На главную -  Интерьер 

 

Отец отечества Петр Великий


Он был рожден всего лишь царем, а стал величайшим из ...

 

 

На что в России ни взгляни, все его началом имеем, и что бы впредь ни делалось, от сего источника черпать будут... 1
Он начал с того, что изменил летосчисление и ввел новый отсчет - от Рождества Христова, а каждый год - с первого января

 

Преобразовавший время, место и обстоятельства, самой историей Петр Великий был поднят на недосягаемую высоту и поставлен рядом с Цезарем и Александром Македонским

 

Проявляя интерес ко многим областям знаний, он отдавал предпочтение точным наукам, и особенно всему, что имело прикладное, практическое значение. Впервые увидев западноевропейскую цивилизацию во всем ее военном и культурном могуществе, Петр решает сделать Россию столь же сильной, переняв у Запада все для этого необходимое..

 

Провозгласив: Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую , определил концепцию своей жизни, трудился не покладая рук и умел почти все. Стратег, полководец, кораблестроитель (по утверждению иностранцев-мастеров - лучший в России), оружейный мастер, строитель, хирург, кузнец, зубодер, пушкарь, патологоанатом, боцман, чертежник, архитектор, дипломат... Царствование для него было службой России, так он исполнял свой Долг перед ней

 

В отличие от городов Древней Руси, развивавшихся стихийно и длительно, Петербург создается в исторически короткий срок и по регулярному плану. Строительство ведется под руководством профессиональных архитекторов при непосредственном участии самого Петра. Находясь под впечатлением от умно обустроенной голландской столицы, Петр часто повторяет: Если Бог продлит жизнь и здравие, Петербург будет другой Амстердам! В 1716 году царь утверждает план, разработанный Д. Трезини, по которому центр города располагается на Васильевском острове, пересекающемся прямоугольной сетью улиц и каналов... По свидетельствам современников, вернувшись в Петербург после долгого отсутствия, государь садится в шлюпку и едет на Васильевский остров осмотреть строительство. К величайшей своей досаде он замечает, что каналы и улицы по обеим сторонам слишком узки. Взяв карту Амстердама и вымеряв циркулем масштабы взятых за образец каналов, он удостоверяется в ошибке строителей и разгневанно кричит: Все кончено! Возвратясь во дворец, призвывает князя Меншикова, которому в отсутствие государево смотрение поручено было, и за ошибки невозвратные грозно говорит: Ты безграмотный, ни счета, ни меры не знаешь. Черт тебя побери и с островом! При сем схватил его за грудь, потряс так, что чуть душа из того не выскочила, и вытолкнул вон. А после говорил: Я виноват сам, сие дело не Меншиково... 2
Взявшийся за все разом, Петр был неутомимым тружеником, работником на троне . Поразительно неприхотливый в быту, избегавший роскоши и невероятно рациональный, он формирует для себя основной критерий красоты. Она представляется ему прежде всего порядком, сочетанием прекрасного с полезным

 

Революционные реформы, затеянные Петром, были предельно рациональны. В полной мере это касалось и устройства государства, и почти насильственного введения образования, и культурных начинаний, и созданию новой архитектуры - все должно было подчиняться действию начал разума, логики и порядка. (Образцом такого подхода может служить даже исправленный алфавит, из которого царской рукой было выброшено все, что казалось ему устаревшим.)
В 1703 году Петр заложил на берегах Балтики новую российскую столицу. Болотистая, почти необитаемая местность казалась ему удобной, чтобы ногою твердой стать при море и основать здесь порт

 

Некоторые особенности петровской архитектуры - колокольни, крепостные башни - все еще явно восходят к традициям русского зодчества. Яркий тому пример - здание Двенадцати коллегий, возводимое с 1722 года по проекту Д. Трезини (первый этаж) и Т. Швертфегера (верхние этажи). Плоскостной декор, двуцветные фасады, где на темно-красном фоне выделены белым архитектурные членения, отчасти напоминают облик Теремного дворца

 

Именно поэтому характерной чертой памятников архитектуры петровского времени стала их относительная простота, утилитарность и скромность декора. Это отличает дворец самого Петра, выстроенный в 1710-1714 годах по проекту Д. Трезини при участии А. Шлютера. Двухэтажное компактное здание, украшенное снаружи лишь невысокими рельефами между окнами первого и второго этажа, почти не отличалось от домов для именитых . По царскому приказу архитекторы разрабатывают типы жилищ для зажиточных и для подлых

 

При этом все возрастающие политические претензии России требуют от Петра сменить образец для подражания: вместо рационального и демократичного дома зажиточного амстердамского горожанина им становится роскошный дворец французского короля. Еще при Петре зарождаются те архитектура и парадные интерьеры, которые отличают знаменитые дворцовые ансамбли Петербурга и его пригородов

 

Однако, взяв за основу прагматичную и рациональную модель голландской архитектуры, подражание европейским образцам Петр превращает во всеобщую норму. Так, в домах существенно увеличивается число помещений и их площадь. Четкое разделение на функциональные пространства позволяет укорениться в русском интерьере самостоятельным кухне, столовой, кабинету, гостиной, туалетной, библиотеке. Из архитектоники исчезают своды, а плоские потолки становятся непременными в любом интерьере. Один из указов Петра обязывал иметь в домах беленые потолки и чисто содержать кухни. Для интерьеров характерно широкое использование изразцов: ими облицовывают печи, выкладывают стены и потолки. Изменения претерпевают размеры оконных и дверных проемов. Именно к этому периоду относятся попытки использования паркета. В обиходе появляются обои из ткани, полотна и шелка. (Во время путешествия Петра в Париж, где ему был оказан высокий прием, король Франции Людовик ХIV собственноручно вручает ему два сорта великолепных гобеленовских обоев , что было поистине царским подарком и считалось предметом небывалой роскоши даже в Версале.)
Начиная с 1720 года жилые помещения в домах знати начинают отапливать при помощи каминов. В целом же частные жилища уже в полной мере демонстрировали преимущества по-европейски организованного быта

 

Впервые проблемы архитектурного ансамбля решаются комплексно. Интерьер и детали отделки проектируются одновременно со всем зданием. Тщательно прорабатываются декор залов, оформление стен и потолков, фигурных печей, скульптурного убранства, а также меблировка и размещение зеркал

 

Положив одним из указов начало возведению усадебных комплексов, Петр принимает непосредственное участие в их проектировании. Появляются совершенно непохожие на традиционные русские палаты дворцы, созданные крупнейшими архитекторами своего времени, - Д. Трезини, Ж.Б. Леблоном, И.Ф. Браунштейном, Н. Микетти, М.Г. Земцовым, А. Шлютером и другими в стиле петровского барокко

 

Мечта Петра Великого иметь невиданную по красоте резиденцию у самого моря сбылась не в полной мере. Строительство Большого дворца после кончины царя продолжали Анна Иоанновна, Елизавета и Екатерина II

 

Петергоф - первая по времени создания летняя царская резиденция, вошедшая в историю как царство фонтанов - своеобразный символ морской стихии. Петр участвует в составлении планов парков и дворцов, имевших назначение восславить Россию как великую морскую державу . В Петергофе нет насосных станций. Уникальный самотечный водопровод длиной в 15 километров соорудил инженер В. Туволоков. Его изобретение позволило создать фонтанный ансамбль, не имеющий равных в мире. Вдохновителем самого главного - Большого каскада - становится сам Петр I

 

Идея дворца принадлежала Петру, который собственноручно делал чертежи с общей схемой здания и сада перед ним. Автором проекта принято считать А.Шлютера, имя которого в Европе было окружено ореолом славы. Он разработал проект и модель Монплезира, однако все интерьерные решения принадлежат самому Петру

 

Отрада Петра
Чарующая красота Петергофа радовала Петра долгие годы. Любимый его дворец, Монплезир, что в переводе означает моя отрада , построен в удивительном месте. Оно напоминало столь дорогую сердцу царя Голландию. В Монплезире, отдыхая от тяжелых трудов, Петр часами мог любоваться на море, на построенный им военный флот и на растущий год от года Санкт-Петербург. Тишина этого уголка, куда Петр разрешал приезжать только с таким делом, которое времени не терпит , порой нарушалось шумными многолюдными праздниками. В Монплезире принимали иностранных гостей. Сюда, подогретые винными парами, высаживались с барок участники водных ассамблей

 

Южный фасад Монплезира, выходящий к парку, имеет протяженность 67 метров. Застекленные окна-двери заполняют светом все здание и придают ему необычайную легкость. Южные фасады галерей по желанию Петра украшены декоративной росписью с изображением деревьев. Небольшой сад с фонтанами создал в 1718 году мастер садово-паркового искусства Л. Гарнихфельт

 

За два года был выстроен и частично отделан корпус с просторным парадным залом, кабинет царя и несколько жилых помещений. Он получил название Голландского домика. На следующем этапе строительства дворец приобретает окончательный вид: одноэтажное кирпичное здание с центральным повышенным объемом, перекрытым уступчатой крышей, двумя низкими сквозными галереями с широкими арочными окнами и небольшими павильонами по бокам. Окна и дверь настолько широкие, что заполняют практически весь фасад. Перед дворцом - обращенная к морю терраса с балюстрадой, в ней - выход к морю

 

Рядом с Парадным залом расположены Лаковый кабинет, кухня и буфетная. Стены кабинета украшают 94 лаковых панно. На липовых досках лаковыми красками изображены сюжеты из китайского быта. В Монплезире хранится ценная коллекция живописи, собранная Петром и состоящая из полотен преимущественно голландских художников-маринистов. По сути, это первая в России картинная галерея

 

Интерьер дворца великолепен и строг. В центре расположен Парадный зал, занимающий всю ширину корпуса. Он имеет два выхода - к морю и в сад. Потолок зала выполнен в виде большого купола и декорирован лепниной - скульптурными рельефами Времена года К. Б. Растрелли, а также живописными плафонами Ф. Пильмана. В центре изображен Аполлон, а по углам - аллегории четырех братьев-ветров: Зефира, Эвра, Нота и Борея. Стены украшены столь любимой Петром деревянной дубовой обшивкой и многочисленными картинами в лаковых рамках. Торжественность декора подчеркивает мраморный пол, выложенный в шахматы . Меблировку составляют массивные стулья и стол, на котором возвышается кубок, емкостью 1 литр 125граммов, с вензелем Петра. Надпись на латыни на кубке означает: Доброе дело в конце концов торжествует . Этот кубок на ассамблеях подносили провинившимся гостям

 

Этот дворец нисколько не напоминал пышные дворцовые постройки, украшавшие резиденции европейских монархов. Его облику свойственны черты, присущие всем немногочисленным дворцам - жилищам Петра Великого

 

В русской живописи сам Монплезир увековечен картиной знаменитого художника Н.Н. Ге Петр I допрашивает царевича Алексея

 


 

Архитектурная палитра Джона Посона.
La Murrina - мир цвета в оболочке из стекла.
В тридевятом царстве.
Уникальное чувство элитарности.
Barovier & Toso Company.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика