На главную -  Мебель 

 

Следует ли отменять лицензирование строительной деятельности?


Не первый месяц страну сотрясают споры по поводу необходимости существования строительного лицензирования. Противники лицензий изобретают всё новые и новые варианты их замены. Так, 22 января на парламентских слушаниях в Госдуме представили свои предложения разработчики законопроекта о саморегулировании в строительстве. По их мнению, саморегулируемая некоммерческая организация, объединяющая инженеров изыскателей, архитекторов проектировщиков и строительные организации должна стать достойной альтернативой государственному лицензированию.

 

Руководитель департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров считает, что законопроект может быть поддержан и принят в окончательном чтении в весеннюю сессию.

 

Напомним, что в строительной отрасли существует три лицензируемых вида деятельности: проведение инженерных изысканий, проектирование и строительство зданий и сооружений. В список работ, которые подлежат обязательному лицензированию, входят строительно монтажные, в том числе общестроительные, отделочные, санитарно технические, специальные и монтажные работы, а также работы по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочные работы и выполнение функций заказчика застройщика.

 

В России лицензирование как разновидность разрешительной политики государства впервые появилось в 1811-1812 годах, в период так называемой континентальной блокады. В то время предпринимателям стали выдавать лицензии для торговли с Англией, у которой тогда была ограничена внешнеторговая деятельность из за конфликта с Францией. Во второй раз о введении лицензирования заговорили лишь после перестройки, и только 8 августа 2001 года был наконец принят Федеральный закон О лицензировании отдельных видов деятельности .

 

Запуская механизм лицензирования, чиновники рассчитывали, что это гарантирует высокое качество строительных услуг. Однако после нескольких лет существования системы правительство установило, что она не защищает рынок от недобросовестных строителей, поскольку даже незаконные способы получения такой лицензии не слишком дороги. К тому же, по мнению законотворцев, получение лицензии это искусственный барьер, мешающий развитию рыночной экономики. В связи с этим с 1 января 2007 года было решено отменить лицензирование в строительстве.

 

Решение правительства вызвало волну протестов среди широких слоев населения. И вот новый год наступил а лицензии остались. Надолго ли?

 

Юрий Серов, директор Федерального лицензионного центра при Росстрое России (челябинский филиал):

 

 В рыночных условиях основание для любой деятельности это максимальное извлечение прибыли. И некоторые чиновники утверждают, что лицензирование мешает строителям эту прибыль извлекать, что оно является камнем преткновения в системе отношений между производителем и клиентом. С одной стороны, это действительно порог, но он защищает строительный рынок от вхождения на него нелегитимных и недееспособных организаций и поэтому необходим.

 

Если бы не было лицензирования, строители бы жили по обычным рыночным законам: каждый строил, как хотел, и продавал за сколько ему угодно. Однако строительство специфическая отрасль; от его качества напрямую зависит жизнь и здоровье всех граждан страны без исключения. И без государственного регулирования здесь не обойтись.

 

Сегодня в перечень требований, которые предъявляются к организации, получающей лицензию, входят: наличие квалифицированных кадров, качественных материальных фондов и выполнение законодательства. Также каждые пять лет сотрудники строительной компании должны проходить переквалификацию это тоже находится под контролем нашего центра. Требования жесткие, но большинство строителей их поддерживают и относятся к лицензированию положительно.

 

Лицензия это как паспорт для человека. Она создает компании положительный образ; без нее очень сложно участвовать в торгах, тендерах никто не воспримет всерьез. Если государственное лицензирование все таки отменят, нужно будет вводить другой механизм, выполняющий эти функции. Был проект создания так называемых технических регламентов, в которых должны были быть описаны все строительные нормы. Однако они до сих пор не составлены.

 

Что такое саморегулируемые организации и как они должны функционировать, точно не знает никто. Есть опасения, что они могут монополизировать строительную отрасль и полностью задушить малый и средний бизнес. А потому к их созданию нужно относиться с крайней осторожностью.

 

Революционные методы сегодня неуместны законодатели это понимают, и пока новый механизм контроля строительной сферы не сформирован, лицензии никто отменять не будет. Новый срок, в который должна произойти отмена, отодвинут на 1 июля 2007 года, но, по моему мнению, пройдет не менее пяти лет, прежде чем это состоится.

 

Разделяют ли мнение Росстроя сами строители? Чем для них является лицензирование бюрократическим препятствием или элементом создания нужного имиджа?

 

Это очень правильно, что все строительные работы лицензируются, и я очень рад, что лицензии пока не отменили. Особенно они важны в области многоэтажного строительства. Надеюсь, отмены не будет, ведь только при контроле государства можно быть уверенным, что у нас будет хотя бы небольшой набор квалифицированных специалистов.

 

Я не верю, что лицензию можно купить или получить каким то другим незаконным способом по крайней мере, с тех пор, как этим занимается Росстрой. Наша компания получала лицензию уже несколько раз, и я могу утверждать, что это достаточно сложная, длительная, требующая внимания процедура. Шесть наших специалистов и я в том числе потратили 60 часов на занятия на кафедрах Южно Уральского госуниверситета и всё для того, чтобы пройти переквалификацию и обновить лицензию. Ходить на эти занятия было даже интересно: я освежил свои знания и посмотрел на многие вещи под другим углом.

 

Нецелесообразно изобретать новый механизм регулирования строительной деятельности, потому что и этот работает вполне нормально. А то, что у нас развелось много недобросовестных строителей так в этом система лицензирования не виновата, они все равно работают без лицензии.

 

В настоящее время в проектно изыскательской и строительной сферах в нашей стране работает более 206,5 тысячи организаций и частных предпринимателей, имеющих лицензии. Из них более 700 иностранные. В 2006 году Росстрой выдал почти 72,8 тысячи лицензий, и с каждым годом их количество растет лицензии пользуются у строителей всё большей популярностью.

 

По словам руководителя Федерального агентства по строительств у и необходима тщательная проработка всех факторов, которые могут повлиять на строительную отрасль в связи с отменой лицензирования: Важно не допустить возникновения правового вакуума и снижения качества и безопасности в строительстве .

 

На сегодняшний момент работа по созданию альтернативного механизма регулирования строительства далеко не завершена: в связи с этим целесообразнее всего сохранить на некоторое время государственное лицензирование в отрасли. Недавно президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ . Лицензирование строительства в нем продляется до 1 июля 2007 года а что будет дальше, покажет время.

 

 

Срок отмены лицензирования строительной деятельности вновь может быть перенесен. На этом настаивают государственные лицензирующие организации. Основной их аргумент: лицензии - единственный эффективный инструмент контроля над качеством строительства. К тому же саморегулируемые организации, призванные заменить систему лицензирования, еще не достигли должного уровня развития. Точку зрения лицензионщиков разделяют и участники строительного рынка. Представители власти, напротив, считают, что именно отмена лицензий приведет к созданию нормальных строительных союзов.

 

Идея отменить лицензионный барьер в строительной деятельности впервые была озвучена Министерством экономического развития и торговли РФ в 2004 году. Исключив лицензии, чиновники ведомства рассчитывают вывести из тени порядка $35 млн в год, а также предотвратить увеличившиеся в последнее время случаи обвала строительных конструкций.

 

Лицензированные государством организации возводили аквапарк Трансвааль , бассейн в Чусовом, здание Басманного рынка в Москве, но выданная административными органами бумага не смогла обеспечить безопасность эксплуатации этих зданий и сооружений. В случае с чусовским Дельфином к ответственности не привлекли ни застройщика, ни собственника строения: обвинение предъявлено лишь представителям организации Уралпромэксперт , проводившей мониторинг здания и признавшей его пригодным к эксплуатации, несмотря на некондиционность одной из поддерживающих крышу ферм.

 

Отменить лицензии планировалось еще 1 января 2007 года. Считая такой шаг нецелесообразным, 20 марта 2006 года пермские строительные объединения направили письмо спикеру Госдумы Борису Грызлову, в котором говорилось, что отмена лицензирования в строительстве преждевременна, целесообразнее ее совершенствовать и создать такую систему государственного регулирования, которая была бы необременительна для всех участников строительной деятельности и потребителей строительной продукции .

 

Вместе с тем поддержку своей позиции у пермских властей строители не нашли. Занимавший тогда пост главы комитета строительства, архитектуры и градостроительства администрации Пермского края Александр Черепанов в беседе с Новым компаньоном заявил, что сами по себе лицензии не являются гарантией качества выполненных работ, они лишь разрешают подобный род деятельности . Кроме того, некоторые компании имеют, по его словам, две-три лицензии под разными названиями, но с одним и тем же рабочим составом, из чего следует вывод, что таким образом строители страхуют себя от неприятностей в случае отзыва одной из лицензий.

 

Тем не менее, сроки отмены лицензирования строительной деятельности были перенесены. В самый канун Нового года, 29 декабря 2006 года, Госдума принимает решение о новой дате отмены - 1 июля 2007 года. Но вероятность того, что она станет последней, и лицензии все же отменят, не слишком велика.

 

Против отмены выступает Федеральный лицензионный центр при Росстрое (ФЛЦ). В распространенном им заявлении приведен целый ряд аргументов в пользу сохранения старого порядка.

 

Первый аргумент - возможность посредством лицензирования эффективно контролировать строительную деятельность. По информации ФЛЦ, только в 2006 году проведено 56 тыс. проверок различных организаций и лишь в судебном порядке аннулировались 302 лицензии. Предлагаемую модель замены государственного регулирования обязательным членством в саморегулируемых организациях лицензионщики считают неэффективной вследствие неразвитости этих самых организаций.

 

Упразднению лицензирования в строительстве должно предшествовать опережающее развитие альтернативных институтов негосударственного контроля и регулирования и прежде всего проведение эксперимента по отработке механизмов саморегулирования в отрасли , - говорится в заявлении ФЛЦ. Однако никаких новых, более оптимальных, по их мнению, сроков отмены лицензирования руководители лицензионного центра не называют.

 

Пермские строительные организации разделяют мнение специалистов ФЛЦ. По словам исполнительного директора некоммерческого партнерства Западуралстрой Ювиля Каллю, лицензии пока являются единственным эффективным инструментом контроля качества произведенных работ. Конечно, и лицензированные организации не застрахованы от ошибок, но разрешительный документ позволяет минимизировать их количество. Лицензии были и остаются гарантией качества, и никакой другой механизм их пока не заменит , - считает Каллю.

 

Специалисты департамента планирования и развития территории администрации Перми не разделяют официальную точку зрения представителей строительных и лицензирующих организаций. Зачаточное состояние профессиональных строительных союзов во многом объясняется тем, что в их совершенствовании бизнесмены не видят острой необходимости. Отмена лицензий должна привести к бурному развитию саморегулируемых организаций, поскольку придется отлаживать альтернативный механизм контроля качества. Члены этих организаций станут требовательней и к себе, и к своим коллегам, что быстро нивелирует негативные стороны отмены лицензий , - считают в департменте.

 

Другие строительные организации пока предпочитают воздерживаться от официальных комментариев на щекотливую тему. Неофициальные источники в компаниях утверждают, что отношение к грядущей отмене спокойное, хотя периодически нервозность дает о себе знать.

 

Сложно сказать, будут ли здания, построенные безлицензионными компаниями, менее надежными и долговечными. В конце концов, существует масса механизмов контроля над качеством, и их никто не отменит. Но то, что с отменой лицензии будет чуть проще выйти на строительный рынок - факт безусловный. Пусть не сразу, но это так или иначе увеличит конкуренцию в строительной сфере региона , - рассуждает собеседник Нового компаньона в одной из крупных строительных компаний Пермского края.

 

Позиция всех заинтересованных сторон с течением времени практически не меняется. Строители и лицензирующие организации считают, что отмена лицензий неизбежно скажется на качестве возводимых зданий. Чиновники, в свою очередь, утверждают, что отмена очередного барьера позволит либерализовать рынок, создать мощную конкурентную среду. Какое из этих мнений является более убедительным для постоянно переносящей срок отмены лицензирования строительной деятельности Госдумы, станет известно в течение ближайших месяцев.

 


 

Солнечные системы теплоснабжения.
Пилы аккумуляторные.
Подбор краски.
Пройдемся... по потолкам.
Штукатурные работы.

 

На главную -  Мебель 
 
Яндекс.Метрика