На главную -  Интерьер 

 

Андрей Дмитриев Вкус - привилегия избранных


- Архидом: Андрей, что Вы можете сказать об экзотике?
- Андрей Дмитриев: Я сейчас делаю себе квартиру, в которой в некоторой степени будет присутствовать экзотика. Я привез из Египта ткани, интересный, типа сюзане, ковер, вышитый, как я думаю, где-то в пограничном с Египтом Судане, привез ковер из Пакистана. Вот, в общем, и вся моя экзотика, я думаю, что выражена она будет только в тканях. Хотя мне кажется, нельзя узко рассматривать это понятие. Экзотика - это то, что out of ordinary - отличное от обыденного

 

 

- А: А у Вас были интерьеры, которые можно назвать экзотическими?
- А.Д.: Например, бар, который я делал в Орске, вполне можно считать таким. Потому что, не оглядываясь на провинцию, я сделал европейский интерьер, который мог быть и в Лондоне. Для того места этот бар - экзотика, хотя в нем нет ничего этнического и ничего старого. Экзотика - это нечто другое, то, к чему человек не привык. Я думаю, что для африканца экзотикой станет пластиковый стаканчик, а для нас будет экзотикой африканская маска. Для нас, варваров, к примеру Италия - экзотика. Хотя желание быть европейцами всегда было присуще нашей нации, мы азиаты по определению. Это я понял, когда на Восток съездил, в Китай, Пакистан. Из Ближнего Востока был только в Египте, но это тоже очень похоже. Поезжайте в Москве в Измайлово - типичный Хана-аль-Халили-маркет в Каире! Если говорить об экзотике, то это, возможно, отражение тяги человека к передвижениям. Человек окружает себя экзотическими предметами, потому что он в душе путешественник и ему не хочется стоять на месте. Окружая себя какими-то предметами, он или напоминает себе, что у него было в жизни, или мечтает о том, что у него будет

 

- А: Я очень хорошо помню, как, будучи еще студенткой, впервые попала в Старое кафе . Для того времени это была экзотика - кирпичные стены, старые фотографии, разные бутылки. Ведь Вы во многом являетесь первооткрывателем и зачинателем этого стиля?
- А.Д.: Это было давно, в 1993-1994-х. Тогда старались закутать все в белый пластик и золото. Но мне это всегда было чуждо, и хотелось чего-то приятного, уютного. Так получился собирательный образ петербургского кафе, но не буквальный, а чисто ассоциативный. Сейчас, может быть, это и не очень актуально, появилось много подобных интерьеров. Хотя мне кажется, что вещи, сделанные чисто , актуальны всегда. Если же есть какая-то фальшь, что-то искусственное, то эта фальшь всегда видна. Поскольку интерьер - это знаковая система, ошибка в запятой сразу бросается в глаза

 

- А: Расскажите немного об истории Вашей творческой деятельности. Старое кафе - это был первый интерьер?
- А.Д.: Старое кафе - первый публичный интерьер. До этого были только частные и свои. Хотя как интерьерный дизайнер я начал в детстве. Так что история моя долгая

 

- А: Путешествия в пространстве и во времени? В таком случае антикварные вещи тоже экзотика?
- А.Д.: Да, это некая машина времени, перемещающая в прошлое. Чем отличается поход в музей от окружения себя старинными предметами? В музее вещи всегда дистанцированы от зрителя ленточками, бабушками, знаками нельзя фотографировать . А когда вещи у тебя дома, ты ими пользуешься, прикасаешься ко времени

 

- А.Д.: Если точно, то двадцать. Именно тогда я купил автомобиль, джип виллис . В этом году я надеюсь его все-таки доделать. Этот год юбилейный: 20 лет со дня покупки и 60 лет со дня изготовления. Очень приятная машина, безумно простая, практичная, неприхотливая и маленькая, радующая глаз

 

- А: Кстати, Андрей, я слышала краем уха о каком-то очень экзотическом автомобиле, который Вы реставрируете уже лет пятнадцать..

 

- А: А Вы были в ресторане Русский китч ? Довольно остроумно..

 

- А: Возвращаясь к интерьерам: Вы замечали, что на фотографиях сразу можно отличить наш интерьер от западного?
- А.Д.: Наши интерьеры отличаются от западных, потому что у наших архитекторов не было перед глазами примеров хороших жилых интерьеров. Они это все увидели слишком поздно, мне кажется. Впрочем, есть в нашем городе хорошие декораторы, немного, но есть - Леша Хаас, Антон Горланов. К сожалению, людям нравится банальное. У народа вообще никогда не было большого вкуса. Вкус - это привилегия избранных

 

- А: А что такое русский не-китч? Какие-то отголоски классической архитектуры?
- А.Д.: Я не думаю, что есть русский стиль, не русский. Не думаю, что есть какой-то французский или английский стиль в чистом виде. Есть, конечно, элемент национального характера. Но я полагаю, что большие декораторы, большие художники - они интернациональны. Быть националистом - это достаточно узко, все националисты - люди с ограниченным кругозором, как мне кажется. Люди широких взглядов не могут быть национальными. Потому что если ты такой специфичный, то и востребован ты будешь узким кругом людей

 

- А.Д.: Я думаю, что этому названию не очень тяжело соответствовать. Гораздо сложнее сделать русский не-китч

 

- А: Грязные мостовые..

 

- А: Что по поводу особенного петербургского стиля?
- А.Д. Петербургский стиль - это бред, который сейчас пытаются пропагандировать. Нечто современное пошло бы городу на пользу. Хотя я против, чтобы центр города похабить , за Обводным каналом уйма пространства, там и можно как угодно самореализовываться. Я не вижу смысла банально подражать кому-то. Зачем устраивать пешеходные зоны, город и так красив, главное - ему не навредить. Зачем нам подражать бедной провинциальной Германии, для которой характерны пешеходные зоны. Пусть у нас будет то, что есть - красивые бульвары, широкие улицы..

 

- А: Если говорить, к примеру, о дизайне, естественно, есть явление - международный дизайн. Но при этом есть и понятие итальянский дизайн, который имеет свое лицо и отличается, скажем, от немецкого

 

- А.Д.: Лучше вымыть мостовые лишний раз. Может быть, когда-нибудь что-то изменится и иное понимание наступит

 

- А: Но ориентироваться на вкусы эстетов - это декаданс получается?
- А.Д.: Мне нравится быть немного декадентским. А иначе все уйдет, не будет сопротивления, победит плохой вкус. Не хочется идти за потребителем, хочется его воспитывать. Хороший вкус может быть навязан, мне кажется

 

- А.Д.: Итальянский дизайн от всего отличается, потому что Италия - родина хорошего вкуса. Стран с хорошим вкусом мало - Италия, Франция, Швеция. Хотя даже в Италии иногда попадаются безвкусные вещи. Не могу согласиться со всей итальянской мебелью. То, что у нас называется классикой, мною плохо воспринимается. Я понимаю, что это стилизация, рассчитанная на потребителя. Или стиль Версаче, например, - дорогая безвкусица. Как рыночный ход он был хорош тем, что удовлетворил запросы большинства. А мне как декоратору не хочется удовлетворять запросы большинства, потому что эстетствующих людей не так уж много

 

- А: Должна же быть культура уживания с неотремонтированными вещами? Наверное, человеку больше нравится порядок, гладкий потолок, ровные стены?
- А.Д.: Этого хочется, пока у тебя этого нет. А как только обретаешь, тебе сразу хочется трещин и кривых стен, потому что в ровных стенах невозможно существовать, сразу возникает ощущение сумасшедшего дома. Человек мечется и не понимает, почему помещение, на которое он потратил столько денег, стало нежилым

 

В бытность мою в Москве удалось посетить музей-усадьбу Останкино, вот образец изысканного вкуса. Там любая деталь достойна пристального изучения. Очень смелая вещь была для своего времени - видите, какие цвета насыщенные, тоже своеобразная экзотика, усадьба-театр. Настоящая школа декораторского мастерства. Там все в довольно запущенном состоянии, и мне это нравится больше, чем зареставрированное , мне это ближе. Мне и Ораниенбаум нравится в тысячу раз больше, чем Петродворец. Хочется смотреть на эти трещины, хочется чего-то натурального и естественного. Да, в этом есть свой шарм и прелесть

 

- А: Пластиковую мебель и антикварные вещи?
- А.Д. Может быть и так. Я сейчас ко всему готов. Главное, чтобы это было органично, чтобы это звучало

 

- А: Существует ли эволюция Дмитриева - профессионала?
- А.Д.: Прибавляется опыт. В связи с путешествиями прибавляется виденное. А поскольку увиденного больше, то и отдача больше, какие-то возникают контрасты неожиданные. Я стал совмещать довольно несовместимые вещи

 

- А: Расскажите о Вашем участии в Неделе декора. Это тоже миссия, пропаганда хорошего вкуса?
- А.Д.: Это, скорее, заявка о том, что существуют декораторы. Заявка новой профессии. Если в прошлом году нас было четверо, то в этом году было 12 выступавших. В нашей профессии нет конкуренции. Во-первых, по моим подсчетам, у нас приходится 10 миллионов человек на одного декоратора, а во-вторых, все декораторы разные, поэтому у клиента есть возможность выбора

 

- А: А где грань между плохим вкусом и поиском нового?
- А.Д.: Я думаю, в балансе. Работу декоратора я воспринимаю как весы. Брутальное, изящное, китчевое, изысканное - все должно находиться в равновесии

 

- А: И как народ реагировал?
- А.Д.: Бодро. Многим нравилась шутка. Многим нравилась эстетика. Иногда хочется быть и провокатором, хочется подвигать людей на то, чтобы они воспринимали изящное должным образом

 

- А: Получается, профессия декоратора самая выгодная, самая востребованная?
- А.Д.: Сейчас она становится востребованной. Но дело в том, что многие люди почему-то считают, что лечиться нужно идти к доктору, а дизайн они сами сделают. А результат мы видим часто в журналах. На Неделе декора я выставлял кухню, достаточно противоречивую, - некрашеный гипрок, железный пол, прозрачная плитка. Светильники в виде дуршлака или кастрюльной крышки. Хотелось показать нечто необычное

 

- А: То есть опять экзотика?
- А.Д. Смысл профессии декоратора именно в неожиданном понимании предметов, неожиданном восприятии цветов, фактур. Я иногда переосмысляю вещи, даю им другую функцию, ничего не меняя по сути. Например, кирпич-подсвечник - он остается тем, что он есть, но при этом приобретает иное значение

 

- А: Вам нравится имидж скандалиста?
- А.Д.: Без скандала какой же это дизайн, кому он интересен? Художник должен быть не то что эпатажником, а несколько отличным от общепринятого

 

- А.Д.: Подводя итоги, скажем, что экзотика нужна нам для того, чтобы чувствовать себя свободными в пространстве. Поскольку вся экзотика связана с перемещениями, то люди вводят ее в контекст интерьера, потому что хотят путешествовать, хотят видеть или хотят напоминания о том, что они уже видели

 

- А: Сейчас мы логически придем к тому, что декоратор - это человек, который и экзотику двигает, насаждает

 

- А: Наверное, это очень приятно - работать для интеллектуальной элиты, для избранных?
- А.Д.: Работать вообще приятно, я бы так сказал. Если есть интересная работа, то жить приятно. Приятно, что не ради денег приходится работать, а ради удовольствия, а деньги этому сопутствуют.

 

- А: А вам нужна ударная экзотика - леопарды, зебры, африканские маски?
- А.Д.: Я люблю тонкие ноты, полунамеки, полутона. В частности, я делаю обивку дивана из серого льна, а экзотическую ткань ввожу полоской, которая будет проходить через диван. Я не весь диван обиваю тканью, а даю некую ноту, мне кажется, что это будет интересно. Каждый человек делает интерьер для себя, для того, чтобы комфортно в нем существовать. Моя задача как декоратора этого человека понять, выяснить, что ему нравится, и сделать этот интерьер для него комфортным. Мне хочется угождать людям с хорошим вкусом. Их мало, но я делаю интерьеры для них. Я вообще не делаю интерьеры под богатых людей. Мои интерьеры для способных мыслить

 


 

I Saloni метаформы дизайна.
Материальная культура.
Возвращение в усадьбу.
Арне Кинз – infant terrible бельгийского дизайна.
Интерьер как искусство.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика