На главную -  Интерьер 

 

Пишу вам с Лимпопо


Каких только небылиц не рассказывали друг другу мореходы: будто бы в южных морях водятся исполинские чудища, которым ничего не стоит заставить море закипеть, или превратить его в вязкую трясину, или водоворот устроить такой, что любой корабль затянет как щепочку. А в неведомых землях водятся люди-гориллы и человекопсы. Да разве могло это остановить обитателей Старого Света, научившихся плавать по морям-океанам и алчущих несметных богатств и невиданных товаров

 

 

В 1517 году флотилия португальца Магеллана, снаряженная испанским королем Карлом I к Молуккским островам за пряностями, обнаружила пролив между Патагонией и островом Огненная Земля. Три месяца продолжалось тяжелейшее плавание, испортились провизия и вода, жевали кожу и охотились на крыс, умирали от цинги, но все же добрались до Филиппин, где смогли запастись продуктами и хотели плыть дальше, но в это время Магеллан был убит островитянами. Оставшиеся в живых спустя три года вернулись в Испанию, завершив первое кругосветное путешествие. В 1642-1644 годах голландец Абел Тасман открывает острова, позже названные Тасманией и Новой Зеландией, и составляет карту северного побережья Австралии. Правда, голландские власти поспешили засекретить эти важные открытия, чтобы другие страны не смогли захватить новые территории. Так что в XVIII веке Джеймсу Куку пришлось заново открывать южные земли и объявлять их колониями Англии. В 1778 году, в поисках пролива из северной части Тихого океана в Атлантический, Кук причалил к Гавайским островам, где и погиб в столкновении с туземцами

 

В XV столетии самыми экзотическими странами представлялись Индии и Китаи - так именовались отдаленные регионы Азии во времена Колумба. Европейские владыки, вкусившие роскоши, мечтали пополнить казну сокровищами восточных султанов и махарадж. В первых рядах искателей новых земель оказалась маленькая, да удаленькая Португалия. Принц Энрике, прозванный Генрихом Мореплавателем, снаряжал каравеллы и посылал их все дальше на юг вдоль берегов Западной Африки. Уже после него в 1487 году Бартоломеу Диаш обогнул мыс Доброй Надежды, впереди лежал путь в Индию. Начиналась эпоха Великих географических открытий, позволившая проникнуть в экзотические миры. Хотя лучше бы это случилось позднее, в более просвещенный век. Через десять лет по этому маршруту из Лиссабона отправилась флотилия, возглавляемая молодым дворянином Васко да Гама, которая наконец-таки достигла индийского порта Калькут. Нельзя сказать, что здесь им очень обрадовались. Европейские товары не поразили местных купцов, знакомых с китайскими и персидскими предметами роскоши. С трудом португальцы получили от раджи послание для своего короля и привезли немного пряностей. Зато во время второго похода они не стали церемониться - огнем и мечом прокладывали себе дорогу. На пятки Португалии наступала Испания. Однако Португалия по праву первооткрывательницы с благословения Папы Римского закрепила за собой все земли, которые будут открыты к югу от Канарских островов, сами же острова милостиво уступила Кастилии. Тут-то и подвернулся генуэзец Христофор Колумб, метавшийся между европейскими дворами в поисках спонсора для снаряжения экспедиции в Индии . После долгих мытарств его безумная идея плыть в Индию в западном направлении нашла отклик в Кастилии. Таким образом 12 октября 1492 года в результате рокового заблуждения был открыт Новый Свет

 

В XIX веке и затерянные миры находят своих самозабвенных исследователей. В Южной Африке по заданию Лондонского миссионерского общества работает врач Давид Ливингстон. Он составляет карту реки Замбези, открывает грандиозный водопад Виктория, первым из европейцев пересекает Африканский континент. Пока одни университетские мужи спорят, считать ли дикарей полноценными людьми или отнести их к переходной стадии развития между животными и человеком, другие смело шагают им навстречу и находят среди них настоящих друзей. Николай Николаевич Миклухо-Маклай в 1871 году поселяется на берегу Новой Гвинеи, где бок о бок с папуасами проводит целых десять лет. Вернувшись в Петербург, рассказывает о затерянном мире, где прекрасно обходятся без удобств и законов современной цивилизации. Благодаря таким людям нам сегодня хоть что-то известно о происхождении разнообразных экзотических вещей, которые все же сумели найти свое место в западной культуре

 

Открытые земли нужно было исследовать и осваивать. Оказалось, что легче переплыть океаны, выдержать жестокие штормы, перенести голод и болезни, чем, добравшись до неведомых краев, найти общий язык с их обитателями. Блеск золота застилал глаза. Потрясающей красоты золотые изделия американских индейцев переплавлялись в слитки. Чудом сохранившиеся произведения наивного искусства казались непонятными диковинками. Языческие штучки, привозившиеся из Нового Света, Африки, с островов Океании или Австралии, абсолютно не соответствовали европейскому образу жизни. Впрочем, и тогда находились любители подобных вещиц, собиравших диковинки для кабинетов курьезов . В 1470 году бургундский герцог Карл Смелый приобрел деревянных идолов из Западной Африки. Особой популярностью у знати пользовались африканские поделки из слоновой кости ивуары . Однако в XVI-XVIII веках в роскошных интерьерах в качестве экзотики воспринимались произведения искусства из буддийских или мусульманских регионов, где существовала своя высокоразвитая художественная культура. Настоящее увлечение первобытной экзотикой примитивных культур придет позднее

 

Современные дизайнеры уже давно осознали, что в функциональных стильных интерьерах лучше воспринимается нечто грубовато-неотесанное, жутковато-шаманское, желательно с людоедским привкусом, нежели изысканные предметы восточной роскоши, ставшие атрибутами классического стиля. Для хай-тека или минимализма кстати пришлись и африканские маски, и папуасская скульптура, и австралийские бумеранги, и перуанские ковры и пледы

 

Перелом во взглядах на экзотику произошел только на рубеже XIX-XX веков. В мире профессионального искусства тогда шли интенсивные поиски новых выразительных средств. Зарождались первые авангардистские течения. Именно художники разглядели в примитивном искусстве отсталых народов явление мировой художественной культуры. Пикассо, Модильяни и другие начали коллекционировать подобные произведения традиционного искусства. Особенно подкупала наивная выразительность негритянской и папуасской пластики, способной самыми незатейливыми средствами передать образы пронзительной силы. Творчество дикарей оказалось на уровне лучших образцов европейского авангарда. Порой наиболее редкие образцы африканской пластики на европейских аукционах оценивались выше произведений известных скульпторов и живописцев. Цивилизованный мир наконец спохватился и оценил то, что до сих пор безжалостно стирал с лица земли. В 1920-1930-е годы пронеслась новая волна повального увлечения негритянским искусством. Джаз, маски, украшения в африканском стиле, интерес к местному фольклору будоражат образованную европейскую публику

 

Порой действительно страшно приоткрыть дверь в этот загадочный чуждый мир. И тогда вспоминаешь Миклухо-Маклая. Островитяне Новой Гвинеи славились как искусные резчики по дереву. Резными фигурками они украшали свои каноэ, весла, сосуды, барабаны, щиты, а когда умирали близкие, изготавливали их забавные, с нашей точки зрения конечно, скульптурные изображения. По представлениям аборигенов, умерший родич воскресал в деревянном истукане. Подобные статуэтки хранили или в собственных жилищах, или в мужских домах, где сосредотачивалась вся общественно-ритуальная жизнь селения. Они не только оказывали покровительство живым, оберегая их от напастей, но и служили постоянным напоминанием о мести, ведь любая смерть расценивалась как результат вредоносной магии. Не случайно здесь же находились черепа врагов, добытые во время походов за головами . Такое казалось бы мирное ремесло, как резьба по дереву, было символически связано с жутким ритуалом каннибализма. Справедливости ради нужно пояснить, что охота за головами проводилась в исключительных случаях, а не для пополнения запасов провизии. Поедая мозг врага, аборигены надеялись получить его жизненную силу, что требовалось для восстановления плодородия природы и общественного благоденствия в целом. Нижнюю челюсть врага женщины носили в качестве нагрудного украшения. К черепу умершего родича относились с большим почтением. Его прикрепляли к трости, украшали перьями и раковинами, иногда носили на груди, считая сильнейшим талисманом, обеспечивавшим контакт с духом умершего. В традиционных верованиях скульптура предка отождествлялась с деревом: ветви - с руками, корни - с ногами, плод - с черепом. Человек же уподоблялся птице, клюющей плод. Птица поедает плод для поддержания жизни, и дерево от этого не гибнет. Так и человек, осуществляя свой ритуал охоты за черепами, служит поддержанию мироздания в целом

 

Любая подлинная экзотическая вещь связана с архаической структурой традиционной культуры. Мировосприятие, питающее ее, непостижимо, так как отделено от нас целыми тысячелетиями развития цивилизации. Через маску, скульптуру, музыкальный инструмент, кинжал, самую последнюю плошку с ложкой человек традиционной культуры общается с космосом, духами предков и природы, стремится восстановить равновесие мироздания. За каждым самым безобидным предметом кроется миф и ритуал

 

Каждый предмет африканский колдун мог превратить в фетиш. Фетиши устрашающего вида ставили у входа, чтобы они охраняли жилище от воров и других напастей. Им старались придать самый причудливый облик человека или животного: в глаза вставляли кусочки стекла или зеркала, в подбородок втыкали гвозди или другие острые предметы, чтобы увеличить магическую силу. Раскрашивали в три основных цвета: красно-коричневый, черный и белый. Белый цвет был связан со смертью; красный с жизнью, рождением, радостью и борьбой; черный с тьмой, хаосом, землей. В колдовских ритуалах всегда принимали участие деревянные фигурки и маски самого различного назначения. Нужно быть специалистом, чтобы разобраться в значении этих вещей. Тем более что в Африке живет очень много разных народов, и у всех свои обычаи. У народа бидього в Западной Африке женщине сразу после замужества вручают деревянную статуэтку, которая должна способствовать скорейшему наступлению беременности. После родов женщина возвращает ее старосте селения, чтобы тот передал талисман другой женщине. В Конго жрецы народа бабембе во время обряда обращаются к деревянному идолу китеки, который сообщает им решение богов и духов. К примеру, таким способом узнается имя новорожденного. Китеки 20 сантиметров высотой имел большие ступни, чтобы ни в коем случае не упасть во время церемонии, что сулит несчастье. На животе у него татуировка в виде волн, такую же татуировку делают жрецу. В ушах китеки глубокие отверстия, через которые входит дух. Когда французы захватили этот регион, они поняли, что местное население больше боится своих идолов, нежели колониальную администрацию. Солдатам отдали приказ отбирать и сжигать фигурки

 

В тропической Африке также создавали деревянную скульптуру, чтобы душа предка могла туда вселиться. В углубление, сделанное в голове, клали порошок из снадобий и пережженных костей умершего, после чего закрывали пробкой или крышкой. Считалось, что дух уже внутри и теперь к нему можно обращаться за советом или с просьбами. Скульптуры оставались среди домашних реликвий до тех пор, пока живые помнили мертвых: постепенно их заменяли новыми. Честно говоря, это немного успокаивает: раз от скульптуры избавились, продали бестолковому европейцу, значит дух там больше не проживает

 

Случалось, что скульптура и деревянные рельефы являлись наглядным пособием по народной мудрости. Например, крошечные бронзовые гирьки в виде разнообразных фигурок, изготавливавшиеся мастерами народа ашанти для взвешивания золотого песка, олицетворяли пословицы и поговорки. Вот некоторые из них. Гирька, изображающая охотника, на которого набросился леопард, соответствует поговорке: Лучше вовсе не стрелять в леопарда, чем промахнуться . Совсем как у нас: Не умеешь - не берись . Другая гирька в виде палача с головой казненного напоминает: Когда отрубили голову, уже нечего бояться . Еще одна гирька - петух с перекрученным горлом содержит назидание зарвавшемуся человеку: Петух, не кричи громко, ведь мать твоя - всего лишь яйцо
Орнаментальной резьбой, скульптурными изображениями украшались и многочисленные деревянные предметы обихода: посуда, трости, скамейки, табуреты, подставки, курительные трубки. В Заире мастера народности балуба делали замечательные табуреты, сиденья которых опирались на искусно вырезанную женскую фигуру. У народа ашанти в Гане стулья выполняли не только утилитарную роль. Здесь говорили: Между стулом и его хозяином нет секретов , подразумевая, что в этом предмете проживает дух его владельца. Стул передавался от отца к сыну. Когда на стуле не сидят, его нужно переворачивать набок, чтобы злой дух не мог завладеть им. Поэтому изготовление стула было делом весьма ответственным и сопровождалось молитвами. Каждые деталь и узор несли определенный смысл. Делались специальные стулья для мужчин и для женщин, богато украшались стулья для племенной знати и вождей. Трон вождя являлся символом его власти, он мог быть отделан золотом или серебром, но если вождь умирал, трон окуривали дымом, чтобы он покрылся черной копотью

 

Деревянная скульптура и маски важную роль выполняли в обрядах инициации - посвящения юношей и девушек в равноправные члены рода, а также в церемониях тайных мужских союзов, целью которых являлось поддержание авторитета традиционной власти. За изготовлением ритуальной скульптуры наблюдали жрецы - носители традиции, которые зачастую, не доверяя никому, сами занимались резьбой. Жрецы народа догоны прячут от людских глаз культовые фигурки, посвященные мифу о родоначальниках всего народа. В этих священных скульптурах заключена часть жизненной силы бога-созидателя Номмо и душ предков. Только жрецы могут кормить фигурки из специальных чаш. Все прочие имеют счастье лицезреть идолов и помолиться им раз в году, когда жрецы вынесут их из тайников

 

Африканская экзотика - это не только племенные деревянные идолы и маски. На Африканском континенте некогда существовали загадочные весьма развитые культуры, осколки которых были обнаружены археологами на территории современной Нигерии. От древней культуры Нок (X век до н.э.- III век н.э.), средневековых культур Ифэ (XII-XV века) и Бенина (XV-XVIII века) сохранилась великолепная терракотовая и бронзовая скульптура, выполненная в реалистической манере с некоторой долей стилизации. Когда в 1897 году город Бенин был захвачен и сожжен англичанами, из дворца правителя было похищено много художественной бронзы, которая разошлась по всем миру. Большое количество произведений осело в музеях и частных коллекциях в Англии и Германии. Поначалу даже не верилось, что такие совершенные бронзовые изделия были созданы местными мастерами, в авторстве заподозрили португальцев, побывавших в Бенине в XV веке. Однако же в XV веке в Европе такого не было и в помине: совершенная техника литья, абсолютная оригинальность стиля, образы, связанные с бытом и нравами африканской знати. Бронзовые головы оба - правителя Бенина отразили своеобразный обычай, сохранявшийся в некоторых районах до последнего времени. Женский эталон красоты требовал удлиненных пропорций шеи. Для этого на шею надевали металлический браслет, постепенно наращивая количество колец. Если женщина провинилась и заслужила смерть, достаточно было снять шейные кольца, чтоб лишить ее жизни

 

Удивительно, что одни скульптуры выполнялись в довольно условной манере, импонирующей нашему сегодняшнему вкусу, другие же отличались большей реалистичностью. Причем различные по стилю вещи могли происходить из одной или соседних областей. Возможно, секрет заключается в том, что когда мастер изображал потусторонние силы, он работал в условной манере: угадай, как там этот дух выглядит, - главное, чтобы было страшно. Другое дело, если нужно было создать портрет реальных людей, тут и сходство не помешает

 

Экзотика нынче в моде как никогда. Только вот беда: она быстро теряет первую свежесть, а затерянных миров больше не осталось. Где брать новую экзотику, когда нынешняя постепенно превратится в расхожие сувениры для неразборчивых туристов? Уже сегодня распространяется большое количество произведений аэропортного искусства - ремесленных поделок сомнительного качества и откровенно безвкусных имитаций, утративших связь с традиционной культурой. Мастера, раньше использовавшие мягкие породы дерева, теперь все чаще берут твердое красное и черное дерево. Такие вещи пользуются спросом, они прочнее, их можно отполировать, придав красивую блестящую поверхность. Но все это уже не то. Коммерция медленно, но верно убивает магическое очарование экзотики, которая не в состоянии вынести массового производства. Она нуждается в родных духах, в музыке и танце, без жертвоприношения она завянет.

 

На самом деле страсть к экзотике - это так по-человечески. Ее питают самые неизлечимые инстинкты: жажда новизны, желание обладать чем-то особенным, что и тебе самому придаст чудный ореол исключительности. Однако, став обладателем экзотической вещи, было бы неплохо ознакомиться с ее родословной. А прошлое подлинной экзотики может оказаться таким насыщенным... Нет, я не намереваюсь запугивать читателя черной магией. В большинстве случаев это вещи вполне безобидные. Владелец ритуальных предметов всегда может утешить себя тем, что если с этой вещью расстались по доброй воле, вряд ли она работала . С сильно действующими реликвиями не расстаются. Во всяком случае, лично вы никакого отношения к их африканским разборкам не имеете. Многие из этих вещей, в том числе и маски, хранились на домашних алтарях, время от времени их брали для проведения обряда вызывания дождя или для обеспечения плодородия полей, успешной охоты. Так что, если колдовство когда-то имело место, то оно необязательно было направлено во вред, чаще магические ритуалы осуществляются во благо. Впрочем, всегда надежнее прислушиться к собственным ощущениям. И если вас гложет червячок сомнения, а воображение рисует страшные картины, лучше не брать в дом предмет, вызывающий раздражение. Самовнушение - разрушительная сила похлеще любой магии. Но если мистические чувства вас не тревожат, вы надежно защищены оболочкой равнодушия и счастливого неведения

 


 

Эволюция пищеблока.
Философия комфорта.
Архитектура власти.
Финал сражения за свет.
Уют по-мужски.

 

На главную -  Интерьер 
 
Яндекс.Метрика