На главную -  Интерьер 

 

"Натуральное" помешательство


Материалы, подаренные природой, обладают живым естеством. Они словно наполнены теплом. У них даже есть возраст, запечатленный в рисунках на срезе дерева, в патине старинных вещей, в трепетной мягкости поношенной ткани

 

Наше увлечение натуральными материалами давно превратилось в манию. Повсюду вместо настоящего природного материала мерещится подмена чем-то искусственным, как будто не совсем настоящим. А это действительно натуральная кожа или чистый шелк? - придирчиво допрашиваем мы продавца

 

В старину на Руси главным текстильным сырьем был лен, а хлопок, к которому мы сегодня так привыкли, привозился издалека, с Востока. Старинные китайские хроники рассказывали, что в Индии есть чудесные растения, на которых растет шелк. Отец истории Геродот в V веке до н.э писал, что в Индии на деревьях растет шерсть. В немецком языке подобное представление сохранилось в названии хлопка Baumwolle, состоящем из двух слов Baum - дерево и Wolle - шерсть. Самые древние хлопчатобумажные ткани - 3-го тысячелетия до н.э. - были найдены на территории Пакистана, в Синде. Из Индии культура хлопчатника была занесена в Персию и Туркестан, откуда попала и в Китай. Вначале хлопчатник выращивался китайцами как декоративное растение, а хлопководство получило распространение после XI-XIII веков

 

История натуральности
Природа наделила человечество своими благами. Но каждый народ получил дар, соразмерный способностям и культурным возможностям. Ведь даже шкуру убитого зверя, прежде чем надеть на себя, нужно обработать, неплохо бы еще и сшить, хотя бы в некоторых местах. А чтобы превратить растительные волокна в пряжу или глину под ногами в подобие строительного материала, большое умение требуется. Каждый материал имеет свою историю и мифологию. Особенно это касается тканей. Наверное, если из большого разнообразия натуральных материалов выбирать самое что ни на есть натуральное, наше представление об идеальной естественности наилучшим образом воплощают ткани из растительных волокон

 

По преданию, в Туркестан шелкопряд был привезен во II веке н.э. китайской принцессой, которую выдали замуж за степного правителя. В качестве приданого она захватила с собой заветные коконы с личинками шелкопряда, спрятав их в длинных волосах. Рассказывают и другую историю - о пророке Джобе, который в Средней Азии считается святым покровителем шелкоткацкого ремесла. Как-то Джоб проходил мимо шелковицы - дерева, листьями которого кормят шелкопряда. На голых объеденных ветвях было полным-полно шелкопряда. До ближайшего селения было далеко, а добрый пророк не хотел оставлять ослабших червей на верную голодную смерть. Тогда Джоб улегся под деревом и позволил шелкопряду заползти на его тело и пить его кровь. Облепленный червями, он встал и отправился в селение, к людям, которые, увидев эту милую картинку , пришли в ужас, решив, что Джоб подхватил страшную заразу и лучше держаться от него подальше. Так и не получив помощи, несчастный разыскал дерево с листвой и дождался, пока черви переползут на его ветви, а сам после таких испытаний умер

 

Почему-то китайцам природных даров досталось больше, чем другим. Они первыми научились делать шелковые ткани, бумагу, фарфор и еще очень много полезного для красивой жизни. Чего там только не было: и роспись натуральными лаками, и изумительные растительные краски, и резьба по слоновой кости или камню, инкрустация перламутром, украшения из птичьих перьев и т. п. Шелк в Китае известен с глубокой древности. В провинции Шэньси были найдены две половинки кокона культурного шелкопряда, относящиеся к эпохе неолита, то есть последнего периода каменного века. Несколько тысячелетий Китай оберегал секреты производства и шелка, и фарфора, сохраняя монополию на эти дорогие товары. По Великому шелковому пути медленно шли караваны, груженные тюками шелковых тканей и шелка-сырца. На первых порах в Персии, Сирии, Месопотамии, Египте, Греции, Риме и Византии делали шелковые ткани из китайской пряжи. Иногда распускали старые ткани, чтобы, смешав с местным льном или шерстью, соткать новые драгоценные материи

 

Экологическое мышление и новые материалы
Долгое время существовало естественное равновесие между природными и искусственными материалами. Большой разницы между ними не видели. Материалов, созданных искусственным путем из природных компонентов, в древности было немало - те же керамика, бетон или стекло. Только чужое, привезенное издалека, казалось чем-то сверхъестественным, не делом рук обычного человека. Так средневековый Запад относился к китайскому шелку и фарфору

 

Каждый материал, будь то хлопок или шерсть, глина или дерево, был окружен волшебным ореолом народных сказаний, старинных суеверий. Отношение к тому или иному материалу зависело от его роли в традиционной культуре. Людей волновало символическое значение материала. В степях кочевники с незапамятных времен перегоняли отары овец, и шерсть для скотоводов была благословенной, отпугивающей любую нечисть. У земледельцев Средней Азии чистыми и наделенными особой благодатью считались белая хлопчатобумажная ткань, глиняная посуда, серебро. А, скажем, золото и шелк здесь принимали с опаской. Шелковые одежды и золотые украшения, конечно, носили, но и Божьей кары за излишнюю привязанность к роскоши остерегались. В Китае же, наоборот, с особым почтением относились к шелку. В традиционной культуре был заложен инстинкт самосохранения, оберегавший от всего пришедшего извне. Веками чужеземные материалы воспринимались чуть-чуть настороженно, как что-то инородное, порой дорогое и роскошное, но далеко не всегда уместному. И в напряженные моменты жизни - во время свадьбы или родов - человек стремился окружить себя самыми чистыми , а не самыми роскошными материалами

 

Однако производство принципиально новых материалов, созданных не из того, что есть в природе, а из соединений, полученных химическим путем, стало возможным лишь в 1930-х годах. К тому времени ученые проникли в тайны элементарных частиц, начали разбираться в структуре молекул и строении высокомолекулярных соединений. Только после этих важных открытий они смогли приступить к синтезу полимеров, необходимых для изготовления искусственных волокон и пластиков. В 1931 году академик Сергей Лебедев синтезирует каучук, в 1934 году на основе поливинилхлорида получают первое синтетическое волокно под названием PC. Затем американский химик Уоллес Карозерс создает найлон, а немец Пауль Шлак - еще одно синтетическое волокно, перлон

 

Мысль о возможности сотворить нечто совершенно новое, разложив природные вещества на первоначальные элементы, будоражила умы с незапамятных времен. Алхимики были заняты поиском сверхсубстанции, из которой можно получить что угодно, в том числе и золото

 

Поэтому многим захотелось вернуться к таким милым и привычным натуральным материалам. Правда, к сегодняшнему дню все же установилось своеобразное равновесие в применении как традиционных, так и новых материалов. В наши дни, - пишет Жан Бодрийяр, - все органические природные материалы обрели себе функциональный эквивалент в виде пластических и полимерных веществ. Бессмысленно отвергать такую эволюцию, предаваясь идеальным грезам о теплой, человеческой субстанции былых вещей. Оппозиция натуральных/синтетических веществ есть всего лишь моральная оппозиция . Ценность природных материалов возрастает с каждым днем. В дорогих эксклюзивных интерьерах используется мебель из цельной древесины, натуральные ткани, ковры и т. п. Все больше в обиходе смесовых материалов, в которых растительные волокна смешаны с искусственными, что улучшает их свойства

 

С тех пор словно спустили курок: неудержимо и бесповоротно был запущен механизм создания все новых искусственных материалов. Начинается новая эра, открывшая перед человечеством невиданные перспективы: больше не нужно зависеть от прихотей природы, синтетические материалы можно наделить теми качествами, которые потребуются. На первых порах представлялось, что будущее принадлежит этим материалам: они прочны, легки, пластичны, эластичны, словом, обладают массой достоинств. Но как часто случается, эйфория вскоре сменилась разочарованием. Кроме достоинств стали проявляться и явные недостатки искусственных материалов. Оказывается, они не дышат , то есть не обладают газо- и влагопроницаемостью. В одежде из таких материалов не очень-то приятно себя ощущаешь, а в помещении, отделанном ими, будут проблемы с естественной вентиляцией, да и с пожарной безопасностью возникнут сложности из-за их горючести. При определенных условиях они накапливают статическое электричество, которое нарушает энергетический баланс внутри помещения, создавая лишние поля, неизвестно как воздействующие на человека. Некоторые материалы остаются биологически активными, а это значит, что постоянный контакт с ними может вызвать смертоносные мутации клеток в организме. К тому же со временем они начнут разлагаться и выделять ядовитые вещества. И это еще не самое страшное. Главная проблема - утилизация подобных материалов, требующая больших затрат. Природа принимает обратно в свое лоно только то, что создала сама, остальное отторгается. Синтетические материалы не разлагаются, и получается, что их легче создать, чем потом уничтожить

 

Таким образом, производство и натуральных и искусственных материалов пока развивается бок о бок. И даже ярые сторонники натуральности вряд ли рискнут утверждать, что не пользуются ничем искусственным. Только самые отъявленные глобалисты, развернувшие боевые действия в городах Европы, могут призывать отказаться от благ цивилизации. Может быть, грядущим поколениям и наш век покажется непростительно роскошным из-за безумного растрачивания натуральных материалов. Таким, как нам сегодня представляются XVII-XVIII столетия, когда короли разбрасывались несметными богатствами.

 

Современные искусственные материалы, откликаясь на модное увлечение натуральностью, легко маскируются под природные аналоги, заменяя все что угодно. Дизайнеры сами пытаются создавать интересные фактуры, как обрабатывая традиционные материалы, так и планируя свойства их искусственных заменителей. Вашего мексиканского тушканчика запросто превратят в шанхайского барса. Хотите крокодила? - Получите. Можете заказать отделку под шкуру африканского слона или носорога, а цвет подберете под окраску стен. Возможности новых материалов безграничны. Все больше внимания уделяется тестированию вредных свойств. Старые искусственно созданные материалы вроде бетона, цемента, стекла, керамики рекламируются как состоящие из экологически чистых природных компонентов. Как современные дизайнеры относятся к натуральности и искусственности? Вероятно, каждый берет то, что ему нужно для воплощения творческого замысла. Большинство успешно работает и с теми, и с другими материалами, прекрасно осознавая невозможность обойтись исключительно натуральными вещами. Эту идею хорошо сформулировала итальянский дизайнер Паола Навона, отвечая на вопрос журналистов о том, какие материалы она предпочитает: Я работаю со всеми материалами. Мне нравится то, что можно пощупать, что вызывает приятные тактильные ощущения. Не столь важно, будут это натуральные или искусственные материалы. Я всегда стремлюсь к противоречивым сочетаниям самых различных вещей. Например, стул может иметь каркас из алюминия и сиденье из сделанного вручную пергамента. Недавно мы осуществили проект, целью которого было использование традиций народных ремесел. Очередной конкурс объявлен для молодых итальянских дизайнеров, которые должны сами разработать новый вариант ламината - модного отделочного пластика и предложить проект интерьера из него

 


 

Николай Мазуров Рынок можно двигать.
Этот новый старый дом….
Сны наяву.
Пляшем от печки.
На новый лад.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика