На главную -  Интерьер 

 

В поисках лица времени


Идея синтеза, попытка объединить эстетическое и утилитарное начала определяют портрет города. Вкрапления современности сплошь и рядом возникают на московской карте, включая исторически выдержанный в едином стиле Центр

 

 

С.К.: По-настоящему серьезные изменения архитектурного облика Москвы происходят в последние года два. А прежде... Пока новые проекты родились, прошли согласования, реализовались... Только сейчас мы видим результаты этого перемещения мыслей в головах профессиональных архитекторов в сторону разумного, логически обоснованного архитектурного взгляда. Он, кстати, все более обращен к европейскому, американскому, а по сути, интернациональному опыту. И это неудивительно. Москва ведь не может и не должна представлять собой мумифицированный город

 

Арх.: Меняющийся город озадачивает москвичей новыми формами. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние Москвы?

 

В.Л.: Практика показывает, что частный коммерческий продукт оказывается эффективнее в архитектурном смысле, чем заказные государственные проекты. Они ограничены бюджетом и, конечно, как издавна водится в России, сроками. Второпях, к юбилею, к приезду отрапортовать! Архитектору приходится брать типовые решения, срочно все выдавать... И остается лишь сожалеть, что иногда результатом всего этого является то, что мы видим подчас на улицах. Однако есть примеры другой государственной архитектуры, которые изначально определены хорошим бюджетом, и в этих рамках делается соответствующее архитектурное качество

 

Те, кто успешно работают сейчас в этом интернациональном стиле, известны. Например, Мастерская Плоткина. Там работают профессиональные люди, и то, что они делают, достойно уважения

 

Арх.: На сегодня Москва по-прежнему город малоэтажек. Миновал большой отрезок времени, и в Москве возобновилось строительство высоток. Считаете ли вы, что это перспективное направление развития архитектуры города

 

С.К.: Пример - здание Сбербанка на проспекте 60-летия Октября. Многие его ругают, а мне нравится! Оно - качественное! Работал творческий архитектор, творческий конструктор... Одна консоль, вылетающая на проспект, чего стоит!
В.Л.: К сожалению, до сих пор основной идеей нашего градостроительства остается убеждение, что в Центре ничего современного быть не должно. Таков принцип градостроительного регулирования. Мы считаем, что не являющиеся памятниками архитектуры, полуразвалившиеся руины надо вычищать, а не трястись нервно над каждым кирпичиком и пытаться восстановить то, что потеряло всякую актуальность. Спустя годы потомки не будут проводить спектральный анализ новодельных архитектурных стилизаций, они будут искать Лицо Времени

 

В.Л.: Исторически же в России сложилось так, что одним из высотных сооружений относительно других построек всегда была церковь. В свое время церкви служили естественными ориентирами, вешками. На смену им пришли водокачки..

 

С.К.: Малоэтажность идет от времен холодной войны . Высотные ограничения, которые существовали в Москве, диктовались вероятностью ядерного удара. Если падает бомба, она рушит здание, которое, разваливаясь не должно закрыть весь квартал. Жесткость военной логики

 

Арх.: Можно ли, на Ваш взгляд, говорить о том, что Россия участвует в мировом архитектурном процессе?
В.Л.: Беда в том, что в России все переворачивается с ног на голову, и влияние мировой культуры путают с нарушением государственной границы. Если мы говорим, что должно возникнуть что-то достойное, то нельзя произвести это достойное вне мирового архитектурного опыта

 

С.К.: В конце концов электронные средства давно взяли на себя функции координирования движения, в ориентировании по зданиям необходимость отпала. К тому же сложилась инфраструктура города, заставленного бетонными и кирпичными коробками . А первыми настоящими высотками стали постройки сталинского периода. Сегодня здания, которые возводятся вторым кольцом по Генеральному плану Лужкова, могли бы дополнить высотный облик города. Но это дело будущего. Поживем - увидим.

 

А что сегодня творится с Питером, с проектом Мооса? Проблема опять активно всеми обсуждается: Как же колоннада? Как же так? . Да Бог с ней, с этой колоннадой! Я первый на бульдозере приеду и снесу это все. Меня коробит от всего, что плохо, а попытка имитировать ушедшее - это плохо, даже в таком городе, как Петербург. Зачем делать отвратительный новодел , если даже культура создания построек в историческом стиле утеряна, и знаний архитектурных не хватает

 

С.К.: Вот, например, есть у нас попытка небезызвестного Сити. Почему Хор должен делать башни, если он никогда в жизни этим не занимался? Он не знает, как это делать, и я тоже не знаю, как это делать! Выход один - учиться. Есть серьезные международные конкурсы. Их выигрывают люди с оригинальными идеями. Смысл этого конкурса в чем? В том, что архитектор-победитель берет на себя ответственность за реализацию своего проекта на том основании, что его работа признана лучшей среди равных. И все оказывают ему содействие, потому что в равной степени заинтересованы в результате!
Показательна история с Р. Бофиллом и Смоленским пассажем , с Ле Корбюзье в бытность строительства Центросоюза. Это наша кулуарная гордость за русских, за своих... кузькина мать до сих пор преследует нас. Почему не позвать Ренцо Пьяно, Николаса Гримшоу, Нормана Фостера, Ричарда Роджерса, да мало ли имен, достойных этого? Москва - это мегаполис, город, в котором должны появляться творения мировой архитектуры

 

С.К.: Мы, например, четко обозначили, что не занимаемся классикой, псевдоклассикой и имитациями, определили свой стиль, архитектурные приемы и не будем делать ничего выходящего за эти рамки, ни при каких обстоятельствах. Ни бюджетность, ни почетность таких предложений не соблазняет. Это все равно что наступить на горло собственной песне , что сродни мазохизму

 

Арх.: Являясь профессионалами, вы в огромной степени несете ответственность за производимый продукт. До какой степени архитекторы зависят от заказчика?
В.Л.: Это в первую очередь вопрос позиции архитектора. От того, как позиционируешь себя относительно идеи, которую генерируешь, относительно взгляда на архитектуру вообще, зависит мера честности с заказчиком, с собой..

 

Арх.: Из чего же складывается среда обитания?
С.К.: Мы не разделяем архитектуру на интерьер и экстерьер. И принцип организации интерьера у нас сугубо архитектурный, а не декорационный. Поэтому наш интерьер - это экстерьер, вывернутый наизнанку. Это определенные архитектурные приемы воздушных проекций, например определенная динамика потолочных линий, комбинаторика материалов. Это в любом случае архитектура. Гармония. Она и выталкивает все чужеродное. И понравившийся коврик хозяин постелет, но сам же очень быстро уберет. Ведь человек, живущий в гармоничной среде, в конечном итоге начинает это остро ощущать

 

В.Л.: Что же касается взаимодействия с клиентом... Дело в том, что архитектор - человек особый. Он способен повернуть взгляд человека на мир. И тут, как ни странно, возникает обратная связь. Наши заказчики говорят, что на многие вещи именно мы открыли им глаза. И, более того, признаются, что архитектура, сделанная нами, диктует им иногда образ жизни. Среда обитания воспитывает!

 

С.К.: Самая большая ценность в архитектурном решении - в том, как это сделать. Архитектор всегда связан с проблемами строительства, и хорошие архитекторы зачастую находят самые оригинальные решения. Взять хотя бы последнюю работу Гримшоу Эдемский сад с полиэтиленовыми пузырьками. Любопытнейшая вещь. Огромное пространство перекрыто надутым полиэтиленом. Пузырьки так легки, что периодически улетали, когда их монтировали. А в итоге - хорошая, надежная конструкция получилась

 

В.Л.: Начинается все с образа. Он возникает в голове. Это и есть та самая непостижимая кнопка , которую многие ищут. А дальше начинается работа . Для нас она заключается в тесном контакте с конструктором. Архитектор без конструктора - творец без кисти! Материализация архитектурного образа в его руках. Потом приходит этап выбора технологий. Мы в дополнение ко всему маркетологи

 

Арх.: Тема нашего номера - металл. Каково ваше отношение к этому материалу?
С.К.: Традиционное мнение, что металл - это холодно, мы всем своим творческим путем пытаемся опровергнуть! Отметем в сторону его конструктивные качества, когда он просто физически держит конструкцию (там не оценивается тепло - холодно , там без него не обойтись). Рассмотрим только его эстетические характеристики. Металл полированный, сатинированный, обработанный все равно принимает на себя цвета и оттенки окружающего мира. Он - отражатель. Максимум металла - это зеркало. В интерьере - пространственная дырка . Сейчас в ней все выглядит так, а чуть отошел, и все преломилось, на первый план выступило окружающее, металл же проваливается , уступая место цвету, свету. На этом можно выстроить интересную игру, поэтому используем его с удовольствием

 

В.Л.: Мы тоже находимся в поиске, и для нас очень важно быть на острие технического прогресса. И здесь ограничений нет. Мы работаем с материалами, раскрывая их с совершенно неожиданных сторон

 

Во-первых, за металлом надо ухаживать. Во-вторых, необходимо учитывать температурные перепады внутри и снаружи здания. Здесь самый яркий пример - новое посольство Великобритании. Сюда приехал настоящий хай-тек, а потом его одели в ватную рубашку . Он здесь просто замерз. У нас иногда берут дежурные приемы, например ленточные жалюзи по фасаду пропускают. Но ведь это характерно для Испании, там вообще чуть ли не досками окна забивают, только бы охладить себя... С.К.: Это идет от желания быть модным. Как в одежде - пытаются одевать здания в то, что модно. Тогда как нашу архитектуру определяет климат

 

В.Л.: Здесь только надо помнить, что живем мы в климатически экстремальной среде. И то обилие металла, которое можно видеть в Европе, Америке, Японии, у нас неприемлемо. Мы не можем позволить себе сделать гирлянду из металла на здании, потому что зимой она превратится в гигантскую сосульку и будет угрожать жизни людей

 

Арх.: Одна из серьезных проблем последнего времени - недострой . Помимо финансовой, какие еще существуют причины его возникновения?
С.К.: Зачастую непрофессиональность и безответственность тех, кто берется за проект. А как следствие качество коробки, которую собирают. Тихий ужас, как она собрана, тихий ужас, из чего она собрана. У спроектировавших это архитекторов должна же быть хоть какая-то мера ответственности! Рисуют скворечник в четыре окошка, как умеют. Называют это архитектурным проектом. И возводят . А ведь люди относятся к архитектору, как к доктору, с доверием, как к человеку, который знает, что делает... И спастись от этого нельзя! Надо очень серьезно подходить к выбору архитектора и понимать, за что платить деньги

 

В.Л.: В будущем придумают, наверно, нечто, вроде стеклянного купола. Под такими куполами здания будут защищены от климатических воздействий

 

С.К.: Есть на Рублевке недострой , который своей монстрообразностью и соединением каких-то невероятных вещей производит на меня глубочайшее впечатление. Он так плох и ужасен, что из этого можно вытащить крайне оригинальную вещь. Но это уже продукт на любителя

 

В.Л.: Очень часто приходится слышать: Коробку я уже построил. Теперь мне нужен архитектор! До какой степени это неправильно, и говорить не приходится... Хотя мы даже в клинических случаях иногда можем провести реанимацию

 


 

Леонид Зайцев – человек-стиль.
Николай Мазуров Рынок можно двигать.
Этот новый старый дом….
Сны наяву.
Пляшем от печки.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика