На главную -  Интерьер 

 

Приметы роскоши


Пожалуй, одной из самых древних примет роскоши были ковры. Редкий дом нынче обходится без пушистого ковра под ногами. В старину так к коврам не относились. Они служили одеждой для стен. Только с XVIII века в королевских покоях появляются сплошные ковровые покрытия, сберегающие дорогие наборные полы. Сегодня рынок наводнен шикарными коврами. Можно подобрать любые ковровые изделия и для пола, и для стен. Есть ковры, точно повторяющие традиционные старинные образцы, есть выполненные дизайнерами в современном стиле, с авангардным декором и сложной модной фактурой. Но по-прежнему трудно найти хороший старинный ковер ручной работы, подходящий для роскошного интерьера с антикварной мебелью. Впрочем, такой ковер не испортит любой интерьер. Что значит хороший старинный ковер? Здесь вкусы не меняются уже несколько столетий

 

 

Одно из распространенных заблуждений: чем больше плотность ворса, тем лучше. Плотность ворса зависит и от местной традиции, и от вида изделия. Например, самой высокой плотностью, 6-12 тысяч узелков на квадратный сантиметр, отличаются небольшие ковровые изделия туркмен - сумки для одежды, попоны и т. п. Излишняя плотность большому ковру для пола только повредит, он может треснуть на изломе. Вообще, если хочешь приобрести подлинно старинную вещь, всегда лучше обратиться к эксперту, который распознает, когда и где сделан ковер, естественные ли красители использовались, какова его реальная цена на сегодняшний день. Последнее немаловажно, потому что стоимость одних и тех же ковров у разных продавцов может отличаться на несколько порядков. Не менее важно оценить состояние сохранности старинного ковра, для чего существуют реставраторы. Иногда ковер выглядит не очень хорошо, но его легко привести в порядок - достаточно почистить. А порой кажется, что ковер выглядит неплохо для своих лет, да хранился в сырости и прогнил насквозь

 

Если приглядеться к европейской живописи, то на полотнах великих мастеров начиная с эпохи Возрождения можно распознать ковровые изделия, которые и теперь ценятся знатоками. Все это восточные ковры - персидские, турецкие, кавказские, туркменские. Что неудивительно, ведь ковер появился на Востоке, в тех регионах, где можно пасти овец, выращивать шелкопряда. Самые драгоценные персидские ковры ткались из шелка, но это было нечто исключительное, предназначенное для дворцов шахов или султанов. В основном ковры делались из овечьей шерсти, иногда с добавлением шелка или хлопка. Восточные владыки, обмениваясь посольствами с европейскими королевскими дворами, присылали богатые дары, среди которых были и разнообразные ковры. Но то было раньше. Тогда и ковры отличались высочайшим качеством - шелковистым и плотным ворсом, благородными красками растительного происхождения. Сегодня, выбирая ковер, следует знать, что не может быть правил, одинаковых для всех видов ковровых изделий

 

В XI-XII веках крестоносцы, возвращаясь из Святой земли, среди прочих сокровищ привозили драгоценные ковры и ткани. Насмотревшись на всю эту восточную роскошь, европейские мастера начали ткать собственные ковровые полотна - шпалеры. В том мире, где появился восточный ковер, красоту божественного мироздания в иносказательной форме воспевали в виде пышного цветочно-растительного орнамента - символа небесного рая в персидских коврах или загадочных геральдических медальонов, обозначавших древние родовые знаки, в туркменских коврах. В средневековых замках, где зарождалось искусство европейской шпалеры, любили узоры восточных тканей и часто им подражали, но самым роскошным украшением для стен со временем признали картину, изображающую нечто достопамятное, величественное из жизни коронованных особ или на сюжет Священного писания

 

Ветхий ковер, как бы он ни был красив раньше, дому ощущения роскоши не добавит. Хотя и выбрасывать вещь жалко. Последнее время дизайнеры нашли оригинальное применение фрагментам старинных ковров и тканей. В галерее Зили, к примеру, можно увидеть замечательные ковровые подушки самых разнообразных форм из остатков кавказских килимов. А для салона Шкафчик&Диванчик на Миланской мебельной выставке были приобретены диванные подушечки, сшитые из кустарного шелка со вставками из лоскутов старых азиатских вышивок, которые великолепно дополняют дорогую итальянскую мебель. Так что не торопитесь выбросить дырявый прабабушкин ковер или вышитое покрывало, может быть, из него выйдет что-нибудь шикарное

 

В конце XV века появляются очаровательные шпалеры мильфлер, рисунок и фон которых прорабатывается множеством мелких цветочков. Возникновение декора этих шпалер, вероятно, было связано с обычаем на праздник Тела Христова украшать улицы занавесями с прикрепленными букетиками живых цветов. В эпоху Возрождения шпалеры превратились в произведения высочайшего искусства. В их создании принимали участие великие мастера. Папа Лев X заказал Рафаэлю картоны для шпалер Сикстинской капеллы на тему Деяния апостолов , которые ткал фламандский мастер Питер ван Алст в мастерских Бове

 

Интересно, что первые шпалеры были сотканы не во Франции, где они впоследствии достигли наивысшего качества, а в Германии, на берегах Рейна, откуда они распространились в Скандинавию. В Северной Европе обитатели замков больше нуждались в тепле и любили завешивать холодные стены всевозможными тканями. В XIV веке шпалеры занимают законное место в роскошном убранстве замков и дворцов европейской знати. В дни праздников, рыцарских турниров ими украшают не только стены, но и балконы, трибуны, походные шатры. Людовик I, герцог Анжуйский, в 1380 году заказал, для своего замка в Анже серию шпалер со сценами Апокалипсиса, которая относится к шедеврам искусства готики. Первенство в производстве шпалер оспаривают разные города. В XIV веке славятся Париж и Аррас. В XV-XVI веках известность приобретают французские шпалеры из долины Луары. В XVI веке на первое место выходят Брюссель, Антверпен во Фландрии, Феррара и Флоренция в Италии. В 1633 году создается королевская мануфактура в Париже, в здании, принадлежавшем семейству Гобеленов. Шпалеры, изготовленные парижской мануфактурой, получают название гобеленов, которое со временем начинает употребляться в качестве общего термина

 

Чем же все-таки полюбились эти сотканные картины, которые по красоте и роскоши соперничали с живописными произведениями великих мастеров? Что вообще это такое - живопись или декоративный ковер? Стоило ли тратить столько усилий: создавать мастерские, заказывать картоны величайшим художникам, заставлять трудиться сотни ткачей, чтобы вместо живописного полотна изготовить какой-то коврик, сотканный рисунок которого не в состоянии точно передать изображаемое? Искусство шпалеры обладало особым волшебством. Очарование шпалеры как раз и заключалось в соединении привычного текстильного убранства, окутывающего помещение теплым комфортом, и живописи, придающей убранству величественную роскошь. В шпалере цвета сплетались из множества нитей, мерцая и переливаясь как изысканная драгоценность

 

Шпалеры фламандской работы на протяжении 300 лет оставались ценнейшим предметом роскоши. В начале XVIII века по указу Петра I была создана шпалерная мастерская и в Петербурге

 

Богатую кровать не стыдно было отправить в дар иноземному государю. Царь Алексей Михайлович в 1662 году преподнес персидскому шаху кровать, разукрашенную и черепаховым панцирем, и золочением, и раковинами, и хрусталем со стеклом

 

Роскошные покои немыслимы без шикарного ложа. В старину кровать была настоящим кровом. Царская кровать имела резной деревянный каркас, возвышающийся над постелью, который драпировался дорогими тканями. Верхний шатер небо и занавеси по сторонам шились из драгоценной камки, отделывались золотыми кружевами с бахромой. Спинки кровати украшались золотными покрывалами, расшивались зверями, человеческими фигурами и травами . Так было устроено ложе Михаила Федоровича, первого царя из дома Романовых. Во второй половине XVII века в царских палатах появляется немецкая мебель с фигурной резьбой. Кровати приобретают затейливые детали: небо венчают короны, столбы завершаются яблоками , а ножки украшаются пуклями . Дерево золотилось, раскрашивалось, иногда украшалось живописью. Когда князь В.В. Голицын попал в опалу, в царскую казну было отписано одиннадцать кроватей. Конфискованное имущество подробно заинвентаризовано: Кровать немецкая ореховая резная, снизу с четырех сторон и круг четырех столбов и под верхом подзор, резь сквозная, личины человеческие и птицы и травы... и т. д

 

Королевские опочивальни обставлялись не менее шикарно. Известно, к примеру, что в 1398 году герцог Орлеанский приобрел скромную переносную спальню une chambre portativе, состоявшую из балдахина, покрывал на спинки и вышитого одеяла

 

Не только сама кровать, но и постель убиралась с царской роскошью. Нарядные постельные принадлежности хранились в сундуках для особых праздничных случаев. Опись постельного обихода звучит как описание волшебных сокровищ, правда, половина слов непонятна, но разве не песня: Постель пуховая, наволока атлас по червчатой земле опахала и травы золотные... Одеяло атлас золотный по лазоревой земле, грива низана жемчугом по атласу по червчатому; в гриве ж каменья 17 лалов, да 24 яхонта лазоревы, 23 изумруда...
Все царское белье содержалось с величайшей бережливостью, и дело было не в экономии и чрезмерной аккуратности, а в боязни всякого ведовства, порчи. Сорочки, простыни - вся белая казна хранилась в кипарисовых сундуках, ключами от которых ведала сама государыня

 

В любом роскошном доме любят старину. Старинные вещи создают ощущение подлинности, они словно заколдовывает время, храня в себе частичку прошлого, питают иллюзию бегства от повседневности. Можно ли представить себе дворец без коллекции старинных вещей, картин, бронзы, фарфора, оружия, в любую эпоху остававшихся знаками престижа. А творения ювелиров - драгоценные вещицы, выполненные специально для украшения интерьера, - золотые каминные часы, серебряная посуда или уникальные ювелирные изделия вроде пасхальных яиц Фаберже? Не столь уж важно, обладают эти вещи фантастической ценностью или, быть может, уступают в цене другим произведениям, украшающим дом, - фарфору или живописи. Их дело - ослеплять и завораживать блеском золота и камней. С этой ролью превосходно справляются редкие вещицы, привезенные в Европу из далеких стран. И хотя по мастерству исполнения и драгоценности материала они часто не выдерживают сравнения с изысканными произведениями европейской работы, у них есть другое преимущество. За ними тянется шлейф загадочного прошлого, пряный аромат Востока. Такие редкости приобретались по случаю у антикваров, а правители любили удивлять друг друга роскошными дарами. Так, Надир-шах, правитель Ирана, отправил посольство к российскому императору, которое вышло в путь 23 октября 1739 года, а прибыло в Петербург только 2 октября 1741 года, потому что при нем было 14 живых слонов. Императору Иоанну Антоновичу, регентше Анне Леопольдовне, дочери Петра I Елизавете были сделаны драгоценные подношения в виде ювелирных изделий, прежде принадлежавших сокровищнице Великих Моголов и захваченных во время похода Надир-шаха в Индию в 1739 году

 

Для простого народа кровать долгое время оставалась недоступной роскошью. Ее заменяли скамья или печь, а вместо шитых золотом и подбитых мехами одеял накрывались чем придется - лоскутным одеялом, одежонкой. В купеческой среде кровать с перинами и горой подушек олицетворяла достаток хозяев. Богатую постель готовили в приданое

 


 

Из России с любовью.
Простота и единство.
Архитектурная палитра Джона Посона.
La Murrina - мир цвета в оболочке из стекла.
В тридевятом царстве.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика