовать, - и это тоже моя гордость. Поначалу они, конечно, пугаются: Как, нужно взять в руки карандаш , но потом начинают получать от этого удовольствие. Но реальную работу над интерьером я никому не доверяю, делаю все сама. Здесь мое творчество заканчивается, дальше я работаю как прораб
. Очень часто, когда малознакомые люди (особенно женщины) узнают о моей профессии, реакция бывает примерно такой: О, какая прекрасная работа, я тоже об этом мечтала . Я, безусловно, согласна: у меня прекрасная работа и я абсолютно счастливый человек. Но эти люди даже близко не представляют, чем я занимаюсь, и насколько мал процент творчества относительно остального рутинного труда

 

Когда-то я упрекала своих родителей за то, что они слишком мало времени проводят со мной. Они были завзятые театралы, у них все время были какие-то премьеры, поездки, рестораны, и нас с сестрой постоянно бросали. А сейчас я думаю, что они правильно делали, потому что нельзя отдавать себя полностью даже своему любимому ребенку. Может быть, я неправа, но я пришла к этому выводу в результате своей жизни. Хотя, конечно, если у меня появляется свободная минута, я стараюсь провести ее со своим маленьким

 

Сейчас для меня проблемой является то, что проекты, которые я делаю, требуют полной отдачи. По-хорошему, надо брать один объект и ничем другим не заниматься. Но у меня такой возможности нет. Другая, может быть, более важная проблема в том, что у меня маленький ребенок. И если я раньше могла лететь на свидание, окрыленная какими-то чувствами, то сейчас я могу так лететь только к своему ребенку, чтобы почитать ему сказку перед сном. Вечером я пристегиваюсь ремнем и несусь со страшной скоростью, потому что знаю, что у меня есть 15 минут, а потом ему пора спать, и что сейчас он сидит и ждет меня на скамейке в прихожей. Когда я с собой разговариваю об этом, то один из голосов внутри меня говорит: Что вообще в этой жизни главное? У тебя же ребенок растет , а другой возражает: А какая ему нужна мать? Ему ведь тоже нужна личность

 

Когда мне плохо, я люблю читать хорошие книжки. Ребенком своим спасаюсь

 

Кто-то может сказать, что мне повезло в жизни. Но вообще-то я не верю в повезло . Мы все делаем своими руками. Я считаю, что люди сами создают свои неприятности, равно как и приятности . Я пытаюсь жить в мире с собой. Но это не умиротворенность. Умиротворенность - своего рода расслабленность, и это вообще ко мне не относится. Я всегда как пружина. Есть инструменты восстановления мира внутри себя

 

Вообще это интересный вопрос - откуда что возникает. Почему одному человеку дано, а другому - нет? Не знаю... Наверное, я не боюсь делать то, что мне нравится. И хотя я часто слышу упреки в свой адрес, а если говорить о впечатлениях, они такие разные... Я вообще никак к этому не отношусь . Мне рассказывала, например, одна моя знакомая, что видела, как две девушки, открыв журнал с моей публикацией, комментировали: Какой кошмар, да как же можно в этом жить, да сколько же здесь излишеств. Да как же это ужасно... А мне все равно, что будут говорить. Я не боюсь делать сумасшедшие, роскошные интерьеры. И чем больше мне дадут сделать, чем больше мне доверит человек, тем лучше.

 

Еще меня очень радует мой офис. Мы вбухали в него уйму денег, и многие удивляются - зачем? А я никогда не сожалела об этих тратах, потому что мы здесь живем. И мои синие стеночки создают такое настроение, что, наверное, я могла бы здесь медитировать, если бы умела. Я захожу сюда, закрываю дверь и словно возвращаюсь сама к себе

 


 

Театр светел, свет театрален.
Дагуй, гуйчу и другие.
Паола Навоне Минимализм с этно. Смешать, но не взбалтывать.
Кофе-бум.
В мастерской у папы Карло.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика